Rambler's Top100

№ 533 - 534
26 ноября - 9 декабря 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Российская газета» и «Беларусь сегодня» о российском и белорусском беби-буме
«Российская газета» о беби-буме в Москве
«Izvestia.com.ua» о приросте населения Украины
«Казахстанская правда» о 17-миллионном Казахстане
«Парламентская газета» о финансовом стимулировании рождаемости
«Коммерсантъ» о демографических успехах и социальных недоработках Минтруда
«Коммерсантъ» о программе соцподдержки
«Российская газета» о пенсионной реформе
«Коммерсантъ» о пенсиях «молчунов»
«Коммерсантъ» о госпротрамме содействия занятости
«Деньги» о молодежной безработице и социальном кризисе
«Независимая газета» о миграции, экономике и отношении к мигрантам
«Российская газета» о мигрантских трансфертах
«Российская газета» о миграционных проблемах России
«Независимая газета» и «Известия» о законопроекте о российском гражданстве
«Русская Германия» о получении гражданства в странах ЕС
«Московские новости» и «Коммерсантъ» о тестировании мигрантов на знание русского языка
«Известия» о медстраховании для мигрантов
«Известия» о гостиницах для гастарбайтеров
«Независимая газета» об иностранцах-нарушителях с настоящими документами
«Liter.kz» о проблемах трудовой миграции в Казахстане
«Независимая Молдова» о миграции и политике в Молдавии

«Tv7.md» о детях мигрантов в Молдавии
«REGNUM» о сирийских беженцах в Турции
«Коммерсантъ» о новой однородности российского общества
«Независимая газета» о российском человеческом капитале
«Независимая газета» о поколениях «цифровой эпохи»
«Новые известия» о проблеме ВИЧ в России
«Известия» о стоп-листе для мигрантов с ВИЧ
«Московские новости» о ВИЧ-отказниках
«Deutsche Welle» о предложениях легализации наркотиков в Германии
«Вечерний Бишкек» о метадоновой терапии
«Vatican Insider» о распространении религий
«Vatican Insider» о церкви, эвтаназии и абортах
«Obozrevatel.com» о церкви, абортах и «трансгендере» в Белоруссии
«Московские новости» о церкви и ювенальной юстиции
«Obozrevatel.com» о церкви и биометрии в Украине
«Независимая газета» о российской переписи 2020
«Независимая газета» о национальной политике в Татарстане
«Corriere della Sera» о дешевых сирийских невестах
«The Guardian» о системе слежения за саударавийскими женщинами
«Slate.fr» о мужском уделе
«Lidovky» о гуманизации городов
«Новые известия» о неналогооблагаемом жире
«The Independent» о поглупении людей

о церкви, абортах и «трансгендере» в Белоруссии

Демографическая "бомба" в церковном исполнении

В настоящее время в Белоруссии живо проходит "общественное обсуждение" законопроекта об основах здравоохранения. Читатели старшего поколения наверняка помнят о том, как широко использовался такой прием в советские времена так называемой "социалистической демократии", от которой официальный Минск ушел очень недалеко. Всем было совершенно ясно, что любой закон будет принят таким, каким он выгоден правящей верхушке.
Она же, в свою очередь, пыталась соблюсти вид "совета с народом". Правда, благоразумно отказываясь от проведения юридически обязывающего референдума – вместо этого проводя встречи в рабочих коллективах, ВУЗах, на колхозных полях и т.д. Где выступающие советские труженики (обычно заранее проинструктированные представителями парткомов) сообщали, что им хотелось бы добавить в тот или иной закон или даже Конституцию. После чего такие желания обычно исполнялись – ведь их истинным "генератором" было все то же ЦК КПСС. Разумеется, пресса освещала тоже лишь те предложения, которые были предварительно одобрены цензурой.
Вот этот последний момент и внушает некоторое беспокойство за наших северных соседей из братской республики бывшего СССР. Дело в том, что в тамошних СМИ с конца прошлого месяца широко растиражировано обращение местной церковной общественности – в лице высших на территории страны иерархов сразу двух церквей, православной и католической. В своем обращении лидеры конфессий предлагают дополнить законопроект об "Охране здоровья", направленными "на укрепление демографической безопасности".

