Rambler's Top100

№ 535 - 536
10 - 31 декабря 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Опросы и ответы 

Государственная поликлиника и самолечение – наш ответ болезням!

Ограничение на продажу алкоголя: работает ли закон?

Национальная политика и отношение к мигрантам


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Ограничение на продажу алкоголя: работает ли закон?

Россияне по-прежнему сталкиваются с нарушениями закона, ограничивающего продажу и потребления алкоголя, а запрет на продажу спиртных напитков в ночное время признают скорее недейственным. Мнение общества поддерживают и пользователи социальных медиа, отмечающие низкую эффективность предпринимаемых государством мер.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, сталкивались ли россияне с нарушениями закона, ограничивающего оборот и потребление алкоголя, как оценивают  эффективность запрета на продажу алкоголя в ночное время. Пресс-релиз также содержит результаты мониторинга социальных медиа на тему отношения к действиям властей по ограничению продажи алкоголя, проведенного агентством «Социальные Сети».

Итоги общероссийского опроса

Борьба с алкогольной угрозой, начатая Д.Медведевым в 2009 году, продолжает приносить свои плоды. Так, доля регулярно (раз в месяц и чаще) выпивающих россиян сокращается (с 49 до 38%), а тех, кто совсем не употребляет алкоголь, становится больше (с 24 до 33%). Чаще всего признаются, что употребляют алкоголь, мужчины (77%), жители крупных городов (70%) и респонденты 24-44 лет (74-76%). Совсем не употребляют алкоголь, как правило, женщины (44%) и пенсионеры (58%).

В течение последнего месяца россиянам случалось встречаться с фактами нарушения закона, регулирующего оборот и потребление алкоголя. Так, чаще всего россияне свидетельствуют о случаях распития алкогольных напитков в общественных местах (60%). Несоблюдение иных законов в повседневной жизни встречается чуть реже: четверо из каждых десяти россиян сталкивались со случаями продажи алкоголя в местах массового скопления людей (41%) и треть - с продажей на территориях, прилегающих к детским учреждениям (34). Еще 31% лично видел, как алкоголь продается несовершеннолетним, 29% - рекламу на ТВ/радио/в кино, а 27% говорят о случаях продажи алкоголя в нестационарных торговых точках. Реже всего россияне сообщают о фактах продажи алкоголя с 23.00 до 8.00 (23%) и размещении рекламы в аудио/видео/печатной продукции для несовершеннолетних (19%).

Практически каждый пятый (18%) россиянин сталкивался с ситуацией, когда он не мог приобрести алкоголь по причине запрета на его ночную продажу. При этом респонденты все же находили выходы из такой ситуации: 21% все равно находил места, где продают алкоголь, несмотря на запрет, 18% - полагались на свои уже имеющиеся запасы, 7% - брали у знакомых, и 2% - шли пить алкогольные напитки в бар. Тем не менее 26% утверждают, что в ситуации невозможности покупки алкоголя они отказывались от его употребления в этот вечер, 10% - дожидались разрешенного для покупки времени, а 9% обходились пивом.

Половина россиян (50%)  склонны давать низкую оценку действенности закона по запрету продажи алкоголя в ночное время. Чаще всего так считают малообразованные (53-54%), россияне с низким уровнем доходов (53%), жители средних городов и миллионников (по 56%) и те, кто сам употребляет алкогольные напитки (51%). Более позитивно настроены 43% опрошенных, как правило, это респонденты со средним специальным и высшим образованнием (45-47%), с высокими доходами (47%) и жители двух столиц (54%).

Результаты мониторинга социальных медиа

По данным мониторинга социальных медиа, проведенного Агентством «Cоциальные Сети», из 516 релевантных сообщений на тему борьбы с алкогольной угрозой, большая часть (54%) носила негативный характер, и только в 11% постов зафиксирована поддержка политики ограничения продажи алкоголя.

В содержательном аспекте, большая часть сообщений в социальных медиа посвящена неэффективности принимаемых мер, с точки зрения пользователей (88%). Значительная доля постов содержит опасения, что ограничения на продажу алкоголя приведут к росту отравлений суррогатами (30,8%). Немало и тех, кто высказывает предположение о стремлении государства установить «сухой закон» (25,2%). В то же время, 14% называют предпринимаемые меры необходимыми и адекватными.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 17-18 ноября 2012 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Мониторинг публикаций в социальных сетях на тему  ограничения продажи алкоголя проведен Агентством «Социальные Cети» (Social Networks Agency) 1-21  ноября 2012г.  Мониторинг проведен  с помощью открытых поисковых систем (Blogs.Yandex.ru, Blogsearch.google.ru) и собственного поискового механизма. Всего обнаружено 516 публикаций.

