|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Этнополитическая ситуация на Северном Кавказе: экспертная
оценка
Авксентьев В.А.[1],
Гриценко Г.Д.[2]
(Опубликовано в журнале "Социологические исследования",
2016, №1, с. 92-99)
Провал оптимистического сценария развития Северного
Кавказа. С начала 2014 г под влиянием событий на Украине
северокавказская проблематика отодвинулась на задний план как медийного
пространства, так и общественного интереса. Означает ли такое ослабление
внимания к территории, являвшейся в конце 2000-х гг. самой серьёзной
внутриполитической проблемой нашей страны[3],
что ситуация там значительно улучшилась и были "достигнуты существенные
результаты в обеспечении политической стабильности на Северном Кавказе"[4]?
В 2014 г. произошла реорганизация управления макрорегионом.
Создание Министерства РФ по делам Северного Кавказа привело к перераспределению
функций полпредства в пользу административно-управленческой деятельности
за счет экономической. Последней же теперь занимается вновь образованное
министерство. Подобные организационные решения чреваты отходом от
принципов системного антиконфликтогенного менеджмента, лежавших
в основе деятельности полпредства в СКФО с момента его образования
в 2010 г.[5].
Наиболее знаковым политико-управленческим событием
стала ротация полномочного представителя президента РФ в СКФО и
назначение в мае 2014 г. на эту должность С.А. Меликова, бывшего
на тот момент командующим Объединенной группировкой войск по проведению
контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского
региона и первым заместителем командующего войсками Северо-Кавказского
регионального командования внутренних войск МВД России. Замена "проектного
менеджера" А.Г. Хлопонина на "силовика" является косвенным признанием
недостаточной результативности выбранной в 2010 г. модели системного
антиконфликтогенного менеджмента, ориентированного на радикальные
изменения обстановки через масштабные преобразования в экономике.
Впрочем, на наш взгляд, проблема кроется не столько
в модели, сколько в реализуемой стратегии и в оценке ситуации в
целом. Ошибка в выборе оптимального (фактически оптимистического)
сценария была сделана еще на этапе принятия в 2012 г. Стратегии
социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального
округа до 2025 г Оптимистические ожидания противоречили объективным
условиям, прежде всего достигнутому уровню социально-политической
стабильности. Вряд ли стоило надеяться на приток серьезных инвестиций
в регион, где постоянно происходят подрывы, диверсии, теракты, вводится
режим контртеррористической операции и т.п. Не мог он стать привлекательным
и для массового туризма. Кроме того, все заявленные и отобранные
для реализации проекты оказались автаркичными; мало среди них было
проектов трансрегионального характера, связывающих республики между
собой, не говоря уже о проектах, объединяющих СКФО с другими макрорегионами
(исключение - создание туристического кластера на Юге России с включением
в него Адыгеи, но и этот проект представляет собой, по сути, сумму
отдельных мало зависимых друг от друга проектов). Не раз звучали
предложения отказаться от оптимального сценария реконструкции региона
в пользу более реалистичного базового[6],
что в сущности и произошло, хотя официально это никак не оформлялось.
На сегодняшний день можно даже говорить о развертывании инерционного
сценария, тоже предусмотренного Стратегией, но признанного нежелательным.
Некоторые аналитики считают "реконструкцию управления"
в СКФО после успешного завершения Сочинской Олимпиады оправданной[7].
Однако она оказалась не столь радикальной, как прогнозировалось:
выдвигались предположения об упразднении и реорганизации округа,
объединении его с Южным федеральным округом, замене ряда руководителей
регионов, более решительных действиях "силовиков" и др., но ничего
кардинального предпринято не было.
Сегодня уязвимость Северного Кавказа по-прежнему сконцентрирована
в сфере безопасности: актуальны терроризм, религиозный экстремизм
и межэтническая напряженность. Тем не менее ситуация там все же
стала стабильнее. По данным "Кавказского узла", ведущего наиболее
скрупулезный подсчет потерь на основе открытых источников, число
жертв вооруженных столкновений в СКФО (убитых и раненых) в 2014
г сократилось по сравнению с 2013 г. на 46,9%, причем сокращение
произошло по всем субъектам федерации за исключением Чеченской Республики[8].
