Rambler's Top100

№ 709 - 710
12 - 31 декабря 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Парламентская газета» о демографической ситуации в России
«Коммерсанть» о неподдержке Правительством запрета абортов в ОМС
«Metro» и «Правмир» об абортах
«Эхо Москвы» о непроизводстве презервативов в Боголюбово
«Парламентская газета» о беби-боксах
«Lenta.ru» о браках, разводах и алиментах в СССР
«РБК» об истинных расходах на образование и здравоохранение
«Российская газета» о российском здравоохранении
«Русская служба BBC» о низком рейтинге российского здравоохранения
«РБК» о закрытии сельских больниц
«Life» о пользе диспансеризации и цене человеческой жизни
«Независимая газета» о лекарственном страховании
«Открытая Россия» о мифе русского пьянства
«Новая газета» об алкогольных суррогатах
«Независимая газета» о НКО и проблеме СПИДа в России
«Коммерсантъ» о том, как в Чапаевске борятся со СПИДом и медработниками
«Коммерсантъ» и «РИА Новости» о миграции в России

«Известия» о снижении квот на иностранных работников
«Life» о лечении украинских беженцев
«Ведомости» об антимиграционной политике Трампа
«Медуза» об отказе от кафалы в Катаре
«ПолитКлиника» о миграции в Кыргызстане
«Radio Praha» об эмиграции из России
«Полит.ру» о российской нации
«Publico.es» о советских и постсоветских конфликтах
«Известия» о российском человеческом капитале
«Полит.ру» о бедности и социальной поддержке
«Русская служба BBC» о «работающих бедных» в Британии
«Вести Экономика» о 25 миллионах рабочих мест для американцев
«Коммерсантъ-Деньги» о религии и благосостоянии
«Газета.Ру» о нелюдимых хикикомори
«Коммерсантъ-Власть» о гериатрии
«РБК» о немосковских арендаторах в Москве
«Полит.ру» о Череповце – немоногороде
«Коммерсантъ» о рейтинге экологического управления городов
«Новые Известия» о бесполезных лекарствах
«Новые Известия» о пользе игры в покемонов

об алкогольных суррогатах

Ну, за здоровье!

В Иркутске продолжают умирать выпившие «Боярышник». Кто заинтересован в массовых отравлениях спиртосодержащими жидкостями?

«От метанола на Руси много умерло. Вообще — что за спирт такой, прости господи? Откуда он взялся? Ну, есть же этиловый! Ладно, пусть гидролизный, пусть денатурат — все вытерпим. Нет, суки, метиловый давай во все подряд флаконы совать! Кто его выдумал вообще? Для чего? Молчат ребята. Которые выпили — молчат. А которые еще выпьют — тоже молчат. В память о тех, кто уже выпил. И которые пьют — тоже молчат. Рот занят потому что».
(Юрий Бригадир)

