Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 851 - 852
16 - 29 марта 2020

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«Русская служба BBC» о коронавирусе в Италии
«Российская газета» и «Новая газета» о коронавирусе в Великобритании и Южной Корее
«Wired Magazine», «Forbes», «The Marker», «Медуза», «Slate.fr», «SwissInfo» и «Новая газета» о борьбе с коронавирусом
«Liberation» о готовности российской медицины к коронавирусу
«Правмир» о церковной жизни во время эпидемии
«Die Welt» о прошедших эпидемиях
«Expressen», «Aktuality», «The American Conservative», «Российская газета» о миграционном кризисе
«Комсомольская правда» и «Российская газета» о миграционной политике

«Российская газета» о демографических итогах 2019 года
«Росбалт» о демографической яме
«Коммерсантъ», «Forbes» и «Aftenposten» о политике в области рождаемости
«РИА Новости» и «Аргументы и Факты» о детях в семье
«Известия» о соотношении полов при рождении
«Le Figaro» о положении женщин на рынке труда
«Росбалт» о среднем классе
«Мир24» и «РБК» о здоровье мужчин и женщин
«Los Angeles Times» и «Русская служба BBC» о венерических заболеваниях
«Новые Известия» о продаже алкоголя
«Yle» о сценариях апокалипсиса

о миграционной политике

Путин провозгласил миграционную революцию

Россия введет новый "вид на жительство", упростит получение паспортов и создаст единую базу мигрантов

Владимир Путин утвердил перечень поручений по реализации Концепции государственной миграционной политики на ближайшие шесть пять лет, в которых предполагается принципиально реформировать работу и миграционных режимов, и института гражданства России.
И если целью миграционной политики страны расплывчато называется "формирование отвечающей интересам Российской Федерации миграционной ситуации", то в самом тексте поручений идут вполне конкретные дела. Тем более, что документ начинается с критики существующей ситуации, которую и необходимо исправить.
В частности говорится, что "существующие миграционные правила недостаточно ясны и унифицированы, уровень применения информационных технологий при предоставлении государственных услуг и осуществлении государственного контроля в сфере миграции остается невысоким. Иностранные граждане, приезжающие в Россию в целях работы, часто стремятся обойти существующие сложности в оформлении миграционных статусов уходом «в тень». Не полностью устранены ситуации, когда люди, способные органично включиться в систему позитивных социальных связей и стать полноправными членами российского общества, сталкиваются с неоправданными сложностями в получении гражданства Российской Федерации".
Говоря проще, официально признается то, о чем множество раз говорилось на самых разных уровнях - получить российское гражданство сложно, муторно и долго. Признается и то, что "точечные изменения миграционного законодательства, а равно ужесточение юридической ответственности не приведут к качественному улучшению".
Поэтому работа будет вестись в нескольких направлениях:
- создание благоприятных условий переселения в Российскую Федерацию и получения, при желании, российского гражданства лицами, владеющими русским языком и близкими нам по ментальности и культуре;
- формирование понятных миграционных правил как для людей, готовых выбрать Российскую Федерацию в качестве нового места проживания, так и для тех, кто приезжает к нам на время, в качестве туриста, для работы, учебы или с другими целями;
- повышение уровня обеспечения безопасности, в том числе за счет более широкого внедрения современных информационных технологий в процедуры предоставления государственных услуг и осуществления государственного контроля.

ВИД НА ЖИТЕЛЬСТВО - ГЛАВНЫЙ ДОКУМЕНТ
Постоянное проживание (вид на жительство) станет основным миграционным статусом, позволяющим иностранцу в перспективе претендовать на получение гражданства России в общем и упрощенном порядке. Разрешение на временное проживание как отдельный миграционный статус перед получением вида на жительство исключается.
Объясняется это тем, что "институт разрешения на временное проживание в существующем виде фактически себя изжил. Разрешение на временное проживание нередко приобретается, чтобы избежать получения разрешительных документов для временной трудовой деятельности". А для лиц, желающих получить гражданство России, необходимость оформлять разрешение на временное проживание перед получением вида на жительство выступает лишней бюрократической ступенью. Это пустая трата времени, сил и денег.
Для получения вида на жительство необходимо:
- регистрация в государственной информационной системе,
- проживание на территории Российской Федерации,
- соблюдение законодательства Российской Федерации,
- отсутствие опасных заболеваний,
- знание русского языка.
Срок действия вида на жительство не ограничивается.

