Rambler's Top100

№ 715 - 716
6 - 19 февраля 2017

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Человеческие ресурсы в сфере науки и технологий: состояние и эффективность использования

Подходы к изучению международной миграции высококвалифицированных специалистов: механизмы, перспективы, последствия

Образовательные траектории молодежи стран СНГ в Москве

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Образовательные траектории молодежи стран СНГ в Москве

Деминцева Е.Б.[1]
(Опубликовано в журнале "Социологические исследования", 2016, №2, с. 82-87)

В последние несколько лет в России наблюдается интенсивный приток абитуриентов из стран СНГ[2]. В постсоветские годы были налажены каналы межгосударственных и межуниверситетских программ, и сегодня многие университеты Москвы ориентируются на прием иностранных студентов, поступающих как на бюджетной основе, через квоты, предоставляемые Министерством образования и науки РФ и другими ведомствами, так и на платной основе. Это связано не только с политикой государства, направленной на привлечение соотечественников[3], но и с безболезненной и менее затратной схемой привлечения студентов, с первого года обучения имеющих возможность обучаться на родном или же языке общения в семье - русском[4].

Некогда похожие задачи ставились Советским Союзом в отношении студентов, приезжающих на обучение из стран Азии и Африки[5]. СССР стремился расширить свое влияние в этих регионах через приезжавших на учебу студентов, которые после возвращения на родину должны были войти в новую элиту и содействовать распространению идей социализма. Основным же отличием в политике государства по привлечению студентов из-за рубежа было то, что студенты не могли оставаться в Советском Союзе после обучения, а были обязаны возвращаться в свои страны.

Что касается миграционной политики России, иностранные студенты из этих стран являются привлекательной категорией мигрантов, которых государство готово принимать на своей территории и предоставлять им гражданство. Сегодня студенты могут оставаться в России и претендовать на облегченную схему в получении российского гражданства.

Гипотезой нашего исследования являлось предположение, что образовательные траектории студентов из стран СНГ определяются несколькими факторами; среди основных можно назвать их желание эмигрировать из своей страны, связанное с политической, социальной и экономической ситуацией на родине. Также они рассматривают учебу как возможность включения в принимающее общество. Мы попытались ответить на вопрос, что движет студентами при выборе московских вузов. Что является для них более важным: получение образования в российском вузе или же переезд в страну обучения? Является ли русский язык определяющим в выборе ими страны обучения?

В нашем исследовании мы сфокусировались на изучении студентов из двух географических регионов - Средней Азии (Узбекистан, Киргизия, Таджикистан) и Восточной Европы - Украины и Молдовы. Мы хотели подчеркнуть специфику этих двух географических ареалов, которые если и объединяет советское прошлое, однако мы можем говорить об их культурных, этнических различиях, а также отличиях в политических отношениях между этими странами и Россией. Соответственно, мы можем наблюдать разные по своей интенсивности, социальному статусу и этнической принадлежности миграционные потоки из этих регионов. Выбрав эти два региона, мы хотели увидеть, влияют ли этническое и социальное происхождение, миграционные установки семьи и наличие родственников на принятие студентами решений об обучении в Москве.

В исследованиях, посвященных иностранным студентам, отмечается, что на студенческую мобильность влияет множество факторов в стране исхода и в стране будущего обучения. Среди них политические, экономические и социальные факторы, уровень образования, географическая близость стран с более высоким уровнем жизни, исторические и семейные связи. Одна из моделей, объясняющих возникновение спроса и предложения в области студенческой мобильности - "push-pull model", была разработана в конце 1990-х гг.[6]. Основная ее идея заключается в том, что одни студенты уезжают из-за неблагоприятных условий в стране проживания, другие - благодаря возможности получить стипендию или же участвовать в образовательной программе, которые им предлагают другие страны. Эта модель полезна для описания потока иностранных студентов из своей страны в страну пребывания, а также позволяет разделить факторы, влияющие на мобильность студента и воздействующие на принятие им решения как в его стране, так и в стране, в которой он решает обучаться.