Парфюмерный концентрат «Боярышник», которым потравились в выходные в микрорайоне Ново-Ленино Иркутска, оказался поддельным. В настойке вместо этилового спирта был спирт метиловый. Метанол. Яд. На тот час, когда передаю заметку в редакцию, от контрафактного «Боярышника» умерли 33 человека. Действие у метанола отложенное, порой и на третьи сутки (зависит не только от количества выпитого, но и от закуски, от того, употреблялся ли наряду с метанолом этиловый спирт — в этом случае он служит противоядием), так что под списком жертв черта не подведена. Еще 21 в больницах, большинство в тяжелом и крайне тяжелом состоянии, почти все без сознания. Бригады «Скорой» везли мужчин и женщин (почти поровну) от 35 до 50 лет разного социального статуса и с разных адресов, но из одного района и с одними симптомами — острого отравления, экзотоксического шока.
Полиция и СК шерстят два рынка в Ново-Ленино. «Установлено свыше 100 мест реализации спиртного, из незаконного оборота изъято более 2 тысяч литров спиртного, а также выявлены точки реализации косметического средства «Боярышник». Также изъято свыше 2 тысяч емкостей этого средства общим объёмом более 500 литров», — цитата от СК РФ. Два продавца задержаны. По нашим данным, продолжиться эта история может в Санкт-Петербурге. На веселенькой этикетке изъятого «концентрата для принятия ванн» (60 рублей за 250 мл) с экстрактом боярышника и лимонным маслом — парадный вид Питера. Предупреждение: «Опасно принимать вовнутрь!» Данные изготовителя не сообщаем. Во-первых, по открытым данным налоговиков, предприятие это уже ликвидировано, а во-вторых, страна большая, умельцев хватает, метанол мог попасть в бутылки хоть где. Отравились-то пока только в одном микрорайоне Иркутска. Но понятно, что это была партия, не меньше.
Следы прошлого массового отравления контрафактом в Красноярске, напомню, привели в Подмосковье.
Прокуратура организовала обход квартир жертв, их знакомых и родственников. И — потенциальных жертв. Полицейские ходят по улицам Баумана, Ярославского, Севастопольской, Пионерской, заглядывают в подвалы и теплотрассы, где уже начались новогодние корпоративы. Целей две: ищут трупы, тех, кто в коме, а также предупреждают граждан, пребывающих пока в неведении.
Так это всегда и бывает, не впервой. Разница только в том, что сейчас ГУ МЧС региона произвело массовую рассылку смс с просьбой воздержаться «от употребления спиртосодержащих жидкостей, приобретенных в несанкционированных торговых точках», а раньше при подобных обстоятельствах по улицам ездили машины с громкоговорителями. Как, например, летом 1997 года на правобережье Красноярска. Тогда от метанола, разлитого в водочные бутылки, погибли, по официальным данным, 22 человека, 12 стали инвалидами. Народная арифметика другая: только ослепло в те дни около сотни, около 70 умерло в течение года. На самом деле все данные приблизительные: дело было в трущобах. Кто посчитает всех по подвалам да чердакам? Кто хватится — многие их обитатели растеряли к своему смертному часу все социальные связи?
Год назад тоже в выходные, тоже от метанола, только разлитого в бутылки «Jack Daniels» и распространяемого через интернет, одномоментно умерли 11 красноярцев, 27 остались калеками. Тот «Jack Daniels» продолжал собирать в Красноярске жатву и потом: например, в апреле с.г. умерли от него 14-летняя девушка и 44-летний мужчина.
Сейчас, значит, «Боярышник». А до этого был «Трояр», очиститель ванн (90-процентный этиловый спирт). СЖМТ («смесь жидкая многокомпонентная техническая денатурированная»). Средство бытовой химии «Чистый» («технарь», разбавленный до 75 градусов). «Росинка». «Парфюмерная жидкость Канская». Препарат «Люкс», те же 75 градусов, «для мойки и чистки стекол автомобилей, оконных стекол, зеркал». (В Красноярском крае и Иркутской области было особенное множество смесей и препаратов — здесь концентрировалось какое-то дикое количество биохимзаводов и гидролизных производств. Но уже давно почти всё закрыто-заколочено.) Был такой «Нитхинол». Потом — всевозможные «фанфурики»: 100 мл аптечной настойки за 20-25 рублей. Много чего было. И есть. И, видимо, будет, аминь.
Как известно, на днях вице-премьер Александр Хлопонин, курирующий оборот алкоголя, поручил Минфину подготовить поправки в законодательство для введения акцизов на спиртосодержащую косметическую продукцию и лекарственные средства (за исключением жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов). Знакомо, все эти меры мы уже проходили и эффект их известен. Вопроса — пить или не пить? — для определенной и довольно внушительной массы сограждан не может стоять в принципе, пить они будут, но поскольку стеснены в средствах, отправятся искать что доступней. Спрос родит предложение.
