Rambler's Top100

№ 603 - 604
16 июня - 31 июля 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Мировой демографический барометр 
ДТП и смертность: мировые тенденции, 2013

Число умерших в результате ДТП стабилизировалось на уровне 1,2 миллиона человек в год, но в одних странах оно снижается, а в других повышается

Смертность от ДТП сильно различается от страны к стране внутри каждого региона

Половину погибших в ДТП составляют наиболее уязвимые участники дорожного движения – пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты

Почти 60% погибших в результате ДТП – люди в возрасте 15-44 года

В Евросоюзе самая низкая смертность от транспортных несчастных случаев в Швеции, самая высокая - в Румынии

Реализация Глобального плана действий по обеспечению безопасности дорожного движения поможет сохранить 5 миллионов жизней

Вся статья
(в формате PDF)

См. также Архив выпусков Мирового демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. ДТП и смертность: мировые тенденции, 2013 /Демоскоп Weekly. 2014. № 603-604. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2014/0603/barometer603.pdf


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:




Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Почти 60% погибших в результате ДТП - люди в возрасте 15-44 года

Почти 60% (59%) погибших в результате ДТП составляют люди в возрасте 15–44 года. Более 3/4 погибших (77%) мужчины.

Распределение умерших в результате ДТП по возрасту различается по группам стран, но в целом все же схожи (рис. 13). Определенное исключение составляют страны с высоким уровнем дохода, в которых доля людей в возрасте старше 70 лет среди погибших от ДТП существенно выше, чем в странах с низким и средним доходом (17% против, соответственно, 6% и 2%). Это различие связано с более высокой продолжительностью жизни в данной группе стран в сочетании с повышенным риском, обусловленным ограниченной подвижностью и хрупкостью здоровья пожилых людей в условиях высокой автомобилизации.

Рисунок 13. Распределение умерших в результате ДТП по возрасту и группам стран мира с разным уровнем ВНД на душу населения, 2010 год, %

Источник: World Health Organization (2013). Global status report on road safety 2013: supporting a decade of action. P. 7.

Особенности распределения погибших в результате транспортных несчастных случаев по полу и возрасту, а также динамику смертности от них с устранением влияния изменений возрастного состава можно проиллюстрировать на данных стран Европейского союза[11], отличающихся налаженной системой учета движения населения, в том числе смертей по причинам смерти. Данные о смертности в разбивке по причинам смерти[12], полу, возрасту, а также регионам стран-членов ЕС[13] представлены в базе данных Статистической службы Европейского союза (Евростата) начиная с 1994 года (по ЕС-28 начиная с 1999 года), хотя отдельные показатели представлены и за более ранние периоды.

По имеющимся данным статистики транспортных происшествий, число погибших в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП)[14] в ЕС-27 сократилось за 1990-2000 годы в 2,2 раза - с 75,4 тысячи в 1991 году до 34,5 тысячи в 2009 году. За 1991-1999 годы оно снизилось на 23,5% (до 57,7 тысячи в 1999 году), а за 1999-2009 годы – еще на 40,2%. Снижение числа погибших в результате ДТП происходило на фоне роста населения, так что снижение смертности от ДТП было более значительным: на 25,0% за 1991-1999 годы (с 16 до 12 умерших на 100 тысяч человек постоянного населения) и на 42,5% за 1999-2009 годы (до 6,9 в 2009 году).

Смертность от ДТП по ЕС-28 снизилась с 6 на 100 тысяч человек в 2006-2007 годах до 6 в 2010-2011 годах[15]. Наибольшее снижение смертности от ДТП наблюдалось в странах Балтии, Венгрии, Испании и Португалии. В 2011 году смертность от ДТП составляла в ЕС-28 от 3 умерших на 100 тысяч человек в Великобритании, Нидерландах и Швеции до 11 в Польше, 10 в Греции и Литве, 9 на 100 тысяч человек в Болгарии, Латвии, Румынии и Хорватии.

Снижение смертности в результате ДТП происходило на фоне роста объема пассажирских и грузовых автомобильных перевозок (по крайней мере, до финансово-экономического кризиса 2008 года). Оно было обусловлено рядом причин: улучшениями в проектировании и строительстве дорог, ужесточением законодательства в отношении употребления алкоголя и управления транспортным средством, усилением требований к безопасности транспортных средств, введением ряда ограничений на скорость передвижения, время работы водителей грузовиков и автобусов, ужесточением требований, не допускающих перегрузки грузового транспорта.

Несмотря на все это, смертность в результате ДТП остается высокой – 9 из каждых 10 погибших в результате всех видов транспортных несчастных случаев (с участием железнодорожного, водного и авиатранспорта) умирают на автомобильных дорогах. Почти половина этих смертей обусловлена употреблением алкоголя, нарушением скоростного режима, отказом от применения ремней безопасности.