Одним из примеров использования этого подхода мы можем найти в статье[7]. Авторы отмечают, что экономическая и социальная ситуация, с которой студенты сталкиваются в родной стране, является выталкивающим фактором (push factor), тогда как знание о возможностях в другой стране является фактором притяжения (pull factor). Таким образом, перед будущим студентов стоит выбор: 1) учиться в своей стране или за рубежом; 2) необходимость выбора будущей страны обучения; 3) выбор учебного заведения в этой стране[8]. Они обращают внимание на то, что на выбор студентом страны обучения могут влиять существование более современных обучающих программ, желание пожить в другой стране, желание эмигрировать. Выезд на учебу становится удобной ступенью для этого намерения. В исследовании М. Сафоновой, анализирующем в том числе "push- pullmodel", проводится картографирование существующих потоков студенческой миграции, чтобы показать механизмы, которые делают перемещение студентов в одни страны более вероятным, чем в другие[9].

Все эти методы основаны на количественных исследованиях, однако авторы указывают на то, что их необходимо сочетать с качественными. В нашем исследовании мы ориентируемся на работу, которая была направлена на изучение студенческой миграции из стран СНГ в Россию и факторов, влияющих на принятие студентами решений о получении образования[10]. Это исследование позволило нам выделить ряд тем для проведения более глубинного анализа некоторых факторов. К ним можно отнести выбор студентом России как страны обучения, а также вуза и специальности. Для понимания того, чем руководствуется студент при выборе этих основных для своей образовательной стратегии шагов, мы провели наше качественное исследование.

Методология исследования была выстроена в двух направлениях[11]. С одной стороны, исследование было направлено на изучение образовательных траекторий мигрантов из стран СНГ, обучающихся (N=20) или закончивших (N=10) московские вузы и колледжи, а также у трудовых мигрантов (N=10), планирующие своё дальнейшее обучение в России или же обучение своих детей. С другой стороны, мы опросили экспертов - представителей администрации вузов и колледжей Москвы (N=5), рекрутинговых агентств (N=2), чиновников профилирующих ведомств (N=3) для того, чтобы они представили свое видение ситуации, связанной с поступлением и обучением студентов из стран СНГ в Москве. Со всеми группами информантов проводились глубинные интервью по четырем гайдам.

Куда поехать учиться. Для большинства студентов и выпускников московских вузов, проживавших до поступления в странах СНГ, выбор стоял между обучением в вузе в своей стране и российским университетом.

Одним из важных факторов, повлиявших на выбор России как страны обучения, являлось знание языка. "Во-первых [я приехал. - Е.Д.], потому что я знаю этот [русский. - Е.Д.] язык. Россия ближе, чем Европа. Из-за этого, из-за языка... И в культурном, и в географическом [плане]. Мы же раньше входили в состав СССР" (студент из Украины). При этом важность русского языка подчеркивалась в категориях общего культурного ареала, включающего в себя "общую историю", советское прошлое, которым были связаны их семьи с Россией.

Для многих студентов из стран СНГ эта "общая история" - прежде всего история их семей. Ни в одном разговоре со студентами и выпускниками вузов не было затронуто конкретных исторических тем: ни один не обращался ни к датам, ни к событиям, ни к примерам из "общей истории", акцентируя внимание именно на родственных связях или же символах прошлой эпохи, таких как "Советский Союз", "общее прошлое", "мы из одной страны". "Я родилась в Советском Союзе. И мои родители - выходцы из Советского Союза. Москва, Президент - это всегда такие понятия недосягаемого, что ли. Я решила туда [в московский вуз] подать документы" (студентка магистратуры из Киева).

Вторым важным фактором при выборе России как страны обучения является возможность получения бесплатного образования. Большинство студентов и выпускников обучались или обучаются по квотам, предоставленным Министерством образования и науки РФ. Для многих важен правовой статус, который дает им получение квоты, решающий все вопросы, связанные с получением документов и проживанием в Москве.

