Rambler's Top100

№ 723 - 724
3 - 16 апреля 2017

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Миграции и расселение даргинцев в равнинных районах Предкавказья: этапы, факторы, современные особенности адаптации

Доверие и недоверие в межнациональных отношениях

Этнополитическая ситуация на Северном Кавказе: экспертная оценка

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Этнополитическая ситуация на Северном Кавказе: экспертная оценка

Авксентьев В.А.[1], Гриценко Г.Д.[2]
(Опубликовано в журнале "Социологические исследования", 2016, №1, с. 92-99)

Провал оптимистического сценария развития Северного Кавказа. С начала 2014 г под влиянием событий на Украине северокавказская проблематика отодвинулась на задний план как медийного пространства, так и общественного интереса. Означает ли такое ослабление внимания к территории, являвшейся в конце 2000-х гг. самой серьёзной внутриполитической проблемой нашей страны[3], что ситуация там значительно улучшилась и были "достигнуты существенные результаты в обеспечении политической стабильности на Северном Кавказе"[4]?

В 2014 г. произошла реорганизация управления макрорегионом. Создание Министерства РФ по делам Северного Кавказа привело к перераспределению функций полпредства в пользу административно-управленческой деятельности за счет экономической. Последней же теперь занимается вновь образованное министерство. Подобные организационные решения чреваты отходом от принципов системного антиконфликтогенного менеджмента, лежавших в основе деятельности полпредства в СКФО с момента его образования в 2010 г.[5].

Наиболее знаковым политико-управленческим событием стала ротация полномочного представителя президента РФ в СКФО и назначение в мае 2014 г. на эту должность С.А. Меликова, бывшего на тот момент командующим Объединенной группировкой войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона и первым заместителем командующего войсками Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России. Замена "проектного менеджера" А.Г. Хлопонина на "силовика" является косвенным признанием недостаточной результативности выбранной в 2010 г. модели системного антиконфликтогенного менеджмента, ориентированного на радикальные изменения обстановки через масштабные преобразования в экономике.

Впрочем, на наш взгляд, проблема кроется не столько в модели, сколько в реализуемой стратегии и в оценке ситуации в целом. Ошибка в выборе оптимального (фактически оптимистического) сценария была сделана еще на этапе принятия в 2012 г. Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г Оптимистические ожидания противоречили объективным условиям, прежде всего достигнутому уровню социально-политической стабильности. Вряд ли стоило надеяться на приток серьезных инвестиций в регион, где постоянно происходят подрывы, диверсии, теракты, вводится режим контртеррористической операции и т.п. Не мог он стать привлекательным и для массового туризма. Кроме того, все заявленные и отобранные для реализации проекты оказались автаркичными; мало среди них было проектов трансрегионального характера, связывающих республики между собой, не говоря уже о проектах, объединяющих СКФО с другими макрорегионами (исключение - создание туристического кластера на Юге России с включением в него Адыгеи, но и этот проект представляет собой, по сути, сумму отдельных мало зависимых друг от друга проектов). Не раз звучали предложения отказаться от оптимального сценария реконструкции региона в пользу более реалистичного базового[6], что в сущности и произошло, хотя официально это никак не оформлялось. На сегодняшний день можно даже говорить о развертывании инерционного сценария, тоже предусмотренного Стратегией, но признанного нежелательным.

Некоторые аналитики считают "реконструкцию управления" в СКФО после успешного завершения Сочинской Олимпиады оправданной[7]. Однако она оказалась не столь радикальной, как прогнозировалось: выдвигались предположения об упразднении и реорганизации округа, объединении его с Южным федеральным округом, замене ряда руководителей регионов, более решительных действиях "силовиков" и др., но ничего кардинального предпринято не было.

