|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Обзор семейных форм устройства детей-сирот в странах
Северной, Континентальной и Южной Европы[1]
Бирюкова С.С.[2],
Варламова М.А.[3]
(Опубликовано в журнале "SPERO", весна-лето 2014, №19,
с. 103-117)
УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ В СКАНДИНАВСКИХ СТРАНАХ
Общие принципы работы системы социальной защиты детей.
Системы социальной защиты детей и семей с детьми (Child Welfare
System) во всех Скандинавских странах устроены принципиально схожим
образом: их работа организована на уровне муниципальных властей
и служб, действующих в условиях общего рамочного закона, с активным
привлечением местного сообщества.
Наиболее интенсивно развивающейся частью системы по
работе с семьями, имеющими детей, во всех без исключения Скандинавских
странах уже на протяжении нескольких десятилетий является разработка
и внедрение технологий раннего вмешательства, с тем чтобы предотвратить
наступление кризисных ситуаций в семьях, испытывающих повышенный
риск маргинализации. Именно это направление — обращение к превентивной
работе с семьями — в настоящее время в российских условиях становится
крайне актуальным, однако в России подобные технологии до сих пор
не получили должного развития.
В 2011-2012 гг. скандинавские социологи и психологи
проводили крупное исследование по вопросам профилактики семейного
неблагополучия и предотвращения изъятий детей у кровных родителей[4].
Профилактика в их работе понимается в очень широком смысле, а именно
как профилактика отклонений не только в отношениях детей и родителей,
но и отклонений развития самого ребенка. Превентивная работа с семьей
(матерью) в этом направлении в Скандинавских странах начинается
уже на этапе беременности и, пока ребенок находится в самом младшем
возрасте (0-3 лет), работа ведется только с родителями, а в более
старшем возрасте — также и с самим ребенком. Подобный подход к профилактике
семейного неблагополучия значительно расширяет сферу компетенции
социальных работников; его применение оправдано в тех случаях, когда
этап «настройки» социальной службы на эффективное решение более
острых проблем уже пройден.
При работе с кризисными семьями в Скандинавских странах
помещение ребенка в институциональную среду рассматривается как
крайняя мера, применяемая в тех случаях, если не сработали никакие
другие способы вмешательства в ситуацию. Вне зависимости от остроты
ситуации основной упор при работе социальных служб делается на поддержание
связи с кровной семьей и работе по восстановлению родственных отношений
и связей между ребенком и его родителями.
В основе финской системы социальной защиты детей лежит
принцип «мягкого вмешательства», что означает постепенное применение
сначала более мягких способов работы с семьей и ребенком с постепенным
переходом к наиболее глубокому вмешательству, если сохраняется необходимость
интервенции. В соответствии с действующим нормативным документом,
регулирующим сферу поддержки детей (Child Welfare Act), власти в
Финляндии обязаны поддерживать семьи в сфере воспитания детей —
в самом широком смысле этого понятия. Для благополучных семей это
означает, что в рамках реализации государственной семейной политики
должен быть предоставлен типичный набор базовых услуг. Однако в
ситуации, когда семья сталкивается с какими-либо затруднениями,
ей должны оказывать более сложную поддержку, которая осуществляется
при составлении индивидуального плана по работе с ребенком и его
семьей в каждом случае отдельно. Иными словами, в Финляндии применяется
подход работы со случаем (case management). При этом ребенок может
стать клиентом системы социальной защиты несколькими способами:
- в результате обращения сотрудников из других сфер;
- по собственному заявлению или по заявлению членов семьи;
- постепенно перейти в ведение этой системы в результате того,
что родители являются клиентами какой-либо службы (имея проблемы
с доходами и занятостью или в иных областях) и
- в случае выявления их социальным работником (система выявления).
При этом такого понятия, как лишение родительских прав,
в Финляндии не существует.
В Швеции вся работа сотрудников социальной службы настроена
на профилактику и предупреждение трудных ситуаций в семьях и также
основывается на индивидуальном подходе к каждому конкретному случаю.
