Rambler's Top100

№ 49 - 50
1 - 20 января 2002

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Предсказывать трудно…

Предсказывать трудно - особенно будущее

Из парламентского фольклора

Рубрику ведет заведующий Лабораторией Центра демографии и экологии человека,
кандидат физико-математических наук
Евгений Михайлович АНДРЕЕВ

О роли миграции в прогнозах населения России: тезис, антитезис и синтез

В последнее время оживились споры о прогнозах населения России - краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных. По-видимому, на них появился спрос, возможно даже платежеспособный. Видимо, не случайно 19 декабря 2001 в Министерстве труда и социального развития Российской Федерации состоялся специальный семинар "по обсуждению методологии прогнозных расчетов численности населения".

Демоскоп намерен посвятить различным подходам к прогнозированию демографического будущего России одну из ближайших тем номера. Так что тот аспект "методологии прогнозных расчетов", которого мы коснемся сейчас, это лишь присказка - сказка будет впереди. Но и присказка наша - не простая, а диалектическая. Речь пойдет о великой методологической триаде: тезис - антитезис - синтез.

Тезис

"При определении стратегических целей миграционной политики необходимо осознать новую миграционную обстановку, возникшую в России в 90-е годы и новую роль внешней миграции как единственного источника пополнения убывающего российского населения. В то же время следует избегать крайних выводов из сложившейся ситуации и ориентироваться на нереально высокие уровни притока населения извне. В ближайшее время для этого не будет ни экономических, ни политических, ни культурных предпосылок. Сейчас в качестве первоочередной задачи следует рассматривать содействие переселению в Россию русских и других русскоязычных граждан бывшего СССР, а также представителей других коренных народов России (татар, башкир и других), оказавшихся вне пределов России, но желающих в нее вернуться".

Население России 1998. Шестой ежегодный демографический доклад Центра демографии и экологии человека ИНП РАН. Москва, 1999, с. 138-139.

"Третий компонент изменений численности населения страны - миграция. В нынешних условиях - это единственный реальный источник прироста населения России, благодаря которому все последние годы удавалось если не предотвратить сокращение ее населения, то, по крайней мере, заметно его ослабить… Если бы не приток мигрантов, то убыль населения России за 1992-1998 годы составила бы не 2 млн. человек, как это было на самом деле, а приблизилась бы к 5 миллионам. Но и этот источник на глазах иссякает. Нетто-миграция из стран СНГ и Балтии из года в год сокращается... Остановить падение миграционного прироста и усилить роль миграции как фактора, противостоящего депопуляции России, можно только за счет увеличения притока иммигрантов. Однако ничто - ни в объективно наблюдаемых тенденциях, ни в политике государства - не позволяет ожидать такого увеличения в обозримом будущем".

Население России 1999. Седьмой ежегодный демографический доклад Центра демографии и экологии человека ИНП РАН. Москва, 2000, с. 169.

"России случалось прибегать к этому способу заселения страны. Откуда взялись два миллиона немцев, которые ныне, мыкаясь безысходно по российской или казахстанской земле, все чаще кончают тем, что уезжают на свою историческую родину? Это потомки тех, кого еще Екатерина Вторая зазвала в Россию, когда не хватало своих людских ресурсов для заселения вновь колонизуемых земель. Так же в России появились и сербы, и болгары, и греки, и армяне. Сейчас положение посложнее, чем тогда".

А. Вишневский. "Русский крест". "Новые Известия" 28 февраля 1998 г.


"Формируясь только за счет процессов естественного воспроизводства, население страны неизбежно будет уменьшаться в размере и быстро стареть. Обеим этим тенденциям способен противодействовать только приток иммигрантов - в большей или меньшей степени, в зависимости от объема и состава миграционных потоков… Сокращение численности населения поставит Россию перед очень жестким выбором. Она должна будет либо смириться с непрерывным ухудшением и без того не лучшего соотношения население/территория, либо достаточно широко открыть двери иммиграции. И то, и другое решение имеет свои нежелательные последствия, выбирать придется наименьшее из зол… Но едва ли стоит рассчитывать на то, что миграционный прирост сможет полностью нейтрализовать нежелательные последствия современных демографических тенденций, в частности, падения рождаемости намного ниже уровня простого замещения поколений".

"С чисто количественной точки зрения этот источник [иммиграция] неисчерпаем, ибо большая часть планеты перенаселена. Разность демографических (и экономических) потенциалов бедных (переживающих демографический взрыв) и богатых (но входящих в полосу депопуляции) стран такова, что переток населения из первых во вторые в XXI веке неизбежен. Но ясно и то, что, достигая значительных масштабов, такой переток порождает множество новых проблем, в том числе и очень острых. Вне всякого сомнения столкнется с этими проблемами и Россия, и, возможно, именно это звено демографической ситуации породит наибольшее число проблемных узлов, с которыми придется иметь дело будущим российским политикам.
Но сани надо готовить летом. Нужно не ждать, сложа руки, когда новые, но вполне предсказуемые проблемы начнут становиться явью, не прятать голову под крыло несбыточных мечтаний, утопических иллюзий, которые уже не раз были развеяны жизнью, а идти навстречу новым вызовам, загодя готовиться их принять. Нужно отрешиться от примитивной веры в "преодоление депопуляции", в возврат к "добрым старым временам", а принять суровую реальность и всерьез задуматься над новыми экономическими и политическими концепциями, над новыми управленческими схемами, без которых нельзя будет выжить в этом совершенно новом времени".