Во избежание путаницы обращу внимание: тот «Боярышник», каким ориентировочно потравились в Иркутске, это жидкость, разлитая по пластиковым чекушкам (250 мл). А Хлопонин вел речь о «боярышниках» и прочих настойках горького перца, дуба и т.д. объемом не более 100 мл — именно они пока не являются подакцизной продукцией.
Тем не менее в понедельник Дмитрий Медведев потребовал обратить внимание на «бизнес, по сути направленный на вытеснение нормального алкоголя из оборота. Суррогатная продукция часто продается под видом лекарственных средств, продается через автоматы». «Это полное безобразие, и очевидно, что этому нужно положить конец - просто запретить оборот такого рода препаратов», — заявил премьер.
Хлопонин ответил, что подготовлены поправки в закон, учтены «все вопросы, связанные с пищевыми, непищевыми добавками, с питьевыми лосьонами. Вся эта продукция будет вестись под четким учетом и контролем через систему ЕГАИС (единую государственную автоматизированную информационную систему — ред.) и не будет иметь возможность поступать в нелегальный оборот. Если это медицинская продукция, то она будет выписываться по рецепту. Если нет, то облагаться полным рублем и ценовой фактор не будет иметь никакого значения».
И еще об одной путанице, давней и устоявшейся. Вошло в традицию смешивать две проблемы, два явления, совершенно различных и разнонаправленных. Да, этими многочисленными стеклоочистителями и «концентратами для принятия ванн» тоже травятся, но все-таки не сразу, не одномоментно и не массово. И есть другой конкретный вопрос: кто и зачем добавляет в то, что пьют сограждане, пусть в откровенный «шмурдяк», яд — метанол?
Вопрос для многих центральный: кто нас травит? На него никто вам не ответит — ни прокуратура, ни телевидение, ни Медведев с Хлопониным, ни СК с МЧС. Разве только «инженеры человеческих душ». Вот цитата из произведения новосибирского писателя Юрия Бригадира:
«Итак, советское время. Нитхинол выпускается только на основе этилового спирта. Его пьют. Быть может, некоторые моют им стекла, но только некоторые. Остальные, повторяю — пьют.
Потом одна гнида из министерства легкой промышленности разрабатывает новый ГОСТ. Даже два. И нитхинол выпускают в еще двух видах. На основе изопропилового и метилового спиртов.
В одинаковых упаковках.
В тех самых пластиковых бутылях.
Отчего в каждом городе, куда приходят составы с товаром, мрут люди. Либо сразу (от метанола). Либо не сразу (от изопропанола).
Оно конечно, для социума эти люди значат мало. Но очень много они значат для самих себя, а еще больше — для Господа Бога.
Потому как милость Его для всех и для каждого, и ее никто не отменял и отменить не может».
У «Боярышника», каким предположительно отравились иркутяне, на этикетке значится не ГОСТ — ТУ, и в этих ТУ прописан «спирт этиловый». Ну почему же не найтись гниде, которая наплюет на ТУ? Но где ее искать, на каком этапе производства и доставки продукта к потребителю? Бизнесу вообще-то это невыгодно, как ни крути. По ошибке? Или это борьба за рынок и происки конкурентов?
А если борьба за рынок, то между кем и кем? Нелегалы бьются с фальсификаторами или это атака легального сегмента против тех, у кого продукция в 5 раз дешевле?
Показательны гуляющие по сибирским городам версии. Вот краткий пересказ: предыдущее отравление в Красноярске произошло на фоне усилий Хлопонина, направленных на расширение действия ЕГАИС, проще говоря, на усиление госконтроля над алкообротом. И то ЧП укрепило позицию Хлопонина. Нынешнее отравление вновь будто приурочено к его попыткам навести порядок на рынке. Когда Хлопонин работал в Красноярском крае губернатором, от него на контроль алкопотоков сели очень серьезные люди, за их плечами — спецслужбы, ГРУ. Когда Хлопонин ушел из края на повышение, они остались. Ну и что им стоит, спрашивают местные конспирологи, организовать вот такую диверсию?
На диверсии эти случаи действительно похожи. Но никого из конспирологов не смущает, что подобные отравления метанолом были не так давно и в Пензенской области, и в Оренбуржье.
Да и за границей были. Там, правда, не подделывают средства для чистки ванн.
Та страна, где одни богоносцы фальсифицируют даже «Боярышник», а другие его пьют, поскольку, даже работая, получают столько, что не могут себе позволить водку, — это, видимо, какая-то другая Россия, не та, которую показывают в телевизоре, которая называет себя великой и претендует на полюс силы в многополярном мире.

