Новости в подробном изложении
Глава миссии Международной Организации по миграциям в Бонне/Берлине Ирина Омельянюк выступила на конференции "Занятость и защита работников мигрантов в Европе", состоявшейся в Балатоналига (Венгрия) в июне 2000 г., с Заявлением, озаглавленным "Миграционный вызов в Центральной и Восточной Европе". В Заявлении, в частности, отмечается, что в ближайшие три десятилетия, по мере расширения Европейского Союза (ЕС), наиболее вероятно дальнейшее увеличение миграционного обмена между странами Центральной и Восточной Европы (ЦВС) и западноевропейскими странами.
Важнейшие факторы, от которых будут зависеть как масштабы и направления миграции, так и политика правительств стран ЦВС в ближайшие десятилетия:
1. Потребность стран ЕС в иностранной рабочей силе
2. Различия в заработной плате на западе и востоке Европы
3. Крупномасштабный и быстрый рост индустрии нелегальной миграции, в частности организованной нелегальной миграции рабочей силы
4. Степень согласованности визовой политики стран ЕС и ЦВС.1. Потребность стран ЕС в иностранной рабочей силе
Согласно недавнему докладу UNFPA, во многих секторах западноевропейской экономики потребность в рабочей силе всех уровней квалификации выше, чем западноевропейские страны могут обеспечить за счет собственных демографических возможностей.
Три четверти всей торговли ЕС со странами ЦВЕ сейчас приходятся на государства, непосредственно граничащие с ЦВЕ (Австрия, Германия, Греция, Италия, Финляндия), а 80% временных трудовых мигрантов из ЦВЕ работают в Германии. В ближайшее время эти соотношения вряд ли изменятся, ожидаемая ежегодная трудовая миграция в Германию из стран Центральной Европы оценивается в 220 тысяч человек.
2. Различия в заработной плате
Ожидается, что различия в уровне зарплаты между ЕС и ЦВС будут сохраняться, и это будет служить важным стимулом миграции с востока на запад. В то же время, по мере сближения уровней оплаты труда в ЕС и ЦВС, страны ЦВС сами будут все больше притягивать иммигрантов из-за своих восточных границ. Уже сейчас наблюдается значительный рост краткосрочной и среднесрочной миграции рабочей силы в страны ЦВС, в том числе и нелегальной (напр., ежегодное число нелегальных мигрантов в Польшу оценивается в 100-150 тысяч).
Опыт показывает, что в условиях свободной миграции временная миграция из ЦВС более вероятна, чем постоянная. Наиболее вероятен приток рабочей силы для временной работы в таких предъявляющих спрос на рабочую силу отраслях, как строительство, индустрия обслуживания, торговля, а также, во все возрастающей мере, в таких отраслях, как информатика, нуждающихся в специалистах высокой квалификации. При этом будет неизбежно разрастаться теневой оборот рабочей силы.
Как показывают исследования, растущее число молодых людей - граждан ЕС, имеющих относительно хорошую подготовку, ищут кратковременной недокументированной работы как в ЕС, так и в ЦВС. В 1998 году, по оценкам, 50 тысяч граждан стран ЕС нелегально работало в Польше, 40 тысяч - в Чешской Республике. Таким образом, движение идет в обоих направлениях: с востока на запад и с запада на восток.
3. Организованная нелегальная миграция
После распада СССР все большее число стран ЦВЕ становятся излюбленными путями транзитной нелегальной трудовой миграции на Запад, все чаще - из СНГ. Это создает условия для доходного бизнеса по организации нелегальной миграции. Его жертвами становятся, в первую очередь, некоторые уязвимые категории населения, например, женщины, которые часто вовлекаются в проституцию. Борьба с организованной нелегальной миграцией как видом криминальной деятельности в большинстве европейских стран ведется недостаточно. Причиной этому служит часто не отсутствие соответствующего законодательства, а недостаток средств и технических возможностей для его проведения в жизнь.
Феномен организованной нелегальной миграции мало известен, его изучение в Европе только начинается.
4. Согласованная визовая политика
Борьба с нелегальной миграцией требует проведения согласованной визовой политики как в странах ЕС, так и в странах ЦВЕ. В частности, это необходимо потому, что ЦВЕ служит внешним буфером для ЕС по отношению к мигрантам с востока и юга, а именно оттуда можно ожидать наибольшего их наплыва, тогда как приток мигрантов собственно из стран ЦВЕ со временем будет сокращаться.
В Заявлении названы три первоочередные задачи, решение которых позволит сократить нелегальную миграцию в страны ЕС:
1. Сбор и накопление информации о миграции и обмен ею;
2. Совершенствование систем регулирования законной трудовой миграции;
3. Разработка программ возвратной миграции в странах-поставщиках нелегальной иммиграции, в том числе в странах ЦВЕ.Источник: http://www.iom.int/iom/Statements/omelianuk_hungary_june00.htm