Достичь относительного спокойствия удалось за счет активных и профессиональных
действий "силовиков", обеспечивавших безопасность во время проведения
Сочинской Олимпиады и после ее окончания: в 2014 г число контртеррористических
операций составило 74 (70 в 2013 г)[9].
В складывающихся условиях перед новым полпредом и его
командой стоят сложные задачи. В частности, ему предстоит обеспечить
укрепление и развитие общегражданских элементов российского общества,
его консолидацию и интеграцию на основе общих ценностей и с опорой
на местные этнокультурные и конфессиональные организации - Ставропольскую
и Невинномысскую митрополии РПЦ, Пятигорскую и Черкесскую епархии,
Координационный центр мусульман Северного Кавказа и т.д. Также на
его плечи ложится формирование новых акторов политико-управленческого
слоя, новых институтов управления, повышение качества деятельности
правоохранительных органов и прокуратуры, без чего невозможны эффективная
борьба с коррупцией во всех органах власти, нейтрализация криминальных
группировок и обеспечение правопорядка и законности.
Экспертный опрос 2014 г. Изменение этнополитической
ситуации поставило на повестку дня вопрос о продолжении исследования
динамики конфликтных процессов на Северном Кавказе, начатого нами
в 2006-2007 гг.[10]. В 2014
г нами был проведен новый экспертный опрос. В нем приняли участие
102 человека. Отбор производился по следующим критериям: активная
научно-исследовательская или публицистическая деятельность в сфере
региональной конфликтологии и этнополитики, опыт аналитической,
экспертной или практико-управленческой работы, принадлежность к
народам, населяющим регион, проживание в одном из субъектов федерации
СКФО. Использование апробированной в 2006 г. методики отбора информантов
и сохранение прежних целей и задач позволяют говорить о высокой
степени валидности и сравнимости полученных результатов. Отличительной
чертой исследования 2014 г стало проведение по итогам экспертного
опроса глубинных интервью, в рамках которых политологи из числа
экспертов смогли обсудить полученные прогнозы, что, с нашей точки
зрения, является не только своеобразным продолжением диалога научно-экспертного
сообщества Северного Кавказа, но и гарантией качества научной экспертизы.
Экспертные оценки реальной этнополитической ситуации.
Одним из значимых показателей динамики этнополитической ситуации
на Северном Кавказе в рамках исследования 2014 г. была оценка уровня
напряженности за последние пять лет. По мнению экспертов, положение
дел в регионе, за исключением 2014 г., было весьма напряженным,
а в 2011 и 2012 гг. даже предельно напряженным. При сравнении этих
данных с оценками 2006 г важно отметить, что тогда, почти десять
лет назад, большинство экспертов прогнозировали не только сохранение,
но и возможное обострение имеющихся конфликтов. "Поскольку факторы,
дестабилизирующие ситуацию на Юге России, продолжают действовать,
проблемы кардинально не решаются", то, полагал один из наших информантов,
неблагоприятный прогноз и в дальнейшем не утратит своей актуальности[11].
Некоторые эксперты в 2006 г. высказывали предположение о возможном
ухудшении ситуации: "...кризисные и конфликтные процессы в этнополитической
сфере существуют, находясь в режиме "ожидания". Для их "возгорания"
достаточно единичных случаев открытого противостояния, неприятия,
источником которых могут быть как внутренние, скрытые причины, так
и специально организованные провокации"[12].
Реальное развитие событий в общих чертах подтвердило
прогноз 2006 г. Однако, если сравнить оценки экспертов с данными
статистики за 2011 - 2012 гг., то согласиться с ними можно лишь
отчасти, поскольку наибольшее число происшествий и столкновений
приходится на 2010 г (по оценкам экспертов уровень напряженности
в тот год составил 4,3 балла[13]).
Тогда на Северном Кавказе произошло 974 терракта, а в 2011 и 2012
гг. - 597 и 675, соответственно[14].
Число жертв в 2010 г. достигло 754 чел., из них 727 - мирные жители.
Для сравнения: в 2011 г. из 750 убитых гражданских лиц было 340
чел., а в 2012 г из 700 - 303, соответственно[15].