Сегодня уязвимость Северного Кавказа по-прежнему сконцентрирована в сфере безопасности: актуальны терроризм, религиозный экстремизм и межэтническая напряженность. Тем не менее ситуация там все же стала стабильнее. По данным "Кавказского узла", ведущего наиболее скрупулезный подсчет потерь на основе открытых источников, число жертв вооруженных столкновений в СКФО (убитых и раненых) в 2014 г сократилось по сравнению с 2013 г. на 46,9%, причем сокращение произошло по всем субъектам федерации за исключением Чеченской Республики[8]. Достичь относительного спокойствия удалось за счет активных и профессиональных действий "силовиков", обеспечивавших безопасность во время проведения Сочинской Олимпиады и после ее окончания: в 2014 г число контртеррористических операций составило 74 (70 в 2013 г)[9].

В складывающихся условиях перед новым полпредом и его командой стоят сложные задачи. В частности, ему предстоит обеспечить укрепление и развитие общегражданских элементов российского общества, его консолидацию и интеграцию на основе общих ценностей и с опорой на местные этнокультурные и конфессиональные организации - Ставропольскую и Невинномысскую митрополии РПЦ, Пятигорскую и Черкесскую епархии, Координационный центр мусульман Северного Кавказа и т.д. Также на его плечи ложится формирование новых акторов политико-управленческого слоя, новых институтов управления, повышение качества деятельности правоохранительных органов и прокуратуры, без чего невозможны эффективная борьба с коррупцией во всех органах власти, нейтрализация криминальных группировок и обеспечение правопорядка и законности.

Экспертный опрос 2014 г. Изменение этнополитической ситуации поставило на повестку дня вопрос о продолжении исследования динамики конфликтных процессов на Северном Кавказе, начатого нами в 2006-2007 гг.[10]. В 2014 г нами был проведен новый экспертный опрос. В нем приняли участие 102 человека. Отбор производился по следующим критериям: активная научно-исследовательская или публицистическая деятельность в сфере региональной конфликтологии и этнополитики, опыт аналитической, экспертной или практико-управленческой работы, принадлежность к народам, населяющим регион, проживание в одном из субъектов федерации СКФО. Использование апробированной в 2006 г. методики отбора информантов и сохранение прежних целей и задач позволяют говорить о высокой степени валидности и сравнимости полученных результатов. Отличительной чертой исследования 2014 г стало проведение по итогам экспертного опроса глубинных интервью, в рамках которых политологи из числа экспертов смогли обсудить полученные прогнозы, что, с нашей точки зрения, является не только своеобразным продолжением диалога научно-экспертного сообщества Северного Кавказа, но и гарантией качества научной экспертизы.

Экспертные оценки реальной этнополитической ситуации. Одним из значимых показателей динамики этнополитической ситуации на Северном Кавказе в рамках исследования 2014 г. была оценка уровня напряженности за последние пять лет. По мнению экспертов, положение дел в регионе, за исключением 2014 г., было весьма напряженным, а в 2011 и 2012 гг. даже предельно напряженным. При сравнении этих данных с оценками 2006 г важно отметить, что тогда, почти десять лет назад, большинство экспертов прогнозировали не только сохранение, но и возможное обострение имеющихся конфликтов. "Поскольку факторы, дестабилизирующие ситуацию на Юге России, продолжают действовать, проблемы кардинально не решаются", то, полагал один из наших информантов, неблагоприятный прогноз и в дальнейшем не утратит своей актуальности[11]. Некоторые эксперты в 2006 г. высказывали предположение о возможном ухудшении ситуации: "...кризисные и конфликтные процессы в этнополитической сфере существуют, находясь в режиме "ожидания". Для их "возгорания" достаточно единичных случаев открытого противостояния, неприятия, источником которых могут быть как внутренние, скрытые причины, так и специально организованные провокации"[12].