В систему профилактической работы и работы со случаем вовлечено
местное сообщество, в том числе культурные и спортивные объединения,
школы и проч.[5]. Прежде чем
изымать ребенка из семьи, государственная социальная служба должна
проверить возможность передачи его на проживание и воспитание родственникам
непосредственно после разлучения с родителями[6].
В тех случаях, когда в семье кризисную ситуацию предотвратить
не удается, социальные службы имеют право изъять ребенка у родителей.
При этом механизм лишения родительских прав не запускается, социальная
работа по-прежнему строится на сохранении отношений между детьми
и их кровными родителями.
Условиями для изъятия детей у кровных родителей без
их согласия (т.е. для применения так называемых «жестких» мер вмешательства)
в Швеции могут быть только следующие:
- жестокое обращение с детьми;
- пренебрежение родительскими обязанностями;
- иные критические ситуации в семье (например, крайне напряженные
отношения между детьми и родителями);
- серьезные нарушения в поведении ребенка (криминальное или другое
девиантное поведение).
В Швеции существуют три формы устройства детей:
- в замещающую семью;
- в институциональное учреждение;
- в специализированные учреждения по присмотру за несовершеннолетними[7].
Усыновления в Швеции в настоящий момент не существует,
за исключением тех случаев, когда кровные родители дают разрешение
на это в соответствии с определенной юридически регламентированной
процедурой. Но на практике такие случаи встречаются крайне редко.
В конце 1990-х гг. в замещающих семьях проживало около 55% детей,
изъятых из кровной семьи, при этом, как отмечают шведские исследователи,
начиная с середины прошлого века происходил постепенный рост доли
детей, находящихся в институциональных учреждениях. В этом смысле
Швеция, в которой развитие института замещающих семей началось еще
в XVIII веке, сейчас идет по другому пути (по сравнению с Великобританией
и США), частично возвращаясь к институциональному устройству детей,
одновременно переводя предоставление услуг по содержанию детей в
учреждениях в частные руки — при условии, если государство обеспечивает
строгий контроль за качеством и уровнем профессионализма[8].
Аналогичная тенденция в последнее десятилетие наблюдается и в других
Скандинавских странах[9].
В Дании, так же как и в остальных Скандинавских странах,
при устройстве детей предпочитают отдавать их в фостерные (приемные)
семьи. Однако в этой стране чаще, чем в других, прибегают к кратковременному
институциональному размещению сразу же после изъятия из семьи, особенно
в отношении детей, имеющих особые потребности вследствие наличия
физических или психических отклонений[10].
При этом существует довольно широкое разнообразие способов временного
институционального размещения детей, и сотрудники социальной службы,
как правило, решают задачу минимизации срока пребывания ребенка
вне семьи.
Большая часть решений о той или иной форме его устройства
вне кровной семьи в Дании принимается с согласия родителей: работники
социальной службы могут принимать решения, не одобренные родителями,
лишь в исключительных случаях. Так, в 2008 г. 89% всех решений об
устройстве детей в институциональные учреждения были подтверждены
родителями; не имели такого подтверждения только 9%; еще 2% были
приняты во исполнение решения суда[11].
В общей же сложности в институциональных формах устройства в 2008
г. находилось 24% детей, изъятых из кровных семей, в то время как
в замещающие семьи были устроены 47%.
Фостерные (приемные) семьи являются приоритетной формой
устройства детей, изъятых из семьи, и в Норвегии. Здесь на долю
такой формы устройства детей приходится максимальный процент среди
всех Скандинавских стран: в 2009 г. 87% всех детей были помещены
в различные типы фостерных (приемных) семей и только 13% — в институциональные
учреждения[12].
ИНСТИТУТ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
В целом Скандинавские страны являются безусловными лидерами
в развитии такой формы устройства детей, как замещающие семьи. В
этих странах государство играет значительную роль с точки зрения
развития института замещающей семьи и его профессионализации[13].
Это направление получает значительные объемы финансирования — на
фоне высоких расходов на социальную политику в целом.