Отмеченное несовпадение, скорее всего, объясняется субъективно-психологическими
особенностями восприятия событий, случившихся в регионе на рубеже
десятилетий. 2011 г (4,8 балла) запомнился эскалацией локальных
конфликтов, в частности в Дагестане, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.
В последней, например, ситуация ухудшилась настолько,
что число жертв вооруженных нападений возросло более чем в восемь
раз по сравнению с предшествующим годом[16].
Утверждения экспертов о высоком уровне напряженности в 2012 г (4,8
балла) могут быть объяснены рядом громких убийств общественных и
религиозных деятелей в Дагестане, а в 2013 г (4,6 балла) - ростом
числа погибших среди гражданского населения (на 17,5% по сравнению
с 2012 г) и увеличением количества терактов, совершенных смертниками
(особо трагическими были три крупных теракта в Волгограде, унесших
жизни 38 человек)[17].
Резкое изменение этнополитической ситуации в СКФО в
2014 г, проявившееся в снижении напряженности до 3,5 баллов, является,
полагают эксперты, следствием успешных действий "силовиков", введением
исключительных мер безопасности при проведении Олимпиады, уничтожением
главаря "Имарата Кавказ" Умарова, активизацией ИГИЛ, оттянувшей
часть "пассионариев" с Кавказа, и стабилизирующим эффектом украинского
кризиса как внешнего конфликта. И хотя положительная динамика была
достигнута не за счет качественного изменения основ жизни, что считалось
главным при создании СКФО, а за счет "дополнительных" обстоятельств,
она позволяет говорить о наметившемся переходе от негативного конфликтологического
сценария к умеренно-негативному[18].
И все-таки наибольшей эвристической ценностью обладают
не ретроспективные оценки, а прогностические суждения о будущем
региона. По мнению экспертов, в ближайшие два года после проведения
исследования весьма вероятно обострение этнополитической ситуации.
К 2016 г. напряженность возрастет до 3,8 балла[19]
(по сравнению с 3,5 баллами в 2014 г.). Участники опроса отмечали
резко усиливающуюся в последнее время непредсказуемость внутрирегиональных,
общероссийских и международных геополитических процессов, вызванную
их взаимозависимостью, с одной стороны, и противоречивостью, разнонаправленностью,
с другой. Это обусловило трудности прогностических оценок этнополитической
ситуации на Северном Кавказе. В отношении 2017-2020 гг. (плавное
снижение напряженности с 3,3 до 2,6 баллов) существенная доля наших
информантов затруднилась с ответом (35%). Однако это не помешало
им выявить факторы, способствующие обострению этнополитических конфликтов
в регионе (табл. 1).
Таблица 1. Ранжирование факторов
эскалации современной этнополитической напряженности на Северном
Кавказе
Ранг
|
Фактор
|
1
|
Коррупция
|
2
|
Социально-экономическое положение людей
|
3
|
Национальная политика, проводимая в регионе
|
4 - 5
|
Радикализация религии
|
4 - 5
|
Действие/бездействие правоохранительных органов
|
6
|
Этноклановость
|
7
|
Деятельность национальных элит
|
8
|
Миграция
|
9
|
Безработица
|
10
|
Подъем национального самосознания
|
11
|
Средства массовой информации и коммуникации
|
Факторы эскалации этнополитической напряженности.
Наиболее разрушительным среди них была признана коррупция. Организованная
государством мощная антикоррупционная война, считают эксперты, "сводится
к отдельным показательным политическим прецедентам - дело ЮКОСа,
дело Лужкова, дело Сердюкова, а также [к] смене состава глав субъектов
(в том числе бизнесменов на военных, например, в субъектах РФ СКФО)"
- и не приносит ощутимого положительного результата. "Непобедимость"
коррупционной составляющей российского общества обусловлена многими
причинами. На региональном (северокавказском) уровне ее "живучесть"
объясняется этническим, родственным, конфессиональным соответствием
при подборе, ротации и расстановке кадров, личной преданностью,
знакомством, кумовством, фамильностью, тейповостью, диаспорностью,
воспринимаемыми населением в качестве своеобразных констант местного
сообщества. В то же время, полагают эксперты, противостоять этому
социальному недугу вполне возможно. Однако "системная борьба с коррупцией
может успешно вестись только, если будет <...> развиваться
не дирижистская (ручная) система политикоадминистративного
управления, а институциональная, которая дезавуировала бы коррупционные
связи и схемы"[20].
