Демографическая аналитика
"Замещающая миграция: дает ли она решение проблем сокращения и старения населения?"
Отдел Населения Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН подготовил доклад под названием "Замещающая миграция: дает ли она решение проблем сокращения и старения населения?". Под "замещающим" понимается приток иммигрантов, способный предотвратить сокращение численности и старение населения в странах с низкими уровнями рождаемости и смертности.
Согласно прогнозам ООН, в период с 1995 по 2050 г. численность населения практически всех европейских государств, а также Японии уменьшится. Например, в таких странах, как Болгария, Италия или Эстония, она сократится на 25-30%. Население всех этих стран сильно постареет, средний возраст их жителей достигнет небывалых в истории значений, и резко упадет коэффициент демографической поддержки пожилых, т.е. отношение числа лиц трудоспособного возраста (от 15 до 64 лет) к числу лиц в возрасте 65 лет и старше. Во многих странах он сократится более, чем наполовину: с 4 или 5 до 2, в России - с 5,6 до 2,4.
Эти две ключевые тенденции и их последствия подробно рассматриваются в докладе на примере восьми стран с низкой рождаемостью (Великобритания, Германия, Италия, Россия, США, Франция, Южная Корея и Япония), а также Европы в целом и Европейского Союза. В каждом случае анализируются несколько альтернативных сценариев иммиграционного притока в 1995-2000 гг. и его возможное влияние на изменения численности населения и старение.
Основные выводы доклада заключаются в следующем:
- Только население США в ближайшие 50 лет будет расти и, согласно прогнозным оценкам, увеличится почти на четверть. Население Европейского Союза, превышавшее население США в 1995 г. на 105 млн. человек, в 2050 г. станет меньше его на 18 млн. Наиболее драматичное сокращение численности населения ожидается в Италии - на 28%, согласно среднему варианту прогноза.
- При отсутствии замещающей миграции сокращение численности населения неизбежно. Даже если уровень рождаемости несколько повысится, маловероятно, что удастся достичь хотя бы простого замещения поколений в ближайшем будущем.
- Иммиграция может предотвратить сокращение населения во всех странах, рассмотренных в докладе, однако необходимая для этого величина миграционного притока варьирует по странам. Европейский Союз сможет избежать сокращения численности населения, если размеры иммиграции сохранятся на уровне 90-х годов. Для Европы в целом достижение этой цели потребует удвоения иммиграции. Для России потребность в замещающей иммиграции на протяжении всего периода до 2050 г. оценивается в 498 тыс. человек в год (около 25 млн. человек за 2000-2050 гг.).
- Число иммигрантов, необходимое для того, чтобы предотвратить уменьшение численности населения в трудоспособных возрастах, больше (иногда в несколько раз больше) того, которое требуется для предотвращения убыли всего населения. Для России оно оценивается авторами доклада в 715 тыс. человек в год. Если бы такие иммиграционные потоки реализовались, иммигранты, въехавшие в соответствующие страны, и их потомки составили бы в 2050 г. очень значительную долю всего их населения, например, в Японии, Германии и Италии - от 30% до 39%.
- При отсутствии иммиграции коэффициенты поддержки пожилого населения могли бы сохраниться на современном уровне за счет повышения верхней границы трудоспособного возраста примерно до 75 лет (в России - до 73 лет).
- Сокращение численности и старение населения требует всеохватывающего пересмотра основ современной социальной политики и социальных программ с точки зрения перспектив долгосрочного развития. Среди ключевых проблем следует выделить: (а) определение нижней границы пенсионного возраста; (б) масштабы и причины выхода на пенсию и их взаимосвязь с медицинским обеспечением пожилого населения; (в) занятость; (г) доля отчислений из заработков в пользу пенсионного и медицинского обеспечения пожилых; (д) политика и программы в области международной миграции и адаптации мигрантов и их потомков.
Доклад доступен на сайте Отдела населения ООН
Комментарий ДемоскопаВыводы демографов ООН относительно роли миграции в поддержании численности населения России совпадают с выводами Центра демографии и экологии человека. Эта проблема анализировалась исследователями Центра при разработке демографического прогноза для России еще в 1994 г., и они пришли к заключению, что избежать убыли населения России без значительного ежегодного притока мигрантов невозможно. В одном из ежегодных докладов Центра эта ситуация была представлена следующим образом:
"Госкомстат РФ исходит из предположения, что положительный миграционный прирост сохранится, но его величина будет сокращаться. В его демографическом прогнозе, составленном в 1993 г., высокий миграционный прирост рассматривался как часть "пессимистического" сценария, низкий - "оптимистического", таким образом, приток населения вольно или невольно оценивался как не очень желательный. На быстрое снижение миграционного прироста ориентирован и самый последний (1996 г.) прогноз Госкомстата. Но в свете новых демографических и политических pеалий будущее внешних мигpаций можно видеть и по-иному, рассматривать значительный приток населения в Россию не как временное кризисное явление, а как нормальный, долговременный, постоянно действующий фактор. Из такой посылки исходит "верхний" вариант прогноза миграции Центра демографии и экологии человека, предусматривающий долговременное сохранение миграционного прироста населения России на уровне, близком к 0,5 млн. человек в год." (Население России 1996. Четвертый ежегодный демографический доклад. М., Центр демографии и экологии человека, 1997, с. 135-136).
Таким образом, оценка среднегодовой замещающей миграции для России в 498 тыс. человек в докладе ООН полностью совпадает с прогнозными расчетами Центра демографии и экологии человека.
В то же время нельзя удержаться от серьезных критических замечаний в адрес доклада ООН в той части, в какой речь идет о последствиях старения населения. Выводы доклада, делающие упор на падение коэффициента поддержки пожилых, могут быть оспорены.
Коэффициент поддержки пожилых во всех странах с низкой рождаемостью, в том числе и в России, конечно, падает и будет продолжать падать. Однако население в трудоспособном возрасте поддерживает не только пожилых, но и детей, и поэтому важно знать, как изменяется совокупная нагрузка трудоспособных детьми и пожилыми. А так как старение населения заключается не только в росте доли пожилых, но и в сокращении доли детей, то совокупная поддержка падает отнюдь не так драматически, как поддержка одних только пожилых. Чтобы убедиться в этом, достаточно сопоставить приведенный в докладе ряд коэффициентов поддержки пожилых в России с не приведенным в нем (но тоже основанным на цифрах доклада) рядом коэффициентов совокупной поддержки пожилых и детей.
Год Коэффициент поддержки пожилых Совокупный коэффициент поддержки пожилых и детей 1950 10,49 1,85 1975 7,66 2,11 1995 5,62 2,03 2000 5,54 2,26 2025 3,68 2,00 2050 2,43 1,54 Если коэффициент поддержи пожилых в 2050 г. действительно будет более чем в четыре раза ниже, чем в 1950 и более чем вдвое ниже, чем в 2000 г., то коэффициент совокупной поддержки в 2050 г. упадет значительно меньше - до 68% от уровня 2000 г. и до 83% от уровня 1950 г. При этом все-таки нельзя не учитывать роста производительности труда, который постоянно увеличивает количество благ, производимых одним трудоспособным. В свете этих соображений вывод о неизбежности повышения возраста выхода на пенсию до 73 лет представляется более, чем поспешным.
![]()