Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 837 - 838
2 - 15 декабря 2019

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«Коммерсантъ» и «REGNUM» о национальных проектах
«Аргументы и Факты», «Вечерняя Москва» и «Известия» о рождаемости
«Forbes», «Metro», «Газета.Ру» и «Le Figaro» о материнстве
«News.ru» и «Life» о браке и семье
«Известия» об абортах
«Der Spiegel» о продолжительности жизни
«Независимая газета» о новогоднем пьянстве
«Project Syndicate», «Известия», «Обзор», «IQ» и «Газета.Ру» о ВИЧ
«Новая газета», «Сибирь.Реалии» и «ТАСС» о домашнем насилии
«Московский Комсомолец» о гриппе
«Московский Комсомолец», «Независимая газета» и «The Village» о лекарствах
«Die Zeit» о психических заболеваниях

«Idel.Реалии» о справках для ГИБДД
«РБК» о нелегальных сигаретах
«Русская Германия» и «The Economist» о миграционном кризисе
«Экономика Сегодня» о миграционной политике
«РБК» о человеческом капитале
«Кузбасс» об исторической демографии
«Феникс» о населении России и СССР
«REGNUM» о проблемах Российского Севера
«Газета.Ру» о пенсиях
«Deutschlandfunk» и «The Guardian» о традиционных ценностях
«Project Syndicate» о гендерном неравенстве
«Газета.Ру» о мужчинах и женщинах

… об исторической демографии

В Сибирь – за новой жизнью

Очередная публичная лекция в Кемеровском областном краеведческом музее была посвящена теме «Население Западной Сибири в конце XIX – начале XX века». Ее провел профессор кафедры отечественной и всеобщей истории Новосибирского государственного педагогического университета, доктор исторических наук, профессор Владимир Зверев. В рамках нацпроекта «Культура» (реализуется по инициативе президента РФ В. Путина) лекция транслировалась на сайт министерства культуры РФ, сайт и соцсети музея. Газета «Кузбасс» предлагает краткое ее изложение.

Историческая демография
Свое выступление Владимир Александрович начал с главной мысли:
«Никакая история невозможна там, где нет населения. Появились люди, появилось население, значит, рано или поздно оно организуется как общество, сообщество. У него появляется культура, экономика, административное управление, ментальность и другие атрибуты общественной жизни».
Поэтому в центре исторической демографии – именно вопросы воспроизводства населения, возобновления поколений. Этот процесс осуществляется в определенной обстановке – политической, экономической, культурной и так далее. И демографов интересуют все факторы, условия, в которых развивается население.
Лекция в кемеровском музее касалась характеристик населения на рубеже конца XIX – начала XX века. Так, по данным последней, 10-й, ревизской переписи населения, которая проходила в 1857 году, в России проживало 75 миллионов человек. А в 1914 году – уже 170 миллионов.
«То есть за какие-то 50 лет население России увеличилось в два раза. Это был самый большой прирост в Европе, – подчеркнул Владимир Зверев. – У нас в Западной Сибири в 1857 году жило около двух миллионов человек, а в 1914-м – около восьми миллионов. Примерно за те же 50 лет население увеличилось в четыре раза. Это сверхвысокие темпы роста численности населении, в два раза выше, чем в России в целом».
Если рассмотреть историю деревень, которые находились на территории современного города Кемерово в конце XIX – начале XX века, то здесь наблюдалась та же тенденция. По одним данным, населенных пунктов было семь, по другим – восемь, а по большому счету их девять. Самое известное, конечно, село Усть-Искитимское, на базе которого возник город Щегловск (переименованный затем в Кемерово), а также деревни Куро-Искитим, Давыдово, Кемерово, Красный Яр, Боровая, Ефимово, Кедровка, татарский улус Мозжуха, население которого было менее известно и не вошло в подсчеты ученого.
Тем не менее в кемеровских селениях численность населения примерно за этот же период выросла с 1268 человек до 4694. Это такой же прирост, как по Западной Сибири в целом, – в четыре раза. Очень высокие темпы. Так же в четыре раза увеличилось количество дворов, усадеб – со 186 до почти 800.