Алексей ТАРАСОВ. «Новая газета», 19 декабря 2016 года

Эпоха фанфуриков кончилась

Правительство намерено отменить акцизную льготу на спиртосодержащую аптечную продукцию

Министерство финансов подготовит поправки в законодательство, предусматривающие введение акцизов на спиртосодержащую косметическую продукцию и лекарственные средства, за исключением жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Поручение ведомству дал вице-премьер Александр Хлопонин, курирующий оборот алкогольной продукции.

«Новая газета» неоднократно поднимала вопрос аптечно-настоечного алкоголизма. Год назад на материал «Фанфурики», представленный для рассмотрения российскому Минздраву, пришел официальный ответ, а спустя два месяца — еще один. Итоговой стала мысль именно об отмене акцизной льготы на такого рода продукцию.

Троицкий рынок
Серега, второй по значимости алкоголик двора, выглядит залихватски в шерстяной балаклаве, надежно закрывающей лицо. В Самаре холодно, минус двадцать пять, снег уступчиво скрипит, солнце лживо сияет свысока. Из пазухи Серегиного ватника торчит алюминиевая банка с пивом. «Охота», крепкое, — говорит Серега, — не жалуюсь. А фанфурики, — продолжает, розовея, — я вообще забыл, когда и покупал-то. В позапрошлое воскресенье вроде. Точно, когда Диман спину сломал».
Диман — первый алкоголик двора. Знаменит рассказами о службе в армии и родной жене. Родная жена любит вызвать к Диману полицию и притвориться мертвой, чтобы запомнил, гад.
«Да не-е-ет, — тянет Серега, — это он подумал, что спину сломал. Болела просто сильно. Ну и мы, понятно, метнулись на Троицкий за горьким перцем. Светке сказали, типа, растирать поясницу, да разве она поверит».
Троицкий — старейший крытый рынок Самары. Сто шестьдесят лет на одном и том же месте строятся лабазы и идет торговля, временами бойкая. Если перейти из крытой части заведения к внешним рядам, пропадает ощущение времени. Можно забыть, что кругом 2016 год, и просто идти и смотреть на развешанные в палатках тренировочные штаны из полиамида, детские джинсовые юбки с котятами, литые сланцы, сплошь в заусенцах из пластмассы.
Здесь же, прямо поверх хозяйственного мыла с разным процентом содержания жирных кислот, покоятся фанфурики: вот и настойка горького перца, дуба, вот и боярышник, вот и лосьоны для волос — ржаной, кедровый и хлебный, лосьон косметический «Боярыня» и лосьон «Аромат». 25 рублей в 25-градусный мороз; билет в самарском общественном транспорте тоже стоит 25 рублей, когда подняли тариф, студенты собирали пикеты, протестовали.
«А чего мы на Троицкий пошли, — оживляется Серега между двумя глотками «Охоты», — так на Ленинградке-то всё, прикрыли лавочку. В ларьке теперь только сигареты, спички да платежи по телефонам, чтоб они сгорели».