Третьим фактором являются семейные связи в городах, в которых студент планирует поступать в вузы. Специфика статуса студентов из стран СНГ состоит в том, что, официально являясь иностранцами, в реальности некоторые из них могли уже жить в России до момента поступления в вуз или же иметь родственников и даже родителей, проживающих на территории страны: "... Моей целью было попасть в московский (вуз. - Е.Д.), потому как мне хотелось быть поближе к родственникам" (студентка из Узбекистана). Часто студенты изначально выбирают именно город обучения, а не какой- то конкретный вуз. Выбирая город, руководствуются двумя критериями. Первый, выделяемый ими при выборе города и называемый большинством - это стремление жить в мегаполисе, желание учиться в столице или же в другом крупном городе (например, в Санкт-Петербурге). Второй критерий - наличие родственников в городе. Последний фактор наиболее важен для тех, кто поступает на платное отделение, так как именно на родственников они рассчитывают при приезде в город: они могут какое-то время жить у них, те могут помочь в поиске работы, подсказать, в какой вуз лучше поступать.

Четвертым фактором является стремление эмигрировать из страны проживания, в этом случае Россия рассматривается как один из нескольких возможных вариантов.

К тем молодым людям, для кого эмиграция является определяющим фактором, относятся "соотечественники". К этой группе причисляют себя те молодые люди, которые говорят по-русски, родители родились в СССР, они причисляют себя к русским или же тем, чьи семьи связаны с Россией. При этом в таких странах как Молдова или Украина это понятие имеет наиболее расплывчатое значение, так как многие молодые люди могут найти в своей семье "этнические корни" или же просто относить себя к русским.

Эмигрируют из своих стран также те молодые люди, которые являются "этническим меньшинством" (например, корейцы в Узбекистане). Однако в этом случае Россия может быть для них не только страной эмиграции, но и страной транзита. В интервью с корейцами из Узбекистана звучала тема дальнейшей миграции в страны Европы или Америки. Все эти молодые люди недовольны политикой и экономической ситуацией в государстве исхода, и пытаются покинуть страну именно из нежелания оставаться в ней. Здесь мы можем скорее говорить о "выталкивающем факторе", и Россия стоит в ряду других стран, куда они собираются уехать, но не обязательно остаться навсегда.

Таким образом, мы можем говорить о четырех основных факторах, влияющих на принятие решения студентом приехать на учебу в российский вуз. При этом какие-то факторы могут быть основными, какие-то пересекаться, а некоторые не приниматься во внимание. Здесь стоит отметить, что мы не назвали фактор, который, как нам казалось, должен был бы присутствовать при выборе студентов будущего места обучения - желание учиться в каком-то конкретном вузе России. Для большинства студентов и выпускников, приоритетным был выбор страны и города, а не университета обучения. Но в какой-то момент им приходится определяться именно с выбором университета, и здесь мы также можем видеть различные варианты.

Где учиться? Выбор вуза. Можно говорить о нескольких вариантах выбора вуза студентами из стран СНГ. Первый, один из наиболее распространенных, - возможность поступления в университет, который устраивает по направлению: технические или гуманитарные специальности, медицинские вузы и т.п. Если студент приезжает учиться в страну по квотам, то на уровне заявки в Министерстве образования и науки РФ он выбирает город, в котором хотел бы учиться, и составляет список из нескольких вузов в порядке приоритета. Поскольку распределение квот предполагает отбор студентов самим вузом в зависимости от присланного им досье, студент до последнего момента не знает, какое именно учебное заведение примет его документы. Таким образом, ориентируясь на получение бесплатного образования, студент знает заранее, что, возможно, не поступит в вуз, который был бы наиболее желательным для него. "Многие пишут первым вузом МГУ, другие престижные университеты, - рассказывал бывший сотрудник Министерства образования и науки РФ. - Именно в эти вузы попадают списки первыми, они отбирают лучших. Потом досье студента высылают в следующий в его приоритетах вуз. И так далее, пока его не примут или откажут во всех”.

Для студентов, поступающих по квотам, выбор вуза часто оказывается случайным, хотя абитуриенты пытаются при возможности все же настоять на определенном университете, в котором им бы хотелось обучаться. Часто при подаче заявления студенту важнее город обучения, а потом уже они выбирают кажущийся наиболее удобным для них из списка вузов города. ”Мне надо было в Москву, только в Москву я хотела поступать. И мне предоставили, какие там есть места...” (студентка из Молдовы).

Москва как место обучения является приоритетным для многих абитуриентов. В интервью часто подчеркивалось желание учиться именно в этом городе, для некоторых было даже не важно, в каком именно университете. ”Я, можно сказать, выбирал не мелочась, Петербург либо Москва. Смотрел уже по вузам. В Питере это был Горный институт, нефтегазовая отрасль ... и Московский автодорожный. Он, почему-то, мне оказался как-то ближе” (студент из Молдовы).