Места притяжения
В Сибири была очень низкая плотность населения. И до сих пор ее можно считать малонаселенным краем. Но были своеобразные места притяжения людей. У нас это линия Московско-Сибирского тракта, которая притягивала население до конца XIX века. А после постройки Транссибирской железной дороги население, конечно, стало концентрироваться вдоль ее линии. Возникло много новых поселений, старые стали разрастаться в города и даже мегаполисы. Пример тому – Новосибирск.
В начале XX века от Транссиба стали строить ответвления на юг – Кулундинскую, потом Алтайскую железные дороги. Затем от Юрги дорога пошла на Кольчугино. Возникла железнодорожная станция Щеглово. Вдоль этой ветки тоже возникали новые населенные пункты.
Щеглово, наверное, не превратилось бы в город, если бы и через кемеровские деревни не прошла железная дорога. Но здесь был еще один фактор, который обусловил развитие данной территории, – каменноугольные выходы. В начале XX века здесь началась добыча каменного угля, а затем – его переработка на базе химзавода.
По обе стороны железной дороги в зоне примерно 200-250 верст территории были заселены плотно, поскольку там были хорошие почвы. Именно это привлекало много переселенцев, в том числе из других краев нашей страны. Это еще одна особенность конца XIX – начала XX века: высокий уровень иммиграции, притока населения извне – как из других сибирских районов, так и из европейской России.
Алтайский горный округ был открыт для переселения в 1865 году (тогда территория Кемеровской области входила в его состав). Прежде эти земли были закрыты для переселенцев, в том числе и для принудительного переселения. Это были преимущественно кабинетские земли, которые принадлежали Его Императорскому Величеству.
С 1865 года переселенческий поток рос, особенно в 1880-1890-е годы. Сначала десятки, потом сотни тысяч человек ежегодно сюда переселялись. Между 1896-м и 1914-м годами из примерно двух миллионов человек, которые переехали из европейской России в Западную Сибирь, около одного миллиона осели на территории Алтайского горного округа, в том числе на территории современного Кузбасса. Людей привлекали открытые участки, не горные и таежные. В этом смысле в Кемеровской области их меньше, чем в Алтайском крае.

«Живем в лесу, молимся колесу»
Перепись населения самым внимательным образом учитывала мужское население, ведь именно оно платило налоги, – так называемые «земельные души». Женщин учитывали, но не так тщательно. Львиную долю составляли государственные и кабинетские крестьяне.
В Сибири практически не было помещичьего землевладения – всего около 30 хозяйств. И поэтому почти не было крепостных. В 1861 году от крепостного права на территории Сибири был освобожден всего 3701 человек. Это капля в море.
Другие, более многочисленные сословия – купцы и мещане, переселенцы, которые в то время были в небольшом количестве, а также дворяне, священники, казачество, которое было более привилегированным сословием, чем крестьяне. Они не платили оброчные подати, их главная повинность была – государственная служба. Проживали здесь и сибирские аборигены; часть их исповедовала ислам, часть была обращена в православие, были и шаманисты.
В европейской России была больше доля дворян, священников. Кстати, старожилы-сибиряки были известны как неприверженцы религии. Сами о себе они говорили: «Живем в лесу, молимся колесу». Здесь находилось очень мало церквей, особенно в сельской местности, была очень большая территория приходов. Поэтому больше половины населения не исповедовались и не причащались ни разу в году. Конечно, они себя считали верующими людьми, какие-то церковные каноны и советы священников исполняли, но влияния церкви на сибирское старожилое население было менее заметным, чем в европейской России.
Итоги первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года (кстати, в дореволюционной России это была единственная всеобщая перепись населения) показали, что некоторые особенности соотношения сословий сохраняются.
После отмены крепостного права в Сибири была проведена серия реформ, освободивших приписных крестьян от работ, – они выплачивали оброк до конца XIX века, как и государственные крестьяне. Потом постепенно происходил переход к подоходному налогообложению, когда учитывалась доходность домохозяйства.
Еще она яркая особенность того периода – более высокий уровень благосостояния людей по сравнению с населением европейской России, почему сюда охотно и ехали. Здесь было большое количество свободных земель, уровень налогообложения был меньше. Хотя в европейской России было представление о Сибири как о крае каторжников, страшных морозов, где птицы налету замерзают. А в Воронежской губернии было даже слово «сибирный», которое означало «страшный», «ужасный».
Конечно, не все переселенцы устраивались. Некоторые возвращались. В 1910-1911-х годах обратничество достигло 36%. Но этот период все-таки был исключением, обычно отток был в пределах 5, 10, 15%, что в целом немного. Причина обратничества понятна – не всем нравился климат. Кто на севере селился – там были еще и гнус, мошка, комары…
Правительство старалось устроить переселенцев, но не всегда для этого были подготовлены условия. Пособия и ссуды, которые выплачивались переселенцам, были небольшими, да к тому же часть могли присвоить чиновники.
Сегодня мы переживаем уникальный в новейшей истории России момент, когда отток населения из Сибири в европейскую часть России превышает приток. Хотелось бы надеяться, что это явление временное…