Население России 2000. Седьмой ежегодный демографический доклад Центра демографии и экологии человека ИНП РАН. Москва, 2001, с. 150-151, 157.

Антитезис

"Специфика России в том, что и в современных условиях ее социально-демографические параметры в большей мере определяются естественным воспроизводством, а не внешней миграцией… В ближайшие десятилетия население России будет развиваться скорее по типу "закрытого" и его динамика будет определяться соотношением уровней рождаемости и смертности... С учетом сказанного для внешней миграции… была принята только одна гипотеза, представляющаяся наиболее вероятной, - неизменное сокращение масштабов притока и уменьшение миграционного прироста…

Такой сценарий не является оригинальным. Он лишь полемизирует с мнениями некоторых экспертов, либо пугавших новой "четвертой" волной реэмиграции, способной захлестнуть Россию1, либо, напротив, убеждавших общественное мнение в том, что иммиграция русскоязычных граждан в Россию может стать панацеей от депопуляции. В части внешних миграций данный прогноз исходит из разработок Центра социальной демографии ИСПИ РАН".

С.П. Ермаков, О.Д. Захарова. Демографическое развитие России в первой половине XXI века.
Москва, ИСПИ РАН, 2000, с. 44-45.

"Акцент на пролонгирование2 конъюнктурных трендов миграции… свидетельствует не столько о крупных методических просчетах, сколько о том, что его авторы, с одной стороны, не признают возможности выхода из состояния депопуляции за счет естественного движения населения, а с другой - необоснованно переоценивают возможности и достоинства варианта демографического развития, при котором динамика населения полностью зависит от внешнего миграционного допинга.
Эта позиция является краеугольным камнем всей концепции демографического будущего, конструируемого в прогнозах ИНП РАН. По мнению этой группы ученых, только высокая внешняя миграция может обеспечить рост населения России… Ориентация прогнозистов на долговременные тенденции миграции, и то с определенной долей условности, возможна исключительно для социально и политически стабильных государств. Россия переживает с середины 80-х годов череду социально-экономических и политических реформ…".

"Все сценарии прогноза [ИСПИ РАН] заведомо отвергают возможность перехода к миграционной зависимости, хотя и не отрицают полезности использования миграционного потенциала русскоязычных диаспор в странах нового зарубежья, особенно в ближайшее десятилетие… Анализируя концепцию замещающей миграции, необходимо признать, что идея, лежащая в основе ее формирования, вряд ли имеет своей основной целью поиск стратегических решений наиболее актуальных демографических проблем стран, находящихся в состоянии депопуляции…"

Демографическое будущее России. Под ред. Л. Л. Рыбаковского и Г.Н. Кареловой.
Москва, "Права человека", 2001, с. 36, 40.

Синтез3

"Особая роль в достижении стратегически необходимых параметров демографического развития Российской Федерации (стремление к стабилизации численности населения) в ближайшие десятилетия по многим причинам принадлежит миграции населения как самому оперативному и наиболее управляемому среди демографических процессов. Именно с миграцией Россия может связывать смягчение негативных тенденций депопуляции и старения в ближайшей перспективе. Ориентируясь на миграцию как важнейший источник корректировки складывающихся демографических тенденций и как средство повышения демографического потенциала слабозаселенных территорий, наша страна остается верной своему историческому опыту… Для нашей страны миграция - это сегодня один из кратчайших путей, который Россия должна использовать для осуществления стабилизации численности своего населения".

Демографическое будущее России. Под ред. Л. Л. Рыбаковского и Г.Н. Кареловой.
Москва, "Права человека", 2001, с. 45.


1 - Демоскопу не удалось разыскать таких экспертов. По-видимому, авторы спутали два похожих иностранных слова: эмиграция и иммиграция. Обычно, когда говорят о "четвертой волне", имеют в виду современную эмиграцию из России. Некоторые западные эксперты действительно опасались, что она захлестнет Европу, но где имение, а где - наводнение?..

2 - Словарь нашего компьютера не знает этого слова, и мы, возможно, тоже не очень хорошо его понимаем. А, возможно, его не понимают цитируемые авторы. Мы думали, что оно означает что-то вроде "сохранения", "продолжения". Но нам казалось, что выше речь шла как раз о противоположном, о необходимости изменить тренды миграции так как приток иммигрантов "на глазах иссякает".

3 - А может быть "плагиат"? С этими иностранными словами никогда не знаешь, какое больше подходит к случаю.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most