Абортам и "трансгендерам" - "красный свет"

Звучит это, конечно, заманчиво. Правда, как и можно было ожидать, пресловутую "демографическую безопасность" люди в рясах понимают несколько оригинально. Ладно бы они выступали лишь за запрещение абортов (что, разумеется, тоже содержится в обращении) – это, по крайней мере, хоть как-то укладывается в меры по борьбе с вымиранием населения большинства постсоветских республик. Другое дело, что ни к чему, кроме роста "криминальных абортов" и "абортного туризма" такой запрет не приведет – но это уже другой вопрос. Главное – "соблюсти честь мундира", потребовав от государства то, что соответствует нормам твоего вероучения.
Так же в определенном смысле укладывается в логику "борьбы за демографию" и запрет операций по смене пола – по принципу "чего хочу, того и ворочу". То есть, теперь они (в случае принятия изменений к закону) должны будут проводиться строго по медицинским показаниям. Как это, собственно, было и в СССР, где "трансгендеру" перед операцией, как послушнику в монастыре перед принятием полноценного "пострига", необходимо было выдержать многолетний "искус" для доказательств серьезности своих намерений. В случае с желающими сменить пол – это множество бесед с психиатрами, психологами, социальными работниками и т.д. А уж только потом ложиться под нож хирурга – после чего надо будет забыть о возможности иметь потомством, хоть мужчинам, хоть женщинам.

"Папская рулетка" в "лайт-версии"

Вообще, белорусскам надо благодарить Бога уже только за то, что преобладающей конфессией на территории их страны является Православие, гораздо более взвешенно подходящее к вопросу о применении противозачаточных средств, нежели католики. У последних они почти полностью запрещены – кроме "хронологического метода", учета "безопасных" в смысле невозможности зачатия дней. Который сами же верующие РКЦ нередко иронично называют "папской рулеткой" – так как "хронология", увы, не дает стопроцентной гарантии от нежелательной беременности.
Тем не менее, православные с католиками нашли на этот счет общий язык – и призвали запретить … стерилизацию женщин! Кроме как, опять же, "по строго медицинским показаниям для спасения жизни женщины". Что под этим понимается – сказать сложно. Не иначе, как операции по удалению яичников (а, порой, и матки) по причине опухолей или опасных кровотечений, той же внематочной беременности. При которых ни один, хоть верующий, хоть неверующий врач и так не стал бы спрашивать разрешения душпастырей – так как в случае промедления неминуема гибель больной. Но перевязку маточных труб (операцию, кстати, обратимую, хоть и не без труда) по желанию дамы, церковники требуют запретить. Тоже, не совсем понятно почему.
Ладно там паства Папы Римского – ей противозачаточными (любыми) пользоваться грех. Но в "социальной концепции" РПЦ четко записано, что церковь выступает против таких средств лишь с "абортивным" действием. Типа "спиралей" – не дающим внедриться оплодотворенной яйцеклетке в матке. Однако при перевязке маточных труб указанная яйцеклетка вообще не может попасть "на рандеву" со спематозоидом – а тем более оплодотвориться и погибнуть по типу мини-аборта. Так что разрешение на презервативы и гормональные контрацептивы вместе с запретом на стерилизацию выглядит, мягко говоря, странным. Впрочем, как и попытка православных Белоруссии совместить с католиками малосовместимые концепции планирования семьи.