Оксана СОХАРЕВА. Кузбасс, 25 ноября 2019 года

Сибирские традиции возобновления поколенийСибирские традиции возобновления поколений

Завершаем краткое изложение лекции, прочитанной в Кемеровском областном краеведческом музее профессором кафедры отечественной и всеобщей истории Новосибирского государственного педагогического университета, доктором исторических наук Владимиром Александровичем Зверевым. Она была посвящена теме «Население Западной Сибири в конце XIX – начале XX вв.». В прошлой публикации говорилось о составе населения, сословном делении, а также об особенностях расселения приезжих на новое место жительства. Сегодня речь пойдет о традиции возобновления поколений.

Брак, рождаемость и смертность
В течение сотен лет в нашем крае вплоть до конца XIX века, как и в России в целом, господствовал традиционный тип возобновления поколений: устойчивый, привычный, ставший нормой для многих поколений сибиряков, россиян. И по-другому они не мыслили себе этот процесс. В чем же были его особенности?
Во-первых, это почти всеобщая брачность. Подавляющее большинство людей, достигнув брачного возраста (а по законам 1830 года он был установлен таким: 18 лет – для мужчин, 16 лет – для женщин), вступало в брак. Таков был порядок, обычай, этого требовала традиция.
Людей вне брака почти не оставалось. Это могли быть мужчины, которых призвали в армию. Они не успели жениться, а когда возвращались, имели мало шансов найти жену, потому что по местным меркам были уже стариками, неприспособленными к крестьянскому хозяйству. Они составляли отдельное сословие – это так называемые солдатские дети. А из женщин без семьи могли остаться больные, уродливые, имеющие «моральные изъяны». К примеру, даже в третьем поколении внучка женщины, которая родила ребенка вне брака, считалась непригодной для замужества. Их тогда называли суразенками. Разборчивые матери не женили своих сыновей на таких невестах.
Есть такая поговорка: «Вкусный блин давно бы съели». Если девушка не вышла замуж до 23 лет, она уже считалась старой девой, о ней говорили «невестится, старой бабушке ровесница». Словом, во многих отношениях репутация у таких девушек была не очень хорошей.
Вторая особенность того периода – очень высокая рождаемость, почти неограниченная. На каждую тысячу человек населения каждый год появлялось на свет около 50. Сравним с сегодняшним показателем: 12 человек на тысячу. То есть, тогда рождаемость была выше в три-четыре раза. Это почти биологический максимум – 66 человек на тысячу. Правда, почти нигде и почти никогда в мире его не достигали.
Но эта высокая рождаемость сочеталась с очень высоким уровнем смертности. Большая часть детей, родившись, вскоре умирала. В начале XX века, когда ситуация улучшилась, по официальной статистике, из каждых десяти новорожденных два с половиной умирало, не дожив до года. Если же говорить о середине XIX века, то эта цифра составляла три-четыре человека из десяти. А к тому времени, когда подростки могли заменить родителей, их оставалось всего два-три человека в семье. В сущности, естественный прирост населения до конца XIX века был невысоким и в Сибири, и в России, и во всем мире.
Крестьянская семья в Сибири, 1914 год. Примечательно, что на снимке только один ребенок, хотя родители его – люди достаточно зрелые. Вероятно, в этой семье старожилов из всех детей выжил он один. Из материалов презентации В.А. Зверева.