Следующим по значимости конфликтогенным фактором эксперты
назвали социально-экономическое положение людей: "Вероятный рост
напряженности в сфере межэтнических и этноконфессиональных отношений
обусловлен прежде всего объективными процессами, а именно: неблагоприятными
социально-экономическими условиями и факторами, кризисными явлениями
в экономике и в финансовой сфере России. Обвал рубля, внутренние
структурные проблемы российской экономики (стагнация, снижение ВВП,
рост инфляции), экономические санкции в отношении РФ со стороны
стран Европы и США провоцируют снижение уровня жизни, безработицу,
ухудшение социального настроения и т.д. Все это неизбежно будет
проецироваться в сферу отношений этнических групп, обостряя противоречия
и борьбу за экономические и социальные блага, политизируя требования
этнических активистов".
Региональная статистика подтверждает приведенное выше
высказывание. Так, в 2014 г среднемесячная номинальная начисленная
зарплата в СКФО составила 21,2 тыс. рублей, что в 1,5 раза ниже
среднероссийского уровня, а среднедушевые денежные доходы населения
- 20,9 тыс. руб. против 27,7 тыс. руб. в среднем по России[21].
Еще более ярким свидетельством социально-экономического неблагополучия
региона является уровень безработицы. По данным Федеральной службы
государственной статистики, в течение длительного времени Северный
Кавказ занимает лидирующее положение в стране по количеству незанятого
населения. В 2014 г. этот показатель почти в 2 раза превысил среднероссийское
значение и составил 10,5%[22].
Больше всего людей, оставшихся без работы, проживает в Ингушетии
(44,5%) и Чеченской Республике (26,6%)[23].
Особо тревожная ситуация складывается в молодежной среде: безработные
молодые люди примыкают к религиозным, экстремистским и криминальным
организациям, а это в свою очередь влечет за собой рост уровня преступности,
наркомании и алкоголизма в этой возрастной группе.
Несмотря на ряд конструктивных решений, реализующихся
через различные федеральные целевые программы и региональные проекты,
существенно изменить ситуацию с безработицей до сих пор не удается.
При этом СКФО обладает огромными трудовыми ресурсами и является
трудоизбыточным регионом. Доля населения трудоспособного возраста
достигает здесь 60%, а населения младше трудоспособного возраста
- 24%. Это самый высокий показатель среди федеральных округов РФ[24].
Нестабильность в социально-трудовой сфере толкает людей в сторону
теневой экономики. В 2012 г., например, теневой сектор в СКФО составлял
в среднем 30%. Говоря другими словами, практически каждый третий
житель Северного Кавказа в той или иной мере был связан с нелегальным
бизнесом. Хуже всего дела обстоят в Ингушетии (87%), Северной Осетии
(80%) и Дагестане (75%)[25].
Неблагоприятная социально-экономическая ситуация отрицательно
сказывается на социально-политической и этноконфессиональной обстановке
в регионе, что проявляется в радикализации религии. Из семи самых
конфликтогенных факторов воздействие религиозности и конфессиональности,
по мнению более половины наших экспертов, усиливается сейчас и продолжит
усиливаться в будущем (табл. 2). Пропагандистское, вербовочное давление
на молодежь со стороны террористических и экстремистских организаций,
прежде всего ИГИЛ, с целью приобщения ее к непосредственной террористической
деятельности на территории Северного Кавказа будет возрастать, поскольку
"религиозные структуры как "ловцы человеческих душ" опосредованно
используют апатию и разочарованность людей, превращая их в своих
адептов или бойцов".