ПАСПОРТ РОССИИ ПО ТРЕМ ПОРЯДКАМ
Для приема в гражданство России устанавливается три порядка: общий, упрощенный и особый.
Общий порядок - на общих условиях и применяется «по умолчанию» ко всем иностранным гражданам и лицам без гражданства. Дополнительно предлагается введение комиссионного порядка оценки претендентов на получение гражданства на уровне региона.
Упрощенный порядок применяется к лицам, в отношении которых снимаются некоторые требования. Это люди из стран, близких к России в социокультурном отношении, имеющие "позитивные социальные связи в России, уязвимого положения и другое".
Условия приема в гражданство в рамках общего и упрощенного порядка предполагают знание русского языка и отсутствие социально-конфликтных ситуаций в период периода проживания на территории России.
"Особо ценные для России иностранные граждане" могут быть приняты в российское гражданство в особом порядке. Он будет охватывать отдельные категории лиц, "решение по которым требует оценки неочевидных фактов и в связи с этим – комиссионного рассмотрения, особых процедур и высокого уровня принятия решения". Тут уже решение будет принимать лично президент России.
Поручениями предусматривается "создание унифицированного миграционного режима для долгосрочного пребывания на территории России". Это единый миграционный режим для долгосрочного пребывания (более 90 дней в году) с любыми законными целями, включая работу и получение образования, без оформления вида на жительство и приобретения гражданства. Такие правила будут применять ко всем иностранным гражданам, въезжающим в Россию в порядке, не требующем получения визы, включая граждан государств – членов ЕАЭС, за исключением граждан Белоруссии.
Для этого будет необходимо:
- наличие подтвержденного аккаунта в государственной информационной системе, регистрация в которой будет требовать предоставления биометрических персональных данных.
- отсутствие опасных инфекционных заболеваний;
- получение единого документа с электронным носителем информации.
С 1 января 2021 года предполагается ввести единую электронную въездную визу.

ГАСТАРБАЙТЕРОВ ВНЕСУТ В ЕДИНУЮ БАЗУ
Для трудовых мигрантов, зарегистрировавшихся в единой базе, тоже есть хорошие новости. "Законопослушность и регулярная уплата налоговых и иных обязательных платежей являются необходимыми и достаточными условиями сохранения иностранным гражданином права на пребывание и осуществление трудовой деятельности на территории России".
При этом устанавливаются правила для трех категорий иностранных работников:
- работающие по найму граждане стран-членов ЕАЭС, уплачивающие налог на доходы в размере и порядке, установленных для граждан России;
- работающие по найму иные иностранные граждане из стран с безвизовым порядком въезда в Россию, для которых предусматривается схема налогообложения доходов с использованием авансового платежа по налогу на доходы физических лиц при работе по патенту;
- самозанятые иностранные граждане, для которых предлагается разработка отдельного налогового режима.
Оговариваются и условия обеспечения безопасности страны. В частности будет изменен принцип запрета на въезд в Россию. Он "должен применяться более избирательно, прежде всего, в отношении лиц, пребывание которых реально угрожает охраняемым законом интересам". Будет создана единая информационная платформа для "реализации электронных сервисов и механизмов контроля", содержащая и обрабатывающая информацию об иностранных гражданах и миграционных потоках.
Отдельно оговаривается "предоставление возможности иностранным гражданам, нарушившим миграционное законодательство, но не представляющим серьезной опасности для России, не выезжая из страны, оформить легальный статус без привлечения к ответственности".

Дмитрий СМИРНОВ. Комсомольская правда, 7 марта 2020 года

Эксперт объяснил, какая миграционная политика нужна России

Главное - не количество, а качество новых трудовых ресурсов
Люди, которые являются соотечественниками, испытывают трудности для получения гражданства России