Реальное развитие событий в общих чертах подтвердило прогноз 2006 г. Однако, если сравнить оценки экспертов с данными статистики за 2011 - 2012 гг., то согласиться с ними можно лишь отчасти, поскольку наибольшее число происшествий и столкновений приходится на 2010 г (по оценкам экспертов уровень напряженности в тот год составил 4,3 балла[13]). Тогда на Северном Кавказе произошло 974 терракта, а в 2011 и 2012 гг. - 597 и 675, соответственно[14]. Число жертв в 2010 г. достигло 754 чел., из них 727 - мирные жители. Для сравнения: в 2011 г. из 750 убитых гражданских лиц было 340 чел., а в 2012 г из 700 - 303, соответственно[15]. Отмеченное несовпадение, скорее всего, объясняется субъективно-психологическими особенностями восприятия событий, случившихся в регионе на рубеже десятилетий. 2011 г (4,8 балла) запомнился эскалацией локальных конфликтов, в частности в Дагестане, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.

В последней, например, ситуация ухудшилась настолько, что число жертв вооруженных нападений возросло более чем в восемь раз по сравнению с предшествующим годом[16]. Утверждения экспертов о высоком уровне напряженности в 2012 г (4,8 балла) могут быть объяснены рядом громких убийств общественных и религиозных деятелей в Дагестане, а в 2013 г (4,6 балла) - ростом числа погибших среди гражданского населения (на 17,5% по сравнению с 2012 г) и увеличением количества терактов, совершенных смертниками (особо трагическими были три крупных теракта в Волгограде, унесших жизни 38 человек)[17].

Резкое изменение этнополитической ситуации в СКФО в 2014 г, проявившееся в снижении напряженности до 3,5 баллов, является, полагают эксперты, следствием успешных действий "силовиков", введением исключительных мер безопасности при проведении Олимпиады, уничтожением главаря "Имарата Кавказ" Умарова, активизацией ИГИЛ, оттянувшей часть "пассионариев" с Кавказа, и стабилизирующим эффектом украинского кризиса как внешнего конфликта. И хотя положительная динамика была достигнута не за счет качественного изменения основ жизни, что считалось главным при создании СКФО, а за счет "дополнительных" обстоятельств, она позволяет говорить о наметившемся переходе от негативного конфликтологического сценария к умеренно-негативному[18].

И все-таки наибольшей эвристической ценностью обладают не ретроспективные оценки, а прогностические суждения о будущем региона. По мнению экспертов, в ближайшие два года после проведения исследования весьма вероятно обострение этнополитической ситуации. К 2016 г. напряженность возрастет до 3,8 балла[19] (по сравнению с 3,5 баллами в 2014 г.). Участники опроса отмечали резко усиливающуюся в последнее время непредсказуемость внутрирегиональных, общероссийских и международных геополитических процессов, вызванную их взаимозависимостью, с одной стороны, и противоречивостью, разнонаправленностью, с другой. Это обусловило трудности прогностических оценок этнополитической ситуации на Северном Кавказе. В отношении 2017-2020 гг. (плавное снижение напряженности с 3,3 до 2,6 баллов) существенная доля наших информантов затруднилась с ответом (35%). Однако это не помешало им выявить факторы, способствующие обострению этнополитических конфликтов в регионе (табл. 1).

Таблица 1. Ранжирование факторов эскалации современной этнополитической напряженности на Северном Кавказе

