Rambler's Top100

№ 735 - 736
1 - 27 августа 2017

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Опросы и ответы 

Современная семья: кто главный?

Эмиграционные настроения

Употребление алкоголя

Наркомания в России: масштаб проблемы, и как с ней бороться?

Религиозность россиян


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Религиозность россиян

Православие остается доминирующей конфессией в России. Абсолютное большинство россиян – 92-93% опрошенных относятся к православным с уважением и доброжелательностью, а это значит, что позитивные установки в отношении к ним разделяют не только они сами, но и люди других вероисповедания или атеисты. Сравнение с предыдущим замером, который проводился 4 года назад, номинально толерантное или декларативно позитивное отношение к людям, исповедующим другие религиозные взгляды или атеистам, показывает отсутствие каких-либо значимых изменений или некоторый прирост уважения.


Декабрь, 2013

Июнь, 2017

С КАКИМИ ЧУВСТВАМИ ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ПРАВОСЛАВНЫМ?

с уважением

55

60

с доброжелательностью

38

32

с противоречивыми чувствами

3

2

с неприязнью

0

1

с опасениями

0

0

затрудняюсь ответить

3

5

Отношение положительных и отрицательных ответов

31

32

С КАКИМИ ЧУВСТВАМИ ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К КАТОЛИКАМ?

с уважением

30

34

с доброжелательностью

45

40

с противоречивыми чувствами

9

10

с неприязнью

4

3

с опасениями

2

2

затрудняюсь ответить

10

13

Отношение положительных и отрицательных ответов

5

4.9

С КАКИМИ ЧУВСТВАМИ ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ПРОТЕСТАНТАМ?

С уважением

24

28

С доброжелательностью

38

33

С противоречивыми чувствами

14

14

С неприязнью

6

4

С опасениями

5

3

Затрудняюсь ответить

14

18

Отношение положительных и отрицательных ответов

2.5

3

С КАКИМИ ЧУВСТВАМИ ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К МУСУЛЬМАНАМ?

С уважением

25

29

С доброжелательностью

34

30

С противоречивыми чувствами

14

17

С неприязнью

9

7

С опасениями

8

6

Затрудняюсь ответить

10

12

Отношение положительных и отрицательных ответов

1.9

2.0

С КАКИМИ ЧУВСТВАМИ ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ИУДЕЯМ?

С уважением

22

24

С доброжелательностью

35

31

С противоречивыми чувствами

15

17

С неприязнью

9

7

С опасениями

6

4

Затрудняюсь ответить

14

18

Отношение положительных и отрицательных ответов

1.9

2.2

С КАКИМИ ЧУВСТВАМИ ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ПОСЛЕДОВАТЕЛЯМ ВОСТОЧНЫХ РЕЛИГИЙ?

С уважением

22

24

С доброжелательностью

36

33

С противоречивыми чувствами

13

15

С неприязнью

7

5

С опасениями

6

4

Затрудняюсь ответить

16

20

Отношение положительных и отрицательных ответов

2.2

2.4

С КАКИМИ ЧУВСТВАМИ ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К АТЕИСТАМ (ЛЮДЯМ, НЕ ВЕРЯЩИМ В БОГА)?

С уважением

24

27

С доброжелательностью

38

35

С противоречивыми чувствами

13

12

С неприязнью

7

4

С опасениями

6

4

Затрудняюсь ответить

13

18

Отношение положительных и отрицательных ответов

2.4

3.1

Продолжается увеличение численности тех, кто считает себя верующими или скорее «религиозными людьми»: за три года эта цифра увеличилась с 35 до 53%, главным образом за счет размытой массы не слишком «уверовавших» или колеблющихся в определении степени своей религиозности (около половины – 44% респондентов говорят о себе как о «в какой-то мере религиозных»). Лишь небольшой процент опрошенных считает себя «очень религиозным» (9%); треть опрошенных считает себя «не слишком религиозным» (33%). За три года резко сократилось число атеистов и неверующих – с 26 до 13%.

Насколько религиозным человеком вы себя считаете?


Август,
2014

Декабрь,
2015

Июнь,
2017

Очень религиозным

4

4

9

В какой-то мере религиозным

31

36

44

Не слишком религиозным

37

32

33

Совершенно нерелигиозным

26

23

13

Затрудняюсь ответить

3

5

2

Сумма ответов «очень религиозным» и «в какой-то мере религиозным»

35

40

53

Однако этот прирост числа верующих не сопровождается глубокой верой или чувством значимости религии для внутренней жизни большинства россиян. Косвенно о слабости регулирующих жизнь православного человека норм свидетельствует усиливающееся нежелание придерживаться ограничений, предписываемых церковью во время постов: готовность ограничить себя в развлечениях, потреблении спиртного, в сексуальных отношениях, в деловых отношениях и т.п. за несколько последних лет снизилось в 1,5 – 2 раза (ОМ, с.168, табл.19.19 и 19.20). 73% опрошенных не меняли свой режим питания в период Великого поста в 2017 году, 9% собирались «поститься последнюю неделю поста», 15% «частично соблюдают пост», и только 2% опрошенных «полностью соблюдают пост». В социологическом смысле все это указывает на давление среды, общих мнений, принуждающих индивида к условному или конформистскому переопределению себя как православного человека. Другими словами, речь идет о действии коллективных норм, заставляющих человека некритически и не слишком осознанно присоединяться к «своим» в противоположность всем «чужим».