В Финляндии существует четыре принципиально разных вида
замещающих семей[14]:
- родственные фостерные (приемные) семьи (kinship fostering)
— замещающие семьи, состоящие из родственников ребенка или других
представителей его ближайшего окружения (близких друзей семьи
и проч.), устройство в которые, как правило, является приоритетным
по сравнению со всеми иными формами;
- профессиональные фостерные (приемные) семьи;
- профессиональные фостерные (приемные) семьи в семейных домах
/ воспитание в семьях замещающих родителей, проживающих в учреждениях
— форма устройства, относительно близкая с точки зрения хозяйственной
организации к российским семейным детским домам;
- иные отдельные виды замещающих семей.
В шведской системе семейного устройства представлены
следующие виды замещающих семей[15]:
- родственные фостерные (приемные) семьи;
- традиционные фостерные (приемные) семьи — предназначенные для
временного помещения на воспитание детей без особых потребностей
в уходе;
- поддерживающие фостерные (приемные) семьи (back-up families)
— вид социального патроната, направленный на информационную, эмоциональную,
инструментальные и т.д. поддержку кровной семьи ребенка, находящейся
в трудной жизненной ситуации;
- фостерные (приемные) семьи кратковременного пребывания (temporary/short
term fostering).
Среди приемных семей в Дании выделяются[16]:
- родственные фостерные (приемные) семьи, под которыми понимаются
приемные семьи, состоящие только из родственников — как правило,
бабушек и дедушек. Отдельно выделяются;
- сетевые фостерные (приемные) семьи (network foster care) —
размещение ребенка в замещающую семью, состоящую из знакомых ему
людей (друзей семьи и проч.), которые в Швеции и Финляндии отнесены
к родственной опеке;
- иные формы замещающих семей, в которых родители не знакомы
ребенку.
В Норвегии в структуре замещающих семей выделяются[17]:
- традиционные фостерные (приемные) семьи для размещения детей,
не получающих должного ухода от кровных родителей;
- фостерные (приемные) семьи кратковременного и кризисного пребывания
(stand-by home and crisis foster home), принимающие детей, нуждающихся
в срочном размещении на ограниченное время;
- специализированные фостерные (приемные) семьи (enhanced foster
home, treatment foster home), принимающие детей, нуждающихся в
особенном уходе вследствие особенностей физического или психологического
состояния.
Родственные фостерные (приемные) семьи также постепенно
вводятся в структуру замещающих семей, однако пока что такая практика
в Норвегии является относительно новой.
В Финляндии в настоящее время институт фостерного (приемного)
родительства профессионализирован. В профессиональных фостерных
(приемных) семьях хотя бы один из родителей должен иметь соответствующие
знания и образование в сфере здравоохранения, социальной защиты
или образования. В дополнение к этому приемные родители проходят
обязательное обучение (продолжительность курса составляет 24 часа)
по единой в масштабах страны программе. Фостерные (приемные) родители
проходят лицензирование, которое проводят муниципальные власти или
специализированные муниципальные организации. Приемные родители
получают заработную плату, имеют право на выплаты по временной нетрудоспособности,
а также право на отпуск.
При устройстве ребенка в фостерную (приемную) семью
социальный работник разрабатывает индивидуальный план и программу
работы с ребенком. Приемные родители не предоставляют никакой регулярной
отчетности, тем не менее они обязаны придерживаться составленного
плана.
Подбором, обучением и наймом фостерных (приемных) родителей
в Финляндии занимаются негосударственные организации и организация
Perhehoitokumppanit. Они же затем «предлагают» услуги приемных родителей
местным сообществам или муниципалитетам. Муниципальные власти или
специальные региональные агентства занимаются контролем за деятельностью
этих агентских организаций.
Поддержка и сопровождение фостерных (приемных) семей
осуществляются через (1) работника социальной службы, прикрепленного
к ребенку; (2) посредством проведения ежегодных тренингов и оказания
экспертного консультирования в случае необходимости; (3) через систему
«наставничества» от опытных фостерных (приемных) родителей и (4)
профессиональное сообщество — объединение фостерных (приемных) семей.
В Швеции фостерное (приемное) родительство не считается
работой, здесь приемный родитель — это не профессия, несмотря на
то что такие родители получают вознаграждение за свою деятельность.