Без хлеба
Навещаю табачный киоск на улице Ленинградской. Против продажи в нем фанфуриков особенно возмущались продавцы близ расположенных алкогольных магазинов. Может быть, официальное водочное лобби и выжило конкурентов за пределы зоны собственных интересов на главной улице Самары. Действительно, в продаже фанфуриков нет, и даже сумасшедшая злая женщина из местных, высланная на задание с полтинником, возвращается ни с чем.
«Это, — говорит она, гневно ухмыляясь, — послали через дорогу, и еще через дорогу. Трамвай, говорят, а потом церква, и будет, бабка, тебе счастье». Быстро-быстро отходит, метя снег чем-то вроде юбки.
Иду через дорогу и еще через дорогу — неправильно понять невозможно, Самара город не такой уж большой, чтобы в центре не обойти все места торговли отравой в склянках. Табачный киоск расположен напротив института культуры и католического храма в строительных лесах. Вроде бы костел называется «доброе сердце Иисуса», и славится органными концертами. Сейчас концертов, по всей видимости, нет, зато непосредственно у ларька мужчина в капюшоне, надвинутом на глаза, прямо зубами рвет неподдающуюся крышку «тоника горького перца» (75% крепости) и отпивает изрядно. Икает. Приседает шатко. Набирает пригоршню снега. С аппетитом ест. Поговорить не отказывается.
«Да не, мне не холодно. Нормально, говорю. А я на работу иду. Точнее, с работы. Сейчас как бы с работы, потом — на работу. Нормально работаю, вот здесь, на стройке. Дом мы штукатурим. Вот ребята меня послали. За хлебом. Где хлеб? Да не купил я хлеба!»
Смотрит удивленно. Будто немного сам поражаясь такой ситуации, в которой он потратил чужие деньги на горький перец. Второй фанфурик топорщит нагрудный карман. Два флакона по 100 мл настойки (75%) — это очень, очень много.
«Виталя меня зовут», — уже с некоторым трудом говорит мужчина. Через час Виталя будет мертвецки пьян. Хорошо, если зайдет в какое-нибудь доброе тепло. Плохо, если до тепла не доберется.

Важно для жизни
Подготовленный вице-премьером документ предлагает установить на все спиртовые лекарственные средства и отдельные виды косметики единый для страны акциз на крепкий алкоголь; сейчас он составляет 500 руб. за 1 литр чистого спирта. Акцизы распространятся на все спиртовые лекарственные средства, кроме медикаментов, включенных в ЖНВЛП. Если поправки в Налоговый кодекс будут внесены соответствующим образом, возрастет и стоимость лекарственных препаратов, на самом деле чаще используемых по прямому назначению — корвалола и валосердина. Заплатить за них придется примерно в два раза больше, это касается и антисептика асептолина, 100 мл которого в настоящее время можно приобрести за 28–35 рублей в зависимости от региона.
Аптеки торгуют асептолином. Горького перца не вижу, вижу настойку пустырника, но она дорогая — 40 рублей. Асептолин стоит 28 на улице Куйбышева.
Пол в аптеке — нормальный линолеум. Чистый и сухой. По чистому и сухому линолеуму ступает хорошо одетый гражданин и приобретает две порции асептолина. «Для заболевшего товарища», — зачем-то говорит стоящей рядом пожилой даме. Та поджимает губы.
«Только рады будем, если настойки приравняют к алкогольной продукции и мы не сможем ими торговать, — комментирует аптекарша. — Надоели эти алкаши. Мы и так уж больше двух единиц в руки не продаем. А что касается спирта, нормы отпуска и порядок его отпуска давно введены — не больше 100 граммов по учетному рецепту и 150 — для хронических больных с дополнительной печатью».
Только аптекаршу огорчает, что городские лаборатории перестанут оптом закупать асептолин. Выгодные были партнеры. А так все к лучшему.
К вечеру температура в городе падает до минус двадцати восьми. У своего подъезда выгуливает кудлатую болонку девица в слоях шали поверх шубы. Это Лена, у нее можно купить водку в любое время. Рядом прыгают двое мелких Лениных детей.
«Лен, а горький перец у тебя есть, если что?» — спрашиваю для полноты картины.
«Да иди ты!» — Лена чует подвох и выплевывает окурок мне под ноги.

* * *
По данным Роспотребнадзора, в период с 2012 по 2014 год зарегистрированы 156 201 случай острых отравлений спирт­содержащей продукцией, в том числе 41 961 — с летальным исходом, а объем альтернативного алкогольного рынка уже составляет более 20% от официального.

Надежда ФОМИНА. «Новая газета», 16 декабря 2016 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.