Как Богу было угодно
Специалисты любят приводить следующие цифры: человечество существует около 200 тысяч лет, и за это время до середины XX века численность населения выросла примерно до двух с половиной миллиардов человек. А сейчас в мире почти семь с половиной миллиардов человек.
При высокой рождаемости смертность стала очень низкой в результате успехов медицины, образования (речь идет о гигиеническом просвещении).
До конца XIX века у нас в России и в большинстве других стран не было демографического взрыва. Население увеличивалось небольшими темпами. Была низкой в России и продолжительность жизни. По расчетам специалистов, в среднем 32 года: у мужчин – 31 год, у женщин – 33. Население в целом состояло из молодых людей, их было большое количество.
Традиционные устои сохранялись благодаря господству религиозных установок. С точки зрения и христианства, и буддизма, и ислама (а в Сибири имеют распространение все эти три мировые религии), считалось, что детей должно рождаться столько, сколько Бог пошлет. Обязательно нужно вступать в брак – это единственное оправдание сексуальной жизни. Брак заключается на небесах – а значит, расторгнуть его практически невозможно. Необходимо воздерживаться от интимных отношений в определенное время, например, в посты. Эта всеобщая религиозность узаконивала традиции не только письменным образом, но и устным – проповедями священников.

Ценность личности
К концу XIX века многое начинает меняться. Специалисты называют это демографической революцией или демографическим переходом. Смысл этого процесса в том, что от традиционных порядков на протяжении нескольких десятков лет происходил переход к современным, индустриализированным, модернизированным формам возобновления поколений.
Это означает, во-первых, что всё чаще молодые люди стали вступать в брак в более позднем возрасте, откладывать его. В том числе из-за службы в армии, тем более что сроки службы сокращаются. И девиц не спешат выдавать замуж, потому что они – работницы в хозяйстве. Браки заключаются уже не по желанию родителей, а по взаимной склонности (как бы мы сейчас сказали – «по любви»). Это было невиданным делом, прежде никто никогда в традиционных обществах не спрашивал про взаимную склонность.
Стали чаще жениться «убегом», не дождавшись разрешения родителей. Два молодых человека убегали или уезжали, создавали семью, потом возвращались и бросались в ноги родителям. А тем что делать? Хочешь – не хочешь, а надо разрешать брак. К слову, у подобных браков имелась еще одна причина – это был способ избежать больших расходов на свадебный пир. В среднем в Западной Сибири одна средненькая свадьба обходилась родителям жениха и невесты в 100 рублей. Это была очень большая сумма. Для сравнения, рабочие на золотых приисках могли получать около 30 рублей.
Стало расти количество детей во многих семьях – и рождалось, как и прежде, много. Но начала сокращаться смертность, так как стала складываться организованная система медицинского обслуживания. Пусть далеко не в каждом сибирском селе она была доступна, но все-таки появилась возможность пользоваться услугами врачей, акушерок, ветеринаров, покупать какие-то лекарства.
Повышается уровень образования, грамотности. А статистически установлено, что грамотные и образованные люди меньше болеют и живут дольше хотя бы потому, что они читают всякие рекомендации относительно того, как, к примеру, вести себя во время эпидемии, как профилактировать заболеваемость, руки моют…
Словом, смертность стала сокращаться, поэтому большое количество детей в семьях стало выживать. Такая ситуация была до тех пор, пока не начала снижаться рождаемость…
Происходит процесс становления человеческой личности. Женщины активно вовлекаются в производственные процессы за пределами семьи. Мужчины заняты не в своем хозяйстве, а в промышленном производстве. Формируется личностное, индивидуалистическое самосознание. Это главный фактор, который приведет позже к сокращению рождаемости и к тому, что сложится современная ситуация с низким уровнем рождаемости, низким уровнем смертности и высоким продолжением жизни, с достаточно зрелым (если не сказать пожилым) составом населения и с гораздо более низкой ценой воспроизводства населения.
Традиционный тип – страшно затратный, он требует огромного количества физических, моральных сил, экономических ресурсов, чтобы возобновлять поколения. Современный тип – более щадящий, много сил и времени уходит не на воспроизводство поколений, а на активную роль в экономике, политике, культуре, на удовлетворение потребностей эмоциональных, интеллектуальных. В общем, на самореализацию людей как личностей.

Оксана СОХАРЕВА. Кузбасс, 2 декабря 2019 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.