Указанное вознаграждение не является заработной платой, а представляет
собой не облагаемую налогом сумму компенсации расходов на содержание
ребенка и облагаемое налогом пособие родителям. Фостерные (приемные)
родители не проходят лицензирование или сертификацию, однако для
них обязателен отбор (оценка) в форме нескольких этапов тестирований
и собеседований. Специальных требований к образованию приемных родителей
не предъявляется, тем не менее они должны обладать специфическими
навыками в случае, если берут на воспитание детей с отклонениями
в поведении. При этом на уровне отдельных муниципалитетов для фостерных
(приемных) родителей установлено требование о прохождении обучения,
иногда регулярное. Образовательные программы разрабатываются на
уровне муниципальных образований и потому могут отличаться — единой
государственной программы не существует.
С фостерными (приемными) родителями в Швеции заключается
контракт, в котором указываются обязанности родителей, а также прописывается
индивидуальный план (individual plan of care) для принимаемого на
воспитание ребенка. При этом сами родители не должны составлять
никакой письменной отчетности. Ответственность за предоставление
отчетности (дважды в год) лежит на социальном работнике, занимавшемся
устройством ребенка.
В некоторых муниципалитетах шведским приемным семьям
предоставляются услуги сопровождения. Фостерные (приемные) семьи
могут получать помощь от прикрепленного к ним социального работника
в рабочее время, а также телефонные консультации в вечерние и ночные
часы, в выходные и праздничные дни — от дежурного социального работника.
Существуют также частные агентства, которые могут оказывать фостерным
(приемным) семьям круглосуточную консультационную и иную помощь.
В Норвегии институт фостерного (приемного) родительства
не является профессиональным, тем не менее потенциальные родители
должны удовлетворять следующим требованиям:
- иметь физическую возможность, время и желание заботиться о
приемных детях;
- иметь устойчивую жизненную ситуацию (с точки зрения дохода
и/ или занятости и проч.);
- не иметь значимых ограничений с точки зрения здоровья;
- обладать навыками сотрудничества;
- иметь все необходимые для развития и самореализации жилищные
условия, в том числе с точки зрения социальной среды в месте проживания;
- не иметь судимостей.
Все фостерные (приемные) родители должны пройти специальный
контроль и быть признаны пригодными, в том числе с точки зрения
их жилищных условий, социальной службой. При этом норвежские приемные
родители не обязательно должны являться парой, состоящей в официальном
браке, ими могут стать просто совместно проживающая пара, в том
числе однополая, или же одинокий взрослый человек[18].
При принятии ребенка на воспитание фостерные (приемные)
родители в Норвегии обязательно подписывают официальное стандартное
соглашение с местными властями, в котором указываются: индивидуальный
план работы с ребенком; устанавливаемый над замещающей семьей способ
супервизии; описание контактов с кровной семьей; способ и объем
компенсации расходов семьи на содержание ребенка и сфера ответственности
замещающих родителей.
Отдельно следует сказать о постепенном внедрении во
всех Скандинавских странах технологии так называемых «семейно-групповых
конференций» (Family Group Conference, FGC), изначально разработанной
в Новой Зеландии. Эта технология предполагает, что в процесс выработки
решения о наилучшем формате работы с ребенком и его родителями,
обеспечивающем его наилучшее положение и возможности его развития,
вовлекается семья в ее расширенном составе (с включением иных родственников,
кроме родителей), при непосредственном сопровождении и консультировании
специалистов социальных служб. Так, на первом этапе работы семейно-групповой
конференции члены семьи получают максимально полные сведения о существующих
возможностях от профессиональных социальных работников, после чего
они самостоятельно разрабатывают предложения по индивидуальному
плану работы. Итоговый вариант плана снова проходит контроль со
стороны работников социальной службы. Процесс выработки решения
и его согласования происходит при супервизии координатора, назначенного
семейно-групповой конференцией, а реализация принятого плана в дальнейшем
сопровождается сотрудниками социальной службы и проходит регулярный
мониторинг. Ряд исследований уже подтвердили высокую эффективность
такой формы работы, тем не менее в силу сложности ее организации
и относительно высокой стоимости создание семейно-групповых конференций
по каждому из случаев пока не выведено на уровень общепринятой практики[19].
УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ В СТРАНАХ ЮЖНОЙ И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Значительное распространение и давняя история института
фостерных (приемных) семей в Европе привели к значительной диверсификации
форм и критериев типологизации таких семей. По данным сравнительных
международных обследований[20],
в настоящее время в Западной Европе в той или иной степени представлены
все существующие формы замещающего родительства:
- родственные фостерные (приемные) семьи, включающие в себя опеку
как кровными родственниками ребенка, так и его непосредственным
социальным окружением — друзьями семьи, учителями, соседями и
т.д.;
- традиционные фостерные (приемные) семьи;
- специализированные фостерные (приемные) семьи (specialized
foster care) для детей с психологическими, эмоциональными и физическими
особенностями, поведенческими отклонениями и отставанием в развитии.
Предполагается специальная подготовка замещающих родителей и использование
ими особых терапевтических программ и методов работы;
- профессиональные фостерные (приемные) семьи (professional foster
care), подразумевающие высокий уровень профессиональной подготовки
замещающих родителей и трудовой статус данного вида занятости;
- кризисные фостерные (приемные) семьи (crisis foster care),
направленные на реабилитацию ребенка и возвращение его в кровную
семью;
- временные замещающие фостерные (приемные) семьи (respite foster
care), обеспечивающие устройство ребенка во время отпуска или
временного отсутствия постоянных приемных родителей;
- поддерживающие фостерные (приемные) семьи.
В ряде стран профессиональный статус фостерной (приемной)
семьи подразумевает наличие у приемных родителей профильного образования
и опыта в одной из смежных сфер (социальная работа, социальная педагогика,
психология, патология речи, медицина и др.) и недопустимость совмещения
с другими видами профессиональной деятельности. Другая точка зрения
заключается в необходимости признать профессиональный статус всех
фостерных (приемных) родителей: «роль приемного родителя должна
рассматриваться как профессиональная занятость, требующая мастерства,
знаний, опыта, самосознания, целеустремленности, умения работать
в составе команды для поддержания стандартов и обеспечения высокого
качества эффективного обслуживания детей, которые наиболее в ней
нуждаются»[21]. Данная точка
зрения широко поддерживается в англосаксонских странах, ее обеспечивает
введение стандартов лицензирования приемных родителей, которое содержит
также и обширные требования к программам обучения[22].
Кроме того, в разных странах профессиональные семьи значительно
различаются от страны к стране критериями выделения, типом договорных
отношений, объемами выплачиваемых социальных взносов и социальных
пакетов, наличием налоговых льгот, доступностью отпусков и оплачиваемых
больничных, учетом стажа, объемом прав и обязанностей по отношению
к приемному ребенку и т.д.
В Испании фостерная (приемная) семья как альтернатива
институциональной форме устройства была введена только в 1987 г.
(Foster Care and Adoption Law) и подкреплена законодательным актом
1996 г.[23]. Тем не менее
решения по всем аспектам устройства детей принимаются на региональном
уровне, что не позволяет говорить о едином подходе к реализации
данной формы устройства.
Положение и развитие института фостерных (приемных)
семей необходимо рассматривать с учетом демографической ситуации
в Испании. Из-за сочетания многочисленных факторов (резкое падение
уровня рождаемости — с 2,8 детей на пару в 1975 г. до 1,2 в 2002
г.; — появление возможности прерывать беременность, введение программ
по сохранению кровной семьи и т.п.) для помещения ребенка в приемную
семью доступны в основном дети с особыми потребностями (дети старше
6 лет, дети с братьями или сестрами, дети с особыми медицинскими
или психологическими потребностями).
Испанское законодательство выделяет следующие типы фостерных
(приемных) семей:
- по сроку устройства — простые (с целью последующего возвращения
в кровную семью) и постоянные;
- по способу устройства — административное (через социальные
службы) и по решению суда;
- по приемным детям — особенно выделяются дети с особыми потребностями
и дети с особенностями психологического развития;
- по приемным родителям — родственные и неродственные приемные
семьи.
В этом аспекте в настоящее время ведется дискуссия о
введении термина профессиональных фостерных (приемных) семей с целью
обеспечения ухода за детьми с особыми потребностями в тех случаях,
когда необходим постоянный контроль соответствующего специалиста.