Поэтому, несмотря на заявленное положительное отношение к людям других конфессий или атеистам, абсолютное большинство граждан России готовы запрещать существование инакомыслящих и инаковерующих (как чужих), даже если знания об их жизни и вере носят очень аморфный и неопределенный характер. Так, например, о своем позитивном отношении к протестантам заявляют больше 60%, и в то же время почти 80% россиян одобряют запрет деятельности «Свидетелей Иеговы», хотя преобладающее большинство знает, что это христианская секта, одна из разновидностей протестантизма.

О запрете деятельности на территории РФ религиозной организации «Свидетели Иеговы» знают только 13% россиян, 34% что-то слышали, но не знают деталей. Только 3% россиян считают, этот запрет значимым событием. О самой организации «Свидетели Иеговы» респондентам известно мало, 49% россиян считают эту организацию христианской сектой. Менее половины россиян знают о судебном преследовании «Свидетелей Иеговы». Из числа опрошенных, которые знают о запрете деятельности «Свидетелей Иеговы», поддерживают этот запрет 79% опрошенных.

Знаете ли вы, кто такие «Свидетели Иеговы»? Если да, то какое из следующих утверждений ближе всего к тому, что вы думаете о них?


Июнь, 2017

Да, их учение это ответвление от протестантизма

5

Да, их учение это отдельная религиозная конфессия

15

Да, это христианская секта

49

Ничего про них не слышал

20

Другое

0

Затрудняюсь ответить

10

Слышали ли вы о запрете Министерством юстиции России деятельности религиозной организации «Свидетели Иеговы» в России?


Июнь, 2017

Да, знаю об этом в деталях

13

Да, что-то слышал об этом

34

Ничего не слышал об этом

50

Затрудняюсь ответить

3

Одобряете ли вы запрет деятельности религиозной организации «Свидетели Иеговы» (в %% от тех опрошенных, кто слышал о запрете, N=835)*


Июнь, 2017

Определенно да

51

Скорее да

28

Скорее нет

9

Определенно нет

3

Затрудняюсь ответить

9

* Обращаем еще раз ваше внимание, что на сайте Левада-центра от 18.07.2017 на вопрос “Одобряете ли вы запрет деятельности религиозной организации Свидетели Иеговы?” ответило 835 человек (52% от всех опрошенных) – это процент от тех, кто слышал о запрете деятельности “Свидетели Иеговы”. Запрет деятельности Свидетелей Иеговы поддерживает чуть больше 40% от всех опрошенных, а не 79% как это было написано в СМИ. См. также пресс-выпуск https://www.levada.ru/2017/07/13/svideteli-iegovy/. Мы благодарим наших читателей, которые обратили на это наше внимание.

Раздел между верующими проходит не по догматическому признаку (христиане – не христиане), а по признаку институциональному – церковь или секта. Подобная инаковость маркируется в обществе как «не свои» и запрещается. Такой водораздел «свои/чужие» как механизм организации общественной жизни является характерной особенностью архаического, слабо структурированного и дифференцированного общества, в котором подавлены структуры личностной идентичности.

Мнение о том, что религия должна оказывать значимое влияние на государственную политику, поддерживают не более трети опрошенных (28% россиян согласны с тем, что церковь должна оказывать влияние на принятие государственных решений). 39% россиян удовлетворены тем влиянием церкви на государство, которое имеет место сегодня, считая, что церковь и религиозные организации оказывают на государственную политику влияния «ровно столько, сколько должно быть». Этот показатель снизился по сравнению с предыдущим замером в 2016 году на 17 процентов (снижение произошло за счет увеличения числа затруднившихся ответить с 10 до 24% и тех, кто считает, что церковь оказывает «немного больше влияния, чем необходимо»). Таких респондентов оказалось 16%, на 4% больше прошлого опроса. Число респондентов, считающих влияние церкви на политику «недостаточным», составляет 16%, и примерно четверть респондентов, считает, что влияние церкви на государственную политику слишком большое (23%).

Как вы считаете, должна ли церковь оказывать влияние на принятие государственных решений?


Октябрь,
2005

Сентябрь,
2007

Январь,
2012

Март,
2013

Февраль,
2016

Июнь,
2017

Определенно да

16

7

6

5

6

6

Скорее да

26

22

20

21

18

22

Скорее нет

27

33

37

39

38

36

Определенно нет

24

28

28

26

28

22

Затруднились ответить

8

10

10

10

9

14

Отношение положительных и отрицательных ответов

0.86

0.48

0.4

0.4

0.36

0.48

Как вы считаете, насколько большое влияние на государственную политику оказывают в нашей стране церковь и религиозные организации?

 

Май,
1991

Сентябрь,
1998

Январь,
2008

Июль,
2012

Март,
2013

Август,
2014

Февраль,
2016

Июнь,
2017

Слишком много

2

5

4

10

6

7

5

7

Немного больше, чем необходимо

4

11

14

18

19

16

12

16

Ровно столько, сколько должно быть

22

27

45

44

48

42

56

39

Немного меньше, чем необходимо

16

9

11

8

8

6

10

8

Слишком мало

30

13

7

7

5

5

6

6

Затруднились ответить

26

35

19

14

14

25

10

24

Отношение положительных и отрицательных ответов

6/46

16/22

18/18

28/15

25/13

23/11

17/16

23/14

Опрос проведен 23 – 26 июня 2017 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 137 населенных пунктах 48 регионов страны. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов.

Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает:

3,4% для показателей, близких к 50%
2,9% для показателей, близких к 25% / 75%
2,0% для показателей, близких к 10% / 90%
1,5% для показателей, близких к 5% / 95%

Автор текста: Екатерина КОЧЕРГИНА
Полностью см.: https://www.levada.ru/2017/07/18/religioznost/

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.