Ранг

Фактор

1

Коррупция

2

Социально-экономическое положение людей

3

Национальная политика, проводимая в регионе

4 - 5

Радикализация религии

4 - 5

Действие/бездействие правоохранительных органов

6

Этноклановость

7

Деятельность национальных элит

8

Миграция

9

Безработица

10

Подъем национального самосознания

11

Средства массовой информации и коммуникации

Факторы эскалации этнополитической напряженности. Наиболее разрушительным среди них была признана коррупция. Организованная государством мощная антикоррупционная война, считают эксперты, "сводится к отдельным показательным политическим прецедентам - дело ЮКОСа, дело Лужкова, дело Сердюкова, а также [к] смене состава глав субъектов (в том числе бизнесменов на военных, например, в субъектах РФ СКФО)" - и не приносит ощутимого положительного результата. "Непобедимость" коррупционной составляющей российского общества обусловлена многими причинами. На региональном (северокавказском) уровне ее "живучесть" объясняется этническим, родственным, конфессиональным соответствием при подборе, ротации и расстановке кадров, личной преданностью, знакомством, кумовством, фамильностью, тейповостью, диаспорностью, воспринимаемыми населением в качестве своеобразных констант местного сообщества. В то же время, полагают эксперты, противостоять этому социальному недугу вполне возможно. Однако "системная борьба с коррупцией может успешно вестись только, если будет <...> развиваться не дирижистская (ручная) система политико­административного управления, а институциональная, которая дезавуировала бы коррупционные связи и схемы"[20].

Следующим по значимости конфликтогенным фактором эксперты назвали социально-экономическое положение людей: "Вероятный рост напряженности в сфере межэтнических и этноконфессиональных отношений обусловлен прежде всего объективными процессами, а именно: неблагоприятными социально-экономическими условиями и факторами, кризисными явлениями в экономике и в финансовой сфере России. Обвал рубля, внутренние структурные проблемы российской экономики (стагнация, снижение ВВП, рост инфляции), экономические санкции в отношении РФ со стороны стран Европы и США провоцируют снижение уровня жизни, безработицу, ухудшение социального настроения и т.д. Все это неизбежно будет проецироваться в сферу отношений этнических групп, обостряя противоречия и борьбу за экономические и социальные блага, политизируя требования этнических активистов".

Региональная статистика подтверждает приведенное выше высказывание. Так, в 2014 г среднемесячная номинальная начисленная зарплата в СКФО составила 21,2 тыс. рублей, что в 1,5 раза ниже среднероссийского уровня, а среднедушевые денежные доходы населения - 20,9 тыс. руб. против 27,7 тыс. руб. в среднем по России[21]. Еще более ярким свидетельством социально-экономического неблагополучия региона является уровень безработицы. По данным Федеральной службы государственной статистики, в течение длительного времени Северный Кавказ занимает лидирующее положение в стране по количеству незанятого населения. В 2014 г. этот показатель почти в 2 раза превысил среднероссийское значение и составил 10,5%[22]. Больше всего людей, оставшихся без работы, проживает в Ингушетии (44,5%) и Чеченской Республике (26,6%)[23]. Особо тревожная ситуация складывается в молодежной среде: безработные молодые люди примыкают к религиозным, экстремистским и криминальным организациям, а это в свою очередь влечет за собой рост уровня преступности, наркомании и алкоголизма в этой возрастной группе.

Несмотря на ряд конструктивных решений, реализующихся через различные федеральные целевые программы и региональные проекты, существенно изменить ситуацию с безработицей до сих пор не удается. При этом СКФО обладает огромными трудовыми ресурсами и является трудоизбыточным регионом. Доля населения трудоспособного возраста достигает здесь 60%, а населения младше трудоспособного возраста - 24%. Это самый высокий показатель среди федеральных округов РФ[24]. Нестабильность в социально-трудовой сфере толкает людей в сторону теневой экономики. В 2012 г., например, теневой сектор в СКФО составлял в среднем 30%. Говоря другими словами, практически каждый третий житель Северного Кавказа в той или иной мере был связан с нелегальным бизнесом. Хуже всего дела обстоят в Ингушетии (87%), Северной Осетии (80%) и Дагестане (75%)[25].

Неблагоприятная социально-экономическая ситуация отрицательно сказывается на социально-политической и этноконфессиональной обстановке в регионе, что проявляется в радикализации религии. Из семи самых конфликтогенных факторов воздействие религиозности и конфессиональности, по мнению более половины наших экспертов, усиливается сейчас и продолжит усиливаться в будущем (табл. 2). Пропагандистское, вербовочное давление на молодежь со стороны террористических и экстремистских организаций, прежде всего ИГИЛ, с целью приобщения ее к непосредственной террористической деятельности на территории Северного Кавказа будет возрастать, поскольку "религиозные структуры как "ловцы человеческих душ" опосредованно используют апатию и разочарованность людей, превращая их в своих адептов или бойцов".