В таких случаях осуществляется финансовая поддержка в размере 600—1500
Евро в месяц в зависимости от конкретного случая и региона.
К профессиональным фостерным (приемным) семьям также
можно отнести два типа устройства детей в семьи, введенных в некоторых
регионах по предложению негосударственной организации Fundacion
La Caixa:
- временная фостерная (приемная) семья (emergency-diagnostic
foster care);
- кризисная фостерная (приемная) семья (Kangaroo Family, Babysitting
Family)[24].
Первая ориентирована на краткосрочное помещение ребенка
в семью в случаях, когда у социальных служб отсутствуют данные о
ребенке и необходимо время, чтобы собрать данные и найти варианты
для долгосрочного устройства. Кризисная фостерная (приемная) семья
нацелена на устройство детей, которые по различным причинам не могут
находиться в кровной семье, но для которых существует вероятность
возвращения в кровную семью после устранения причин разлучения.
С точки зрения требований к приемным родителям, необходимо
отметить высокий уровень их обязательной подготовки, а также необходимость
прохождения специализированных курсов, программа которых была разработана
и стандартизирована на межрегиональном уровне.
Так же как и в Испании, фостерные (приемные) семьи до
недавнего времени не рассматривались в качестве приоритетной формы
устройства ребенка и в Греции. Более того, до 1993—1996 гг. в этой
стране отсутствовало законодательное определение фостерной (приемной)
семьи. В законе 2447/1996 «Об усыновлении и приемной семье» фостерная
(приемная) семья была указана в качестве предпочтительной формы
устройства, ей было дано определение, перечислены возможные причины
устройства ребенка в фостерную (приемную) семью, урегулированы права
приемных и кровных родителей и случаи передачи родительских прав,
описана роль социальных служб как агента мониторинга состояния ребенка
и условий его содержания. Социальным службам также предоставлялись
полномочия забирать ребенка из фостерной (приемной) семьи в случаях,
если эта семья расценивалась как неподходящая, и помещать его в
различные институциональные учреждения — детские центры и «Детские
города» [Pedopolis, греч.].
Тем не менее в годовом отчете за 2005 г. омбудсмен Греции
сообщал, что программа развития фостерных (приемных) семей не реализуется.
В настоящий момент доминирующей и спонсируемой формой устройства
детей является помещение их в детские центры или «Детские города»,
которые несут ответственность за их образование и обеспечение.
Политику деинституционализации устройства детей путем
развития семейных групп и сообществ с 1960-х гг. реализует Италия.
Так, с 1983 г. закон гарантирует право ребенка на воспитание в семье,
в законе №149 от 2001 г. подчеркивается право ребенка на воспитание
в кровной семье и выделяется роль государства в устранении препятствий
к этому. Фостерные (приемные) семьи рассматриваются исключительно
как временное решение, максимальный срок проживания в приемной семье
не должен составлять более двух лет (хотя и может быть продлен).
Помещение в фостерную (приемную) семью может быть осуществлено либо
по желанию родителей (для преодоления временных трудностей), либо
по решению суда.
Помещение в фостерные (приемные) семьи может быть долго-
и краткосрочным, а также на неполный день или на короткие периоды.
В зависимости от региона приемным родителям выплачивается материальная
помощь (к примеру, в Венеции сумма вознаграждения в 2009 г. составляла
458 Евро на ребенка в месяц), при помещении на неполный день эта
сумма сокращается на 30—50%. Кроме того, приемным родителям предоставляются
налоговые вычеты, страхование ребенка, право на отпуск по уходу
за детьми младшего возраста и заболевшими детьми[25].
Существуют также сообщества семейного типа, которые,
в зависимости от типа, имеют возможность принять либо до шести,
либо до десяти детей[26].
Такое сообщество состоит из двух или более взрослых (предпочтительно
пары с детьми), прошедших специальную подготовку.
Фостерными (приемными) родителями в Италии могут стать
люди, состоящие в зарегистрированном или незарегистрированном браке,
с детьми или без, а также одинокие люди. Обязательным требованием
является посещение групповых курсов подготовки приемных родителей.
