Rambler's Top100

№ 609 - 610
8 - 21 сентября 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Новые известия» о закрытии детдомов как проблеме
«Ведомости» и «Эксперт» о накопительной пенсионной системе
«Новые известия» о росте бедности
«The Financial Times» о глобальном кризисе занятости
«BBC» о трудолюбии в Европе
«Огонек» о невыплатах зарплат и забастовках
«Ведомости» о теневой занятости
«Forbes» и «The New York Review of Books» о полемике Гессен и Адоманиса по поводу демографической ситуации в России
«Голос Армении» и «Эхо» о демографической ситуации в Армении
«Opec.ru» о зарплате и семейном статусе
«Орес.ru» о бездетности
«Медицинская газета» о проблемах родовспоможения
«Ведомости» о продолжительности жизни
«Новые известия» об экономической цене эпидемии Эболы
«Новые известия» о демографической цене коррупции
«Slon.ru» и «Ведомости» о самоубийствах и детских суицидах
«Коммерсантъ» о пьянстве за рулем в Великобритании
«Коммерсантъ» о мировой наркополитике

«Коммерсантъ-Деньги» о возможном лекарственном эмбарго
«Коммерсантъ», «Новые известия» и «Slon.ru» о беженцах из Украины
«Новые известия» о новом казусе с лишением российского гражданства
«Delfi.ee» о письме эстонских неграждан Обаме
«Paruskg.info» о выезде русских из Киргизии
«Lenta.ru» о возможном усилении славян в Прибалтике
«Коммерсантъ» об отношении немцев к иммигрантам и их интеграции
«The Guardian» о мультикультурализме, фундаментализме и эмансипации
«Ведомости» об обучении детей мигрантов в Москве
«Независимая газета» и «Opec.ru» о миграции выпускников вузов
«Коммерсантъ-Деньги» об учебной эмиграции
«Slon.ru» о некоторых фактах и предположениях, связанных с демографией
«Courier.co.il» о происхождении ашкеназов
«Коммерсантъ-Деньги» об эвтаназии в Швейцарии
«Ведомости» о штрафах за уклонение от переписи
«Atlantico» о времени рождении и успеваемости детей
«ВВС» о космическом будущем человечества

о времени рождения и успеваемости детей

Как месяц рождения ребенка влияет на его успеваемость

Месяц рождения детей напрямую влияет на их успеваемость в школе, зрелость по отношению к одноклассникам и даже выбор будущей профессии. И все это никак не связано со знаками Зодиака.