Таблица 2. Оценка влияния факторов динамики
этнополитической ситуации на Северном Кавказе, 2014 г. (в
% по строкам)
Факторы
|
Влияние усилилось, имеется тенденция к усилению
|
Влияние усилилось, но имеется тенденция к ослаблению
|
Не изме-
нилось
|
Влияние ослабевает, но имеется тенденция к усилению
|
Влияние ослабевает, имеется тенденция к ослаблению
|
Затруд-
няюсь ответить
|
Этнический
|
14,9
|
10,1
|
50,2
|
19,6
|
0
|
5,2
|
Конфессиональный
|
55,1
|
14,6
|
20,8
|
4,8
|
4,7
|
0
|
СМИ
|
20,5
|
10,2
|
48,8
|
4,3
|
4,6
|
11,6
|
НКО
|
4,7
|
18,1
|
25,3
|
0
|
31,5
|
20,4
|
Внешнеполитический
|
25,9
|
20,9
|
17,7
|
14,6
|
11,4
|
9,5
|
Национальные элиты
|
25,3
|
15,9
|
28,6
|
8,4
|
4,8
|
17,0
|
Миграция
|
30,6
|
29,7
|
35,8
|
0
|
0
|
3,9
|
В условиях поликонфессиональности северокавказского
региона и высокого уровня внутренней миграции отказ от светского
принципа организации общественной жизни в совокупности с расползанием
радикального ислама крайне негативно влияет на этнополитическую
ситуацию, становясь реальной угрозой безопасности[26].
В этой связи экспертами были сформулированы предложения по нейтрализации
религиозной угрозы. Выделим некоторые из них, которые, с нашей точки
зрения, целесообразно реализовать в силу их явно прикладного характера:
- "сохранение и акцентирование светского характера государства,
отделение школы от церкви, отделение конфессий от политической
практики, нейтрализация навязывания обществу религиозных практик
и конфессионализации общественного дискурса";
- "прекращение апеллирования к лидерам конфессий со стороны глав
субъектов, работников органов власти и управления в осуществлении
функционала органов власти и местного самоуправления";
- "прекращение внедрения (даже и в рекомендательном плане) в функциональную
практику государственных и муниципальных служащих национально-религиозной,
этнокультурной атрибутики (национальный костюм, отправление религиозных
обрядов в рабочее время, использование в рабочей ситуации религиозной
символики)";
- "отказ от практики "замалчивания" этнической составляющей правонарушений,
сокрытия этнических интерпретаций бытовых локальных конфликтов,
как равно и практики "этнизации" в СМИ и в общественном дискурсе
бытовых противоречий и конфликтов";
- "предоставление на всех уровнях своевременной объективной оценки
конфликтных ситуаций и формирование коллективной публичной позиции
в отношении ксенофобии, национализма, агрессии, терроризма, экстремизма".
С религиозным фактором напрямую связан фактор внешнеполитический,
роль которого тоже возрастает (табл. 2). На эту тенденцию указал
каждый четвертый эксперт. Мировая геополитика сегодня находится
в неравновесном, переходном состоянии, что подтверждается множественностью
конфессиональных и этнонациональных конфликтов на цивилизационных
разломах и отсутствием международных гарантий безопасности. Все
это неизбежно толкает мир к новой гонке вооружений. Кроме того,
в современной системе геополитических координат появилась новая
технология контроля над пространством - технология информационной
войны, предусматривающая использование массированных коммуникационных
потоков, включающих такие фантомы, как "борьба с терроризмом" и
"нарушение прав человека". Однако информационное наступление не
исключает стратегии упреждающих действий, призванных закрепить "моральные
победы". Пример тому - военные операции в Югославии, Афганистане,
Ираке.
Из всего многообразия внешнеполитических акторов максимально
дестабилизирующее влияние на ситуацию в северокавказском регионе
оказывает, по мнению экспертов, Саудовская Аравия - 10 баллов[27].
Следом за ней идут США (8 баллов), Грузия (7,3 балла) и Евросоюз
(6,5 балла). Лидирующее место аравийского государства в этом списке
объясняется, как нам кажется, его политикой, направленной на финансовую
поддержку исламистских террористических организаций. Помимо этого,
негативные геополитические реалии вокруг России в связи с прецедентами
Крыма, Южной Осетии, Нагорного Карабаха, Абхазии могут вывести на
новый уровень претензии к ней со стороны Украины, Грузии, Азербайджана,
Турции, что, в свою очередь, чревато ухудшением отношений между
соответствующими диаспорными группами Северного Кавказа.