Лишь в нескольких интервью молодые люди были ориентированы на определенный московский университет, при этом главным аргументом был не только высокий уровень образования, но и то, что там учился кто-то из близких им людей: ”У меня папа там учился. У меня с детства убеждение, что самый сильный вуз - это Бауманка... Я хотел получить IT специальность. И поступить в ”Бауманку” - это не мечта, это цель" (выпускник из Узбекистана). "Если сам мотив выбора специальности или вуза недостаточно осознан студентом, тогда на первый план выступает преемственность родительской профессии"[12]. Поскольку родители некоторых студентов либо учились в вузах России, либо знают, какие вузы в их отрасли наиболее престижны, чаще всего они советуют своим детям получать образование в "проверенных" учебных заведениях.

Здесь возникает тема каналов, по которым студенты получают информацию о возможности обучения в вузах России. Межличностные коммуникации работают наиболее эффективно. Значимым источником информации для будущих студентов является "сарафанное радио", то есть информация, которую узнают от знакомых, родственников. Другой вариант получения информации о российском образовании в странах СНГ - обращение в "русские общины" и другие структуры, которые взаимодействуют с посольством РФ, Российским центром науки и культуры или же с вузами. Обычно эти общины связаны с русскими школами, в которых учится часть абитуриентов, и учителя советуют своим ученикам воспользоваться той или иной схемой поступления в российские вузы. На практике задействованы сразу несколько каналов получения информации о вузах. Узнав информацию от знакомых, абитуриент обращается к инстанциям (центрам, посольствам), которые те посоветовали, параллельно смотрит информацию в Интернете об альтернативных способах поступления или выборе вуза.

Во многих случаях выбор вуза является скорее случайностью, основными определяющими факторами в которой является выбор города обучения, возможности вуза принимать по квотам студентов; лишь на последнем месте качество получаемого образования.

Те молодые люди, для которых важным является именно переехать в Россию, но при этом они не знают о возможности поступить в российские вузы по квотам, или же не уверены в возможности их получения в силу своей подготовки, поступают в вузы Москвы на договорной основе. По признанию девушки, приехавшей из Киргизии, ей было важно как русской уехать из страны, потому что она не видела для себя перспектив. Не окончив университет в Бишкеке, она решила перевестись в московский вуз. Проблема для нее заключалась в слишком большой разнице в программах по той же специальности в московских вузах, и она была вынуждена поступить в небольшой частный вуз, который был готов принять ее с теми предметами, которые были записаны у нее в документах. При этом она понимала, что выбранный ею вуз предоставляет низкое качество образования, но все же она посчитала, что московский диплом поможет ей в дальнейшей карьере в России. Похожие истории мы увидели у студентов из других стран. Для многих из них важным было получение диплома московского вуза, так как на российском рынке труда слабо востребованы специалисты с дипломами стран постсоветского пространства[13].

Заключение. На принятие студентом из страны СНГ решения учиться в России влияет несколько факторов, в числе которых "общая история", и это понятие включает в себя знание русского языка. Знание русского языка не является первичным и основным фактором при выборе абитуриентом из страны СНГ российского вуза. Когда студент называет его среди основных причин выбора страны обучения, он говорит скорее о некоем общем пространстве, некогда объединяющим жителей его страны и России, и о своей сопричастности этому пространству через историю семьи, доказательством чему служит русский язык.

Важным фактором является желание молодых людей уехать из своей страны, в особенности для категорий, обозначенных как "соотечественники" и "этнические меньшинства". Эмиграция, связанная с политической и экономической ситуацией в странах СНГ, вынуждает этих молодых людей уезжать в поисках лучшей жизни. Но здесь Россия является лишь одним из направлений, наравне с другими государствами, имеющими лучшую ситуацию по сравнению с той, которую наблюдают молодые люди в своих странах. В этом случае важным при выборе России как страны миграции являются существующие социальные связи, к которым мы можем отнести не только наличие родственников в России, но и тех, кто может помочь в получении информации о возможных способах получения бесплатного образования в стране.