Таблица 2. Оценка влияния факторов динамики этнополитической ситуации на Северном Кавказе, 2014 г. (в % по строкам)

Факторы

Влияние усилилось, имеется тенденция к усилению

Влияние усилилось, но имеется тенденция к ослаблению

Не изме-
нилось

Влияние ослабевает, но имеется тенденция к усилению

Влияние ослабевает, имеется тенденция к ослаблению

Затруд-
няюсь ответить

Этнический

14,9

10,1

50,2

19,6

0

5,2

Конфессиональный

55,1

14,6

20,8

4,8

4,7

0

СМИ

20,5

10,2

48,8

4,3

4,6

11,6

НКО

4,7

18,1

25,3

0

31,5

20,4

Внешнеполитический

25,9

20,9

17,7

14,6

11,4

9,5

Национальные элиты

25,3

15,9

28,6

8,4

4,8

17,0

Миграция

30,6

29,7

35,8

0

0

3,9

В условиях поликонфессиональности северокавказского региона и высокого уровня внутренней миграции отказ от светского принципа организации общественной жизни в совокупности с расползанием радикального ислама крайне негативно влияет на этнополитическую ситуацию, становясь реальной угрозой безопасности[26]. В этой связи экспертами были сформулированы предложения по нейтрализации религиозной угрозы. Выделим некоторые из них, которые, с нашей точки зрения, целесообразно реализовать в силу их явно прикладного характера:

  • "сохранение и акцентирование светского характера государства, отделение школы от церкви, отделение конфессий от политической практики, нейтрализация навязывания обществу религиозных практик и конфессионализации общественного дискурса";
  • "прекращение апеллирования к лидерам конфессий со стороны глав субъектов, работников органов власти и управления в осуществлении функционала органов власти и местного самоуправления";
  • "прекращение внедрения (даже и в рекомендательном плане) в функциональную практику государственных и муниципальных служащих национально-религиозной, этнокультурной атрибутики (национальный костюм, отправление религиозных обрядов в рабочее время, использование в рабочей ситуации религиозной символики)";
  • "отказ от практики "замалчивания" этнической составляющей правонарушений, сокрытия этнических интерпретаций бытовых локальных конфликтов, как равно и практики "этнизации" в СМИ и в общественном дискурсе бытовых противоречий и конфликтов";
  • "предоставление на всех уровнях своевременной объективной оценки конфликтных ситуаций и формирование коллективной публичной позиции в отношении ксенофобии, национализма, агрессии, терроризма, экстремизма".

С религиозным фактором напрямую связан фактор внешнеполитический, роль которого тоже возрастает (табл. 2). На эту тенденцию указал каждый четвертый эксперт. Мировая геополитика сегодня находится в неравновесном, переходном состоянии, что подтверждается множественностью конфессиональных и этнонациональных конфликтов на цивилизационных разломах и отсутствием международных гарантий безопасности. Все это неизбежно толкает мир к новой гонке вооружений. Кроме того, в современной системе геополитических координат появилась новая технология контроля над пространством - технология информационной войны, предусматривающая использование массированных коммуникационных потоков, включающих такие фантомы, как "борьба с терроризмом" и "нарушение прав человека". Однако информационное наступление не исключает стратегии упреждающих действий, призванных закрепить "моральные победы". Пример тому - военные операции в Югославии, Афганистане, Ираке.

Из всего многообразия внешнеполитических акторов максимально дестабилизирующее влияние на ситуацию в северокавказском регионе оказывает, по мнению экспертов, Саудовская Аравия - 10 баллов[27]. Следом за ней идут США (8 баллов), Грузия (7,3 балла) и Евросоюз (6,5 балла). Лидирующее место аравийского государства в этом списке объясняется, как нам кажется, его политикой, направленной на финансовую поддержку исламистских террористических организаций. Помимо этого, негативные геополитические реалии вокруг России в связи с прецедентами Крыма, Южной Осетии, Нагорного Карабаха, Абхазии могут вывести на новый уровень претензии к ней со стороны Украины, Грузии, Азербайджана, Турции, что, в свою очередь, чревато ухудшением отношений между соответствующими диаспорными группами Северного Кавказа.