"Души" эмбрионов против живых детей

Но дальше начинается уже полный "театр абсурда". Под знаменем "демографической безопасности" духовные лидеры верующих пытаются запретить "репродуктивные технологии, не соответствующие моральным принципам". Церковным, разумеется – причем, буквально "высосанным из пальца" в самом недалеком прошлом. Ну не сошлешься здесь на "святые каноны", писавшиеся тысячу с лишним лет назад в Византии, когда понятия не имели о физиологии размножения. А, тем более, об "экстракорпоральном оплодотворении" (ЭКО), суррогатном материнстве и т.п.
Например, ЭКО не устраивает церковных иерархов по причине того, что врачи-репродуктологи, на случай неудачи, готовят перед имплантацией женщине несколько оплодотворенных яйцеклеток-эмбрионов. Из которых, в случае "осечки", поочередно, могут потребоваться все – а может только самый первый. Остальные остаются "про запас". И могут быть использованы для других женщин, от которых вообще нельзя получить половые клетки – а могут быть утилизированы. Но у современных богословов – "своя правда". Дескать, эмбрион становится полноценным человеком с бессмертной душой с самого момента оплодотворения – а его утилизация такое же убийство, как и аборт.
Куда девается эта душа, когда пресловутую клетку замораживают на несколько лет – а потом, после размораживания, пускают в дело, люди в рясах предпочитают не уточнять. Хотя, скажем, их мусульманские коллеги считают, что душа вселяется в эмбрион лишь через несколько недель после зачатия. Но – догма есть догма, пусть это даже современная "отсебятина", не закрепленная авторитетом ни одного Вселенского Собора. И ради соблюдения умозрительных конструкций, выдаваемых за истину в последней инстанции, несчастных женщин, не могущих забеременеть, лишают счастья материнства. При этом продолжая с крайним лицемерием говорить о своей беззаветной преданности идеалам демографической безопасности.

Церковь борется за права "суррогатных матерей" путем их запрещения

Подобными же спекуляциями церковные иерархи мотивируют и свое неприятие суррогатного материнства. Правда – не только стенаниями о несчастной судьбе "запасных" эмбрионов – но еще и заботой о "горемычных матерях, от которых забирают рожденных ими детей". Спору нет, женщина, выносившая и родившая пусть даже генетически чуждого ей ребенка, все равно привыкает к нему – и разлука с дитем нередко является для такой матери тяжелой психотравмой. Ну так подобные ситуации, в "лайт-версии" отмечались, пожалуй, на протяжении всей истории человечества.
Имеется в виду такое понятие, как "кормилица". Женщина с ребенком (иногда умершим сразу после родов) – которая выкармливала своим грудным молоком ребенка чужого. А это ведь тоже обуславливало тесную духовную близость и заботу, сродни материнской. Сейчас доказано, что сосание младенцем груди стимулирует у женщины усиление синтеза гормона окситоцина – как раз и отвечающего за заботливую нежность и ласку.
Только ж даже в грубое Средневековье к таким кормилицам относились более человечно, чем к нынешним "суррогатным матерям". Которым предпочитают выплачивать обусловленную сумму – и никогда больше не видеть, не говоря уже о разрешении свиданий с ребенком. Между тем, как кормилица становилась практически членом семьи – а ее родной сын считался "молочным братом" выкормленному чужому ребенку. Будь даже первый сыном свинопаса, а второй – графа, но такое "братство по материнскому молоку" значило в былые времена очень много.
Ну так кто же запрещает Церкви бороться за сходное человечное отношение к суррогатным матерям и в нынешнее время, в том числе и законодательно? Но вместо этого ее представители предпочитают ограничиваться сплошным "низзя!" – вместе с водой выплескивая и ребенка. Хотя, впрочем, есть у них еще один интерес – боязнь того, что с помощью ЭКО и суррогатного материнства потомков смогут иметь и геи с лесбиянками. Так пусть с ними бы и боролись – а зачем же стричь под одну гребенку всех, делая невозможным появление детей и в "традиционных", но бесплодных семьях?
Что ж, в случае принятия парламентариями Минска всех вышеизложенных пожеланий лидеров местных церквей, белорусским женщинам (да, впрочем, и их мужьям) не позавидуешь. Ведь если для проведения аборта без особого труда можно будет съездить в Украину или Россию – как это ныне делают гражданки Польши, власти которой под давлением Рима запретили такие операции. Но вот официально зарегистрировать в качестве законного наследника ребенка, полученного с помощью ЭКО или от суррогатной матери, будет крайне сложно, если вообще возможно. Остается надеяться лишь на рационализм и остатки здравого смысла политиков Беларуси, которые не позволят им под "соусом" "борьбы за демографию" завести в своей стране механизм настоящей "демографической бомбы" в церковном исполнении.

«Obozrevatel.com», 19 ноября 2012 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.