Итоги общероссийского опроса

Употребляете ли Вы алкогольные напитки, и если да, то как часто? (закрытый вопрос, один ответ)

 

1996 г.

Июль 2009 г.

Сентябрь 2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Несколько   раз в неделю

5

8

8

6

7

5

Два-три   раза в месяц

24

23

19

19

20

16

Примерно   раз в месяц

19

18

19

19

16

17

Реже, чем   раз в месяц

29

25

26

33

27

27

Никогда не   употребляю алкогольных напитков

23

24

26

22

28

33

Затрудняюсь   ответить


2

2

2

1

1

Приходилось ли Вам или Вашим близким сталкиваться в течение последнего месяца со следующими ситуациями? (закрытый вопрос, один ответ по каждой позиции)

 

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Граждане распивают алкогольные напитки в общественных местах (во дворах, на лестничных площадках, остановках, в парках и т.д., кроме мест общественного питания)

60

37

3

Алкоголь продается  в местах массового скопления людей и там, где есть источники повышенной опасности (аэропорт, вокзал, автозаправка, рынок и т.д.)

41

50

9

Алкоголь продается на территориях, прилегаю щихк детским, образовательным и спортивным учреждениям

34

58

8

Алкогольная продукция продается
несовершеннолетним

31

64

4

Транслируется реклама алкоголя на телевиде нии/радио/ в кино

29

65

7

Алкоголь (кроме пива) в городах продается в нестационарных торговых точках, небольших палатках, ларьках и т.д.

27

64

9

Алкоголь (свыше 5% этилового спирта) продается в магазинах с 23.00 до 8.00

23

68

9

Реклама алкоголя встречается в аудио/видео/печатной продукции для несовершеннолетних

19

71

9

В течение последнего года Вы, как и многие другие, наверно уже сталкивались с ситуацией, когда поздно вечером или рано утром необходимо было купить алкоголь, а его продажа в это время была запрещена. Что Вы предпринимали в подобной ситуации? (открытый вопрос, любое число ответов, % от тех, кто сталкивался с подобной ситуацией)

Не покупал, ничего не делал, отказывался от идеи алкоголя

26

Все равно находил места, где можно купить

21

Покупал заранее, были дома запасы

18

Ждал времени, когда можно купить

10

Покупал пиво

9

Брал  у знакомых

7

Заказывал алкоголь в кафе, баре

2

Другое

3

Затрудняюсь ответить

7

Не покупал, ничего не делал, отказывался от идеи алкоголя

26

Как Вы считаете, помог ли запрет на продажу алкоголя в ночное время (с 23.00 до 8.00) сократить потребление алкоголя в нашем городе/селе или нет? (закрытый вопрос, один ответ)

 

Все опрошенные

Безусловно, помог  

14

Скорее помог

29

Скорее не помог

31

Безусловно, не помог

19

Затрудняюсь ответить

7

Результаты мониторинга социальных медиа

Характер сообщений в социальных медиа на данную тему, в %

Предпринимаемые меры не дадут эффекта, население найдет способы обойти запреты

88

Ограничение на продажу алкоголя приведет к росту числа отравлений суррогатами

30,8

Государство стремится установить «Сухой закон»

25,2

Наиболее популярные темы, затронутые в дискуссиях, в %*

Предпринимаемые меры не дадут эффекта, население найдет способы обойти запреты

88

Ограничение на продажу алкоголя приведет к росту числа отравлений суррогатами

30,8

Государство стремится установить «Сухой закон»

25,2

Предпринимаемые  меры необходимы и адекватны

14,0

Ограничение на продажу алкоголя приведет к росту наркомании

11,2

Несмотря на ограничения, алкоголь в вечернее время продолжает продаваться

6,2

*Количество сообщений превышает 100%, так как в одном сообщении могло подниматься сразу несколько тем.

Пресс-выпуск ВЦИОМ №2174, 26 ноября 2012 г.
http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=113413

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.