Подводя итог вышесказанному, отметим: результаты экспертного опроса не позволяют говорить об устойчивости позитивных тенденций в северокавказском регионе. В ближайшем будущем там ожидается рост напряженности. Негативные последствия, вызванные мировым кризисом и экономическими санкциями, а также непредсказуемость и запутанность международных внешнеполитических отношений неизбежно повлекут за собой этнополитическую нестабильность и усиление кризисных процессов на Северном Кавказе.


[1] Авксентьев Виктор Анатольевич - доктор философских наук, профессор, директор Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН.
[2] Гриценко Галина Дмитриевна - доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН
[3] Медведев Д.А. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 2009. 12 ноября. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/5979 (дата обращения: 17.03.2015).
[4] Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года".
[5] Авксентьев В.А., Васильченко В.А., Маслова Т.Ф., Лепилкина О.И. Этнополитические основания системного менеджмента на Северном Кавказе. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2014: 31 – 74; Гриценко Г.Д., Ничеговская М.А. Стратегия развития Северо-Кавказского федерального округа: проблемы и решения // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. Вып. 8. С. 185-192.
[6] Матишов Г.Г., Авксентьев В.А., Агларов М.А. и др. Проблемы социально-экономического и геополитического развития южного макрорегиона / Отв. ред. Г.Г. Матишов. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2012: 110.
[7] Аствацатурова М.А., Иванова С.Ю. Общий обзор общественно-политической и этнополитической ситуации в Северо-Кавказском федеральном округе // Состояние межнациональных отношений и религиозная ситуация в СКФО: экспертный доклад / Под ред. В. А. Тишкова. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014: 5 – 7.
[8] По итогам 2014 года Чечня стала единственным регионом СКФО с ростом числа жертв конфликта // Кавказский узел. 2015. 30 января. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/256507/ (дата обращения: 01.02.2015).
[9] В 2014 году на Северном Кавказе были проведены 74 контртеррористические операции // REGNUM. 2014. 9 декабря. URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1874911.html (дата обращения: 10.12.2014).
[10] Авксентьев В.А., Гриценко Г.Д., Дмитриев А.В. Динамика регионального конфликтного процесса на Юге России (экспертная оценка) // Социологические исследования. 2007. N 9. С. 70-78; Авксентьев В.А., Гриценко Г.Д., Дмитриев А.В. Региональная конфликтология: концепты и российская практика / Под ред. чл.-корр. М.К. Горшкова. М.: Альфа-М; Авксентьев В.А., Гриценко Г.Д., Дмитриев А.В., Зинев С.Н., Майборода Э.Т. Конфликтный регион: экспертное мнение // Вестник Южного научного центра. 2009. Т. 5. N 3. С. 15-21; Авксентьев В.А., Аксюмов Б.В., Гриценко Г.Д. и др. Юг России в зеркале конфликтологической экспертизы. Ростов-н/Д.: Изд- во ЮНЦ РАН, 2011.
[11] Авксентьев В.А., Гриценко Г.Д., Дмитриев А.В. Региональная конфликтология: экспертное мнение / Под ред. чл.-корр. М.К. Горшкова. М.: Альфа-М, 2007.
[12] Там же.
[13] Ретроспективное оценивание проводилось по шкале от "0" - фоновая напряженность, не перерастающая в открытые конфликты, до "5" - высокая степень напряженности, проявляющаяся в множественных конфликтах.
[14] Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков России. Т. VI: Южнороссийский макрорегион и Олимпиада в Сочи / Отв. ред. акад. Г.Г. Матишов. Ростов-н/Д.: Изд-во ЮНЦ РАН, 2013: 52.