В относительном выражении смертность от всех видов транспортных несчастных случаев (коды V01-V99, Y85 по ICD) играет сравнительно небольшую роль в общей смертности в ЕС. Доля умерших от всех видов транспортных несчастных случаев в ЕС-28 снизилась с 1,2% от общего числа умерших в 1999 году до 0,7% в 2010 году, а в ЕС-15 – с 1,3% в 1994 году до 0,6% в 2010 году (рис. 14).

Доля мужчин, умерших от всех видов транспортных несчастных случаев, в общем числе умерших мужчин выше, но она также снизилась (с 1,9% в 1999-2001 годах до 1,1% в 2010 году в ЕС-28, а в ЕС-15 – с 2,0% в 1994 году до 1,0% в 2010 году). Доля умерших в результате транспортных несчастных случаев среди умерших женщин снизилась в ЕС-28 с 0,6% в 1999-2002 годах до 0,3% в 2010 году, а в ЕС-15 – с 0,7% умерших в 1994-1996 годах также до 0,3% в 2009-2010 годах.

Рисунок 14. Доля умерших от транспортных несчастных случаев в ЕС-28 и ЕС-15 по полу, 1994-2010 годы, % от общего числа умерших

Источник: Eurostat database. Causes of death - absolute number - annual data [hlth_cd_anr].

Смертность от транспортных несчастных случаев играет существенную роль в смертности людей молодых и средних возрастов, особенно мужчин.

Более 80% смертей в ЕС-28 происходят в возрасте 65 лет и старше (80,7% в 2010 году), смерть человека, не дожившего до 65 лет, считается преждевременной. Среди погибших в результате транспортных несчастных случаев доля умерших в возрасте до 65 лет превышает три четверти (76,3%). Среди умерших в результате транспортных несчастных случаев особенно велика доля людей в возрасте 20-24 года – 10,7% (рис. 15).

Если говорить о молодежи в возрасте 15-29 лет, ее доля среди всех умерших в 2010 году составила 0,9%, а среди умерших от транспортных несчастных случаев – 26,4%.

Рисунок 15. Распределение умерших от транспортных несчастных случаев и от всех причин смерти по возрасту, ЕС-28, 2010 год, %

Источник: Eurostat database. Causes of death - absolute number - annual data [hlth_cd_anr].

Возрастно-половая пирамида умерших от всех видов транспортных несчастных случаев наглядно показывает преобладание юношей среди погибших: 21,4% погибших от транспортных несчастных случаев в 2010 году составили мужчины в возрасте 15-29 лет, 5,0% - женщины того же возраста. Среди всех умерших доля этих половозрастных групп составила, соответственно, 0,6% и 0,2% (рис. 16).

Рисунок 16. Распределение умерших (от всех причин и от всех видов транспортных несчастных случаев) по полу и возрасту, ЕС-28, 2010 год, %

Источник: Eurostat database. Causes of death - absolute number - annual data [hlth_cd_anr].


[11] С 1 июля 2013 года, после вступления в Европейский союз Хорватии, в его состав входят 28 стран: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.
До 1 мая 2004 года Европейский союз составляли 15 стран (ЕС-15): Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция и Швеция. С 1 мая 2004 года в союз вошли еще 10 стран: Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония, а с 1 января 2007 года еще две - Болгария и Румыния. Евростат пересчитывает основные оценки населения ЕС нового состава и в ретроспективе. Данные по Франции с 1998 года включают численность населения Франции-метрополии (63,7 миллиона человек на начало 2013 года) и ее заморских территорий (Гваделупы, Мартиники, Французской Гвианы и Реюньона – 1,9 миллиона человек). Данные по Кипру относятся только к территории, контролируемой правительством.
[12] По краткой номенклатуре, включающей 65 причин на основе Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), разработанной ВОЗ (The International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems (ICD)). Почти все страны ЕС применяют в настоящее время ICD-10, хотя и не все используют ее обновления.
[13] Уровень 2 номенклатуры территориальных единиц NUTS.
[14] На месте ДТП или в течение 30 дней после ДТП, в результате которого были получены травмы, приведшие к смерти. При этом в качестве транспортного происшествия рассматриваются нежелательное и непреднамеренное внезапное событие или цепь таких событий, которые имеют пагубные последствия. Самоубийства, убийства и террористические акты исключаются как преднамеренные действия компетентными органами. - Illustrated Glossary for Transport Statistics. 4th edition / International Transport Forum, Eurostat, United Nations Economic Commission for Europe, 2009.
[15] Energy, transport and environment indicators. Eurostat, 2013. P. 134-135.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.