Студенты редко выбирают вуз обучения, чаще город, в котором они хотели бы учиться в России. В особенности это касается Москвы, центра притяжения миграционных потоков как внутри страны, так и за ее пределами. Москва, являясь наиболее популярным направлением среди абитуриентов, часто рассматривается сама по себе, как столица, в которой a priori существуют учебные заведения, в которые стоит поступать, и абитуриенты выбирают часто не учебное заведение, а направление обучения (технические, гуманитарные и т.п. специальности).

Мы не можем говорить о стремлении студентов из стран СНГ обучаться в российских вузах именно из-за высокого качества образования. Даже в случаях, когда назывались конкретные университеты, практически всегда это была ориентация на "лучший вуз страны" (имея в виду СССР) или историю семьи. Отсутствие информации - также один из факторов, не способствующих популяризации российских университетов за рубежом. Большинство узнает информацию об университете через "сарафанное радио", что заведомо делает маргинальным образование в России.

Таким образом, Россия на сегодняшний день является страной притяжения студентов из стран СНГ именно благодаря "общей истории" и, вероятно, рано еще говорить о стремлении студентов из стран СНГ обучаться в конкретных вузах России, кроме тех, которые были в списке приоритетных у их родителей ещё в советские времена (МГУ или МВТУ им. Баумана). При этом главную роль играет не уверенность абитуриента в качестве образования, а сохранившийся из прошлого ореол престижности этих мест.


[1] Деминцева Екатерина Борисовна - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института управления социальными процессами Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", преподаватель Школы культурологии того же университета.
[2] Арефьев А.Л. Тенденции экспорта российского образования. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2010; Гаврилов К.А., Яценко Е.Б. (ред.) Учебная миграция из стран СНГ и Балтии: потенциал и перспективы для России. М.: Фонд "Наследие Евразии", 2012.
[3] Выхованец О.Д. Образовательная миграция как часть миграционной политики России. Доклад на заседании Научного Совета ФМС России, 2009. URL: http://www.fms.gov.ru/about/science/science_session/forth/vih.pdf (дата обращения: 24.03.2015).
[4] Гаврилов К.А., Яценко Е.Б. (ред.) Учебная миграция из стран СНГ и Балтии: потенциал и перспективы для России. М.: Фонд "Наследие Евразии", 2012, с. 99; Рязанцев С.В. О языковой интеграции мигрантов как новом ориентире миграционной политики РФ // Социологические исследования. 2014. N 9. С. 25-29.
[5] Постановление Президиума ЦК КПСС "О расширении культурных и общественных связей с негритянскими народами Африки и усиление влияния Советского Союза на эти народы от 20 января 1960 г. РГАНИ. Ф. 3. Оп. 14. Д. 354. Л. 1, 73-44. Подлинник. Цит. по: Красовицкая Т.Ю., Водопьянова З.К., Домрачева Т.В. (ред.) "Возвратиться домой друзьями". Обучение иностранцев в Советском Союзе 1956-1965. М.: Международный фонд "Демократия", 2013, с. 137-139
[6] Altbach P.G. Comparative Higher Education: Knowledge, the University, and Development. Hong Kong: Comparative Education Research Centre, The University of Hong Kong, 1998.
[7] Mazzarol T., Soutar G.N. The Push-Pull Factors Influencing International Student Selection of Education Destination // International Journal of Educational Management. 2002. 16(2). P. 82-90.
[8] Furukawa T., Shirakawa N., Okuwada K. An empirical study of graduate student mobility underpinning research universities // High Education. 2013. 66. P. 19
[9] Сафонова М.А. Институционально-исторические основания системы международной студенческой мобильности// Социология науки и технологий. 2012. N 1(3). С. 98-121.
[10] Гаврилов К.А., Яценко Е.Б. (ред.) Учебная миграция из стран СНГ и Балтии: потенциал и перспективы для России. М.: Фонд "Наследие Евразии", 2012.
[11] Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2014 г.
[12] Филоненко В., Ленин А. Семья как основной агент базовой социализации студентов вузов // Социологические исследования. 2013. N 6. С. 75
[13] Варшавская Е., Денисенко М. Мобильность иностранных работников на российском рынке труда // Социологические исследования. 2014. N 4. С. 63-73.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.