Президент Владимир Путин утвердил перечень поручений по реализации Концепции государственной миграционной политики на ближайшие годы. Он раскритиковал существующую ситуацию и предложил реформировать институт гражданства России. Главной целью называется «формирование отвечающей интересам страны миграционной ситуации». Что это такое? И как нам получить от притока новых граждан больше плюсов, чем минусов? Об этом «КП» рассказал Александр Щербаков, доктор экономических наук, профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС.
- Александр Иванович, что такое «миграционная политика, отвечающая нашим государственным интересам»?
- В общем и целом позитивная миграционная политика если уж и должна обеспечивать приток мигрантов, то только высокой квалификации и совместимых по своей культуре с коренным населением России. Это в первую очередь соотечественники, которые находятся за рубежом. Второй важный момент - нельзя допускать попадания на рынок труда неквалифицированных специалистов. Это приводит лишь к тому, что на внутреннем рынке снижается стоимость труда.
- Получается, у нас сейчас все ровно наоборот...
- Это связано с тем, что мы не можем привлечь квалифицированных сотрудников. У нас для этого недостаточно высокие зарплаты. В борьбе за человеческий капитал мы не можем составить достойную конкуренцию другим странам, где оплата труда гораздо выше.
- А как мы можем создать более конкурентные условия?
- Ключик лежит в том, что нужно повышать уровень зарплат. Тогда высококвалифицированные работники потянутся и на наш рынок труда.
- Зарплаты мы пока повысить явно не сможем. Получится ли привлечь часть людей за счет дебюрократизации?
- Мне кажется, да. Есть много экспертных оценок на этот счет. Люди, которые являются соотечественниками, испытывают трудности для получения гражданства России. Зачастую им это не удается сделать по формальным, я бы даже сказал бюрократическим причинам. При этом другие категории мигрантов наше гражданство получают. Мне кажется, в этом отношении законодательство нужно пересмотреть. Дебюрократизировать его в пользу соотечественников и тех специалистов, которые являются высококвалифицированными и полезными для экономики страны.
- Как миграционный вопрос решают в других странах? Есть ощущение, что развитые государства «пылесосят» глобальный рынок труда и забирают себе лучших...
- Одной явной тенденции нет. Во многих развитых странах, наоборот, не очень и борются за мигрантов. Ставят различные препоны для их присутствия на внутреннем рынке. Например, в Западной Европе с этим очень сложно. Нужно целый ряд условий выполнить. И наказание за нелегальную миграцию очень жесткое. В то же время есть многие страны, которые хотят развиваться за счет чужого человеческого капитала (то есть жителей других стран). Но они ставят условия для трудовой миграции в свою страну. И главным из них, как правило, является высокая квалификация человека, так или иначе подтвержденная.
- Какие страны можно было бы взять в пример и скопировать их успешные практики?
- Здесь требуется смешение наиболее интересных подходов. Во-первых, раньше активно привечала миграцию, особенно политическую, Швейцария. Но сейчас она сильно ужесточила правила. Стоило бы разобраться, почему они ввели более строгие законы в отношении трудовой миграции. Во-вторых, стоит посмотреть опыт тех же США. Как они отбирают для себя мигрантов. И сделать выводы для нашей страны.
- В целом для развития нашей экономики нужно ли нам увеличивать число мигрантов? Или лучше гнаться за качеством, а не за количеством?
- Однозначно за качеством. Если мы продолжим существующие подходы, то можем получить еще большее отставание нашей экономики. Она и сейчас не блещет успехами. У нас низкая эффективность труда. Если мы не будем более придирчивыми в отборе привлекаемого человеческого капитала, то получим еще большую деградацию нашей экономики.

СПРАВКА «КП»
В конце 2018 года президент России Владимир Путин утвердил новую Концепцию государственной миграционной политики на 2019 – 2025 годы. Основные постулаты - Россия должна стать открытой для всех, кто хочет жить и работать в нашей стране. Получение гражданства следует упростить. Но в приоритете должны быть соотечественники, близкие по культурному коду коренным жителям России.
Примечательно, что результаты изменения миграционной политики стали видны почти сразу. По данным МВД, российское гражданство в 2019 году получили почти полмиллиона человек. Это почти в два раза больше, чем в 2018 году. И в два с половиной раза больше среднегодового показателя за последние 10 лет. Рост во многом связан с тем, что получение гражданства упростили для жителей ДНР и ЛНР.