Atlantico: Проведенные за последние годы в США и Франции исследования продемонстрировали влияние месяца рождения ребенка на его успеваемость в школе. В Америке труднее всего приходится тем, кто родился в июне-июле, а во Франции — тем, кто появился на свет в ноябре-декабре. С чем, по-вашему, связано это давнее явление? 
Жюльен Грене: Механизм связан с относительной зрелостью детей, которые родились в разные месяцы года. Когда они идут в подготовительный класс в шестилетнем возрасте, разрыв между детьми, которые родились в декабре и январе составляет 11 месяцев. 
Речь идет о целых 15% всего прожитого ими времени, что, как несложно понять, влечет за собой серьезное неравенство в зрелости. Раз тесты и экзамены проходят в четко установленное время, родившимся в декабре детям приходится сдавать их в более раннем возрасте, и, следовательно, их успехи хуже. 
Этот разрыв особенно сильно ощущается в подготовительном классе, но он сохраняется и в дальнейшем, пусть уже не в такой степени. Вопреки расхожему мнению, он не исчезает к концу начальной школы и сохраняется даже на протяжение учебы в средних классах. Окончательно все сглаживается только у старшеклассников. Расхождения сохраняются, потому что успеваемость в школе может повлиять на выбор жизненного пути, что особенно важно во время профориентации. Родившихся в декабре ориентируют чаще тем тех, кто родился в январе. В 15-летнем возрасте результаты в учебе отличаются не так уж сильно, но родившиеся в декабре дети остаются на второй год чаще, в два раза чаще, чем те, кто родился в январе. По моим оценкам, в 2010 году на второй год остались 33% 11-летних «декабрьских» учеников против 18% «январских». Эта тенденция сохраняется в независимости от общественного положения ребенка. А повтор года — это один из факторов, которые принимаются во внимание при определении профориентации. 
— В какой степени месяц рождения в дальнейшем отражается на наших профессиональных достижениях? Что говорят цифры на этот счет? 
— Это в первую очередь влияет на тип дальнейшего образования, ориентацию в сторону профессиональной или общей подготовки. Что касается зарплат, родившееся в декабре люди в среднем зарабатывают на 1% меньше тех, кто родился в январе. Речь идет примерно о 250 евро в год, если отталкиваться от средней зарплаты. 
— Получается, что во Франции большинство козерогов и стрельцов испытывали трудности на протяжение всей учебы, а в определенный момент даже были вынуждены остаться на второй год? Что нового дали ваши наблюдения в данной области? 
— Можно утверждать, что повтор года несправедливо вредит главным образом самым юным ученикам в классе. Чаще всего на второй год остаются те, кто родились ближе к концу года, хотя это вовсе не означает, что ребенок менее одарен, чем другие. Для этого в классах следовало бы ввести специальные программы. 
— Говорят ли все эти исследования о непродуманности учебного года? Как следовало бы реформировать нашу систему образования, чтобы облегчить жизнь тем, кто родился ближе к концу года? 
— Месяц рождения следовало бы принимать во внимание во время выставления оценок и профориентации. В Англии детей уже предложили разделять по возрастным группам. 
Более радикальное предложение заключается в ведении специального коэффициента для повышения отметок самых юных учеников в начальной школе. Это позволило бы справиться с разницей в зрелости детей. Эти относительные расхождения в возрасте влияют на учеников в разной степени, но если мы хотим, чтобы самые маленькие реже оставались на второй год, такой вариант можно рассматривать. 
Это вовсе не обязательно делать открыто, ставить в известность учеников. Преподавателям просто стоит принять во внимание эти моменты. Однако волшебного решения тут все равно не будет, и мы по вполне ощутимым причинам вынуждены собирать детей разных возрастов в один класс. 
— Но стоит ли делать это общим правилом? Ведь у родителей может возникнуть чувство вины...
— Факты говорят о том, что родителям не стоит пытаться записать ребенка в школу на год раньше, если он, например, родился в январе. Если он будет самым маленьким в классе, это обязательно отразится на его успеваемости. 
Как бы то ни было, на рождаемости все это не повлияло. Ее сезонные свойства связаны в первую очередь с летними отпусками и рождеством. В любом случае, драматизировать ситуацию нет причин: это может серьезно отразиться на направлении учебы ребенка, но мало влияет на его профессиональные достижения, зарплату и трудоустройство. 
Главный вывод, который нужно вынести для себя, заключается в том, что родившееся в это время года дети требуют к себе особого внимания. Суть проблемы касается скорее не разницы в зрелости, а последствий в плане профориентации и повтора года. Если учесть эти факторы, все можно исправить. 
— Исследования по этому вопросу проводились еще в 1960-х годах. Как так получилось, что у нас сегодня вновь открыли для себя эту проблему? 
— В тот момент был сделан вывод о том, что месяц рождения ребенка имеет значение только в начальной школе. Однако никто тогда не задумался о его воздействии на профориентацию, которое на самом деле существует и отличается завидной устойчивостью. Месяц рождения не создает проблем в таких странах как Англия, где детей попросту не оставляют на второй год. Поэтому там его воздействие ощущает на порядок слабее. 
Жюльен Грене, сотрудник Национального центра научных исследований, преподаватель в Парижской школе экономики.

Жюльен ГРЕНЕ (Julien Grenet). «Atlantico", 11 сентября 2014 года
Опубликовано на ИноСМИ.Ru

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.