[15] Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков России. Т. VI: Южнороссийский макрорегион и Олимпиада в Сочи / Отв. ред. акад. Г.Г. Матишов. Ростов-н/Д.: Изд-во ЮНЦ РАН, 2013: 66; В ходе вооруженного конфликта на Северном Кавказе в 2011 году погибли и были ранены 1378 человек // Кавказский узел. 2011. 12 января. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/198756/ (дата обращения: 10.02.2015); В ходе вооруженного конфликта на Северном Кавказе в 2012 году погибли и были ранены 1225 человек // Кавказский узел. 2011. 21 января. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/218940 (дата обращения: 10.02.2015); Вооруженный конфликт на Северном Кавказе: 1710 жертв за 2010 год // Розыск пропавших без вести на Северном Кавказе. 2011, 18 января. URL: http://www.rozysk.org/i/news697 (дата обращения: 10.02.2015).
[16] Вооруженный конфликт на Северном Кавказе: 1710 жертв за 2010 год // Розыск пропавших без вести на Северном Кавказе. 2011, 18 января. URL: http://www.rozysk.org/i/news697 (дата обращения: 10.02.2015).
[17] Теракты в Волгограде // Газета. URL: http://www.gazeta.ru/subjects/terakt_v_Volgograde.shtml (дата обращения: 10.02.2015). Уровень безработицы в Российской Федерации. URL: М(р://уровень-безработицы.рф (дата обращения: 11.03.2015).
[18] Впервые возможные сценарии развития Северного Кавказа мы сформулировали в 2005 г., а в 2009 г. нами был сделан вывод о переходе региона на негативный конфликтологический сценарий [Авксентьев В.А., Голубева Н.И. Социально-политические процессы в южном макрорегионе: состояние, тенденции, прогнозы // Вестник Южного научного центра РАН. 2013. Т. 9: 128]. Он сохранял свою актуальность вплоть до 2013 г.
[19] Прогностическое оценивание проводилось по той же методике, что и ретроспективное (см. прим. 1 на с. 94).
[20] Здесь и далее курсивом выделены высказывания экспертов, прозвучавшие в ходе проведения опроса.
[21] Самые низкие зарплаты в России - у жителей СКФО // Ставрополье. 2015. 10 апреля. URL: http://www.stavropolye.tv/sfdnews/view/80773 (дата обращения: 11.03.2015).
[22] Уровень безработицы в Российской Федерации. URL: М(р://уровень-безработицы.рф (дата обращения: 11.03.2015).
[23] Социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа за январь-сентябрь 2013 г. Ессентуки, 2013. URL: http://www.mezhreg.ru/docs/analitika/Analiz_hoda_realizatsii_
gosprogrammy_razvitiya_SevernogoKavkaza_SER_SKF0_na_01-10-2013.pdf (дата обращения: 11.03.2015).
[24] Денежные доходы населения СКФО в 2014 г. выросли на 4% // Интерфакс-Россия. 2015. 10 апреля. URL: http://www.interfax-russia.ru/South/main.asp7icU600556 (дата обращения: 11.03.2015).
[25] Теневая экономика в субъектах СКФО: возможности и пути ее трансформации в легальную. М.: ФПИ "Бастион", 2012: 59
[26] Гриценко Г.Д. Региональные СМИ как источник информации о социальном самочувствии // Медиа- и межкультурная коммуникация в европейском контексте: материалы Международной научно-практической конференции. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014: 21-23; Авксентьев В.А., Аксюмов Б.В., Гриценко Г.Д. и др. Юг России в зеркале конфликтологической экспертизы. Ростов-н/Д.: Изд- во ЮНЦ РАН, 2011.
[27]Оценка влияния производилась по 10-балльной шкале, где "1" - влияние минимальное, а "10" - приоритетное влияние. Если эксперт затруднялся с оценкой, его ответ кодировался нулем.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.