Подводя итог вышесказанному, отметим: результаты экспертного
опроса не позволяют говорить об устойчивости позитивных тенденций
в северокавказском регионе. В ближайшем будущем там ожидается рост
напряженности. Негативные последствия, вызванные мировым кризисом
и экономическими санкциями, а также непредсказуемость и запутанность
международных внешнеполитических отношений неизбежно повлекут за
собой этнополитическую нестабильность и усиление кризисных процессов
на Северном Кавказе.
[1] Авксентьев Виктор Анатольевич
- доктор философских наук, профессор, директор Института социально-экономических
и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН.
[2] Гриценко Галина Дмитриевна
- доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник
Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного
научного центра РАН
[3] Медведев Д.А. Послание
Федеральному Собранию Российской Федерации. 2009. 12 ноября. URL:
http://www.kremlin.ru/transcripts/5979 (дата обращения: 17.03.2015).
[4] Указ Президента РФ от 19
декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной
политики Российской Федерации на период до 2025 года".
[5] Авксентьев В.А., Васильченко
В.А., Маслова Т.Ф., Лепилкина О.И. Этнополитические основания системного
менеджмента на Северном Кавказе. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2014:
31 – 74; Гриценко Г.Д., Ничеговская М.А. Стратегия развития Северо-Кавказского
федерального округа: проблемы и решения // Научные проблемы гуманитарных
исследований. 2011. Вып. 8. С. 185-192.
[6] Матишов Г.Г., Авксентьев
В.А., Агларов М.А. и др. Проблемы социально-экономического и геополитического
развития южного макрорегиона / Отв. ред. Г.Г. Матишов. Ростов н/Д:
Изд-во ЮНЦ РАН, 2012: 110.
[7] Аствацатурова М.А., Иванова
С.Ю. Общий обзор общественно-политической и этнополитической ситуации
в Северо-Кавказском федеральном округе // Состояние межнациональных
отношений и религиозная ситуация в СКФО: экспертный доклад / Под
ред. В. А. Тишкова. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014: 5 – 7.
[8] По итогам 2014 года Чечня
стала единственным регионом СКФО с ростом числа жертв конфликта
// Кавказский узел. 2015. 30 января. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/256507/
(дата обращения: 01.02.2015).
[9] В 2014 году на Северном
Кавказе были проведены 74 контртеррористические операции // REGNUM.
2014. 9 декабря. URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1874911.html
(дата обращения: 10.12.2014).
[10] Авксентьев В.А., Гриценко
Г.Д., Дмитриев А.В. Динамика регионального конфликтного процесса
на Юге России (экспертная оценка) // Социологические исследования.
2007. N 9. С. 70-78; Авксентьев В.А., Гриценко Г.Д., Дмитриев А.В.
Региональная конфликтология: концепты и российская практика / Под
ред. чл.-корр. М.К. Горшкова. М.: Альфа-М; Авксентьев В.А., Гриценко
Г.Д., Дмитриев А.В., Зинев С.Н., Майборода Э.Т. Конфликтный регион:
экспертное мнение // Вестник Южного научного центра. 2009. Т. 5.
N 3. С. 15-21; Авксентьев В.А., Аксюмов Б.В., Гриценко Г.Д. и др.
Юг России в зеркале конфликтологической экспертизы. Ростов-н/Д.:
Изд- во ЮНЦ РАН, 2011.
[11] Авксентьев В.А., Гриценко
Г.Д., Дмитриев А.В. Региональная конфликтология: экспертное мнение
/ Под ред. чл.-корр. М.К. Горшкова. М.: Альфа-М, 2007.
[12] Там же.
[13] Ретроспективное оценивание
проводилось по шкале от "0" - фоновая напряженность, не перерастающая
в открытые конфликты, до "5" - высокая степень напряженности, проявляющаяся
в множественных конфликтах.
[14] Атлас социально-политических
проблем, угроз и рисков России. Т. VI: Южнороссийский макрорегион
и Олимпиада в Сочи / Отв. ред. акад. Г.Г. Матишов. Ростов-н/Д.:
Изд-во ЮНЦ РАН, 2013: 52.