Евгений БЕЛЯКОВ. Комсомольская правда, 8 марта 2020 года

Путин поручил проработать три порядка приема в гражданство

Вид на жительство должен стать основным миграционным статусом, позволяющим претендовать на российское гражданство. Кроме того, будет три порядка приема в гражданство: общий, упрощенный и особый. Такие предложения, в частности, станут основой миграционной реформы, провести которую поручил президент.
Сейчас миграционные правила недостаточно ясны и унифицированы, говорится в документе, опубликованном на сайте Кремля. Невысоким остается уровень применения информационных технологий при предоставлении госуслуг и осуществлении госконтроля в сфере миграции. Иностранные рабочие часто стремятся обойти сложности в оформлении статусов и уходят "в тень", либо оформляют гражданство РФ или статус временно и постоянно проживающих. А люди, способные стать полноправными членами российского общества, наоборот, бывает, сталкиваются с неоправданными сложностями.
Основные направления реформы - создание благоприятных условий переселения в Россию и получения, при желании, российского гражданства тем, кто знает русский язык и близок нам по ментальности и культуре; формирование понятных миграционных правил; повышение уровня обеспечения безопасности, в том числе за счет более широкого внедрения современных информтехнологий.
Предложения сгруппированы в шесть разделов: совершенствование институтов постоянного проживания (вида на жительство) и гражданства РФ; создание унифицированного миграционного режима для долгосрочного пребывания на территории РФ; модернизация механизмов регулирования трудовой миграции; совершенствование механизмов обеспечения безопасности и правопорядка в миграционной сфере; информатизация сферы управления миграцией; дополнительные меры по обеспечению проведения реформы.
Постоянное проживание (вид на жительство) станет основным миграционным статусом, позволяющим иностранцу в перспективе претендовать на получение гражданства РФ. Разрешение на временное проживание как отдельный миграционный статус перед получением вида на жительство, предоставляемое по квотам, исключается. Этот институт себя изжил, говорится в документе. Основные требования для вида на жительство: регистрация в государственной информационной системе, проживание на территории РФ, соблюдение законодательства России, отсутствие опасных заболеваний и, как правило, знание русского языка. Срок действия вида на жительство не ограничивается.
Предлагается установить три вида порядка приема в гражданство РФ: общий, упрощенный и особый. Общий применяется "по умолчанию" ко всем иностранцам и лицам без гражданства. Решения принимает МВД. Упрощенный порядок применяется, в частности, к тем, кто прибыл из стран, близких России в социокультурном отношении, к людям в уязвимом положении и так далее. Решения принимают МВД, МИД, диппредставительства РФ за рубежом. При этом оба вида принятия в гражданство требуют знания русского языка и отсутствия социально-конфликтных ситуаций во время проживания в России.
Не будет упрощенного предоставления гражданства по "экономическим" критериям (квалификация, инвестиции). Такие люди смогут получить статус "долгосрочное пребывание" или "постоянное проживание". Особо ценные для РФ иностранцы могут быть приняты в российское гражданство в особом порядке. Решение по ним принимает глава государства по материалам Комиссии по вопросам гражданства при президенте. Эта же комиссия будет рассматривать материалы об отмене решений о приеме в гражданство.
Определяется понятие режима долгосрочного пребывания - более 90 дней в году с любыми законными целями, включая работу и получение образования, без оформления вида на жительство и приобретения гражданства РФ. Такие правила могут применяться к иностранцам, въехавшим без виз, кроме граждан Белоруссии. Обязательные условия для получение права на длительное пребывание: подтвержденный аккаунт в государственной информационной системе, отсутствие опасных инфекционных заболеваний, получение единого документа с электронным носителем информации.
Предложения по модернизации миграционных правил для иностранцев с визовым порядком въезда планируется осуществить с учетом опыта применения вышеописанного режима и по итогам внедрения механизмов контроля и создаваемых электронных сервисов, включая вводимую с 1 января 2021 года единую электронную визу.
Для привлечения иностранных граждан компании или индивидуальные предприниматели, в частности, должны будут разместить информацию о потребности в такой рабочей силе в государственной информсистеме. Граждане тоже смогут в ней зарегистрироваться и нанимать нянь, ремонтников и так далее.
В предложениях, связанных с обеспечением безопасности, говорится про возможность выноса части миграционных процедур за пределы России, включая проверки на наличие оснований, препятствующих въезду, в том числе наличие опасных инфекционных заболеваний. Планируется ввести институт "соглашения о лояльности": иностранцы принимают на себя обязательства, нарушение которых может повлечь утрату права на нахождение в России. Например, соблюдение законодательства, неучастие в политической деятельности и в деятельности запрещенных в РФ организаций.
Необходима более четкая регламентация круга обстоятельств, при которых нахождение иностранца в России признается нежелательным, следует из документа. Предлагаются категории: осужденные и с судимостью, страдающие опасными заболеваниями, представившие подложные документы, нарушившие "соглашение о лояльности", совершившие определенные правонарушения, скрывающие от налогообложения доходы, получаемые в РФ.
Предлагается ввести особый миграционный статус "контролируемое пребывание": регулярная личная явка, ограничение перемещений, применение дополнительных средств контроля, предоставление права на переводчика. Такой статус получат иностранцы, оказавшиеся в нестандартных ситуациях, потенциально нежелательные, представляющие угрозу для России.
Необходимы унификация правил и выработка единого алгоритма действий по высылке за пределы России нежелательных иностранцев и корректировка института запрета на въезд - его нужно применять более избирательно. Следует предусмотреть возможность запрета не только для конкретного иностранца, но и в отношении категорий иностранных граждан (например, при возникновении эпидемий в той или иной стране).
Также нужно обеспечить медицинское освидетельствование на предмет опасных заболеваний всех длительно пребывающих на территории России иностранцев, создать механизмы контроля состояния здоровья до въезда в РФ, выработать эффективные алгоритмы действий в отношении тех, у кого есть опасные заболевания (включая меры принудительной изоляции).
Единая информационная платформа должна содержать сведения об иностранных гражданах и миграционных потоках, и одна из целей - создание цифрового профиля иностранного гражданина. Необходимо организовать широкую информационную кампанию с разъяснением параметров реформы и провести разъяснительную работу по дипканалам с иностранными партнерами, говорится в документе.

Кира ЛАТУХИНА. Российская газета, 7 марта 2020 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.