Приемные родители могут получать помощь квалифицированных
специалистов (учителей, методистов, психологов); кроме того, существуют
общественные группы поддержки приемных родителей и специализированные
некоммерческие центры.
[1] Материал подготовлен в
рамках исследовательского проекта, выполненного Независимым институтом
социальной политики при поддержке Фонда Елены и Геннадия Тимченко
в 2013 г. [2] Бирюкова С.С. – к.э.н.,
старший научный сотрудник НИСП. [3] Варламова М.А. – магистр
социологии НИУ ВШЭ. [4] Nordic children — Early
intervention for children and families, Nordic Centre for Welfare
and Social Issues. 2012. Editors: Kristin Marklund, Nino Simic;
Principal Authors: Kristin Marklund, project manager of 'Early intervention
for families', Anna-Karin Andershed and Henrik Andershed, Orebro
University. [5] Jochem, S. 2011. Scandinavian
Labour and Social Policy: Models for a Preventive Welfare State.
International Policy Analysis. [6] Heino, T. 2009. Family
Group Conference from a Child Perspective. Nordic Research Report.
National Institute for Health and Welfare, Report 13/2009. Helsinki. [7] Шведская система социальной
защиты детей включает в себя работу с несовершеннолетними преступниками,
наркозависимыми и другими группами детей. [8] Hessle, S. & Vinnerljung,
B. 1999. Child Welfare in Sweden — an overview. Social Work, №14. [9] Heino, T. 2009. Family
Group Conference from a Child Perspective. Nordic Research Report.
National Institute for Health and Welfare, Report 13/2009. Helsinki.
[10] Case study: Denmark.
2011. URL: http://www.lastekaitseliit.ee/wp-content/uploads/2011/04/Denmark.pdf
[11] Там же
[12] Storо, J. 2011. Foster
care in Norway. Child Research Network. Cildren’s Rights and Wellbeing.
URL: http://www.childresearch.net/papers/rights/2011_01.html
[13] Laklija, M. 2011. Foster
care models in Europe: results of a conducted survey. Forum zakvalitetno
udomiteljstvo djece, Zagreb. [14] Там же. [15] Там же.
[16] Case study: Denmark.
2011. URL: http://www.lastekaitseliit.ee/wp-content/uploads/2011/04/Denmark.pdf
[17] Storо, J. 2011. Foster
care in Norway. Child Research Network. Cildren’s Rights and Wellbeing.
URL: http://www.childresearch.net/papers/rights/2011_01.html
[18] Там же. [19] Heino, T. 2009. Family
Group Conference from a Child Perspective. Nordic Research Report.
National Institute for Health and Welfare, Report 13/2009. Helsinki. [20] Laklija, M. 2011. Foster
care models in Europe: results of a conducted survey. Forum zakvalitetno
udomiteljstvo djece, Zagreb.
[21] The Fostering Network.
Towards a Professional Foster Care Service: what it means to be
a professional foster carer. 2008. Policy paper. URL: http://www.dundeecity.gov.uk/chserv/docs/TowardsaProfessionalFosterCareService.pdf
[22] Waldock, T. 1996. Professionalizing
Foster Care: The Welfare of Children. The Social Worker, Vol.64
(3).
[23] Palacios, J. & Amoros,
P. 2005. Recent Changes in Adoption and Fostering in Spain. British
Journal of Social Work. URL: http://bjsw.oxfordjournals.org/content/early/2005/10/17/bjsw.bch363.full.pdf
[24] Amoros, P., Palacios,
J., Fuentes, N., Leon, E. & Mesas, A. 2003. Familias Canguro:
Una experiencia de protection a la infancia. URL: http://obrasocial.lacaixa.es/deployedfiles/obrasocial/Estaticos/pdf/Estudios_sociales/vol13_es.pdf
[25]> Сведения ресурса http://www.aibiworld.org/activities/foster-care/.
[26] Zanuso, R. 2011. Foster
care in Italy. The child right to a family: foster care under the
lens. URL: http://www.synergia-net.it/uploads/attachment/foster_brussels_1306404927.pdf.
|