[15] Атлас социально-политических
проблем, угроз и рисков России. Т. VI: Южнороссийский макрорегион
и Олимпиада в Сочи / Отв. ред. акад. Г.Г. Матишов. Ростов-н/Д.:
Изд-во ЮНЦ РАН, 2013: 66; В ходе вооруженного конфликта на Северном
Кавказе в 2011 году погибли и были ранены 1378 человек // Кавказский
узел. 2011. 12 января. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/198756/
(дата обращения: 10.02.2015); В ходе вооруженного конфликта на Северном
Кавказе в 2012 году погибли и были ранены 1225 человек // Кавказский
узел. 2011. 21 января. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/218940
(дата обращения: 10.02.2015); Вооруженный конфликт на Северном Кавказе:
1710 жертв за 2010 год // Розыск пропавших без вести на Северном
Кавказе. 2011, 18 января. URL: http://www.rozysk.org/i/news697 (дата
обращения: 10.02.2015).
[16] Вооруженный конфликт
на Северном Кавказе: 1710 жертв за 2010 год // Розыск пропавших
без вести на Северном Кавказе. 2011, 18 января. URL: http://www.rozysk.org/i/news697
(дата обращения: 10.02.2015).
[17] Теракты в Волгограде
// Газета. URL: http://www.gazeta.ru/subjects/terakt_v_Volgograde.shtml
(дата обращения: 10.02.2015). Уровень безработицы в Российской Федерации.
URL: М(р://уровень-безработицы.рф (дата обращения: 11.03.2015).
[18] Впервые возможные сценарии
развития Северного Кавказа мы сформулировали в 2005 г., а в 2009
г. нами был сделан вывод о переходе региона на негативный конфликтологический
сценарий [Авксентьев В.А., Голубева Н.И. Социально-политические
процессы в южном макрорегионе: состояние, тенденции, прогнозы //
Вестник Южного научного центра РАН. 2013. Т. 9: 128]. Он сохранял
свою актуальность вплоть до 2013 г.
[19] Прогностическое оценивание
проводилось по той же методике, что и ретроспективное (см. прим.
1 на с. 94).
[20] Здесь и далее курсивом
выделены высказывания экспертов, прозвучавшие в ходе проведения
опроса.
[21] Самые низкие зарплаты
в России - у жителей СКФО // Ставрополье. 2015. 10 апреля. URL:
http://www.stavropolye.tv/sfdnews/view/80773 (дата обращения: 11.03.2015).
[22] Уровень безработицы
в Российской Федерации. URL: М(р://уровень-безработицы.рф (дата
обращения: 11.03.2015).
[23] Социально-экономическое
развитие Северо-Кавказского федерального округа за январь-сентябрь
2013 г. Ессентуки, 2013. URL: http://www.mezhreg.ru/docs/analitika/Analiz_hoda_realizatsii_
gosprogrammy_razvitiya_SevernogoKavkaza_SER_SKF0_na_01-10-2013.pdf
(дата обращения: 11.03.2015).
[24] Денежные доходы населения
СКФО в 2014 г. выросли на 4% // Интерфакс-Россия. 2015. 10 апреля.
URL: http://www.interfax-russia.ru/South/main.asp7icU600556 (дата
обращения: 11.03.2015).
[25] Теневая экономика в
субъектах СКФО: возможности и пути ее трансформации в легальную.
М.: ФПИ "Бастион", 2012: 59
[26] Гриценко Г.Д. Региональные
СМИ как источник информации о социальном самочувствии // Медиа-
и межкультурная коммуникация в европейском контексте: материалы
Международной научно-практической конференции. Ставрополь: Изд-во
СКФУ, 2014: 21-23; Авксентьев В.А., Аксюмов Б.В., Гриценко Г.Д.
и др. Юг России в зеркале конфликтологической экспертизы. Ростов-н/Д.:
Изд- во ЮНЦ РАН, 2011.
[27]Оценка влияния производилась
по 10-балльной шкале, где "1" - влияние минимальное, а "10" - приоритетное
влияние. Если эксперт затруднялся с оценкой, его ответ кодировался
нулем.
|