Rambler's Top100

№ 531 - 532
12 - 25 ноября 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Независимая газета» и «Полит.ру» о национальной политике России
«El Espectador», «Inopressa» и «Radioazadlyg.org» о миграции, демографии и выборах в США
«Paruskg.info» о голосах гастарбайтеров на выборах в Таджикистане
«BBCRussian.com» о роли иммигрантов в экономике США
«The Bund» об иммигрантских кварталах в Китае
«Regnum» о миграции, труде и экономике
«Новые известия» о российских квотах на привлечение иностранных работников
«Bnews.kz» о трудовой миграции в Казахстане
«Коммерсантъ» о языковом экзамене для мигрантов в России
«Новые известия» о регистрации в России
«Независимая газета» о миграции и преступности
«Вечерний Бишкек» о миграционном дискурсе в России
«Коммерсантъ-Власть» об утечке российских умов
«The New York Times» об утечке умов из Китая
«Atlantico» об утечке умов из Франции
«Ves.lv» об инвестициях иммигрантов в латвийскую экономику и возможности введения квот
«Bdg.by» о трудовой миграции из Белоруссии
«FINANCE.UA» об «экспорте» заробитчан
«Российская газета» о рабском труде в Москве
«Paruskg.info» о таджикских подростках в России
«Телеграф» о числе детей в латвийских школах
«Независимая газета» о возможном отходе от политики ограничения рождаемости в Китае
«Belarustoday.info» о стимулировании рождаемости в Белоруссии

«Reitingi.lv/ru» о родительских зарплатах в Латвии
«Российская газета», «The Washington Post» и «Forbes» о возможном естественном приросте населения в России
«Bnews.kz» о беби-буме в Казахстане
«Armenpress.am» о рождаемости и брачности в Армении
«Regnum» о населении Нагорного Карабаха
«Izvestia.com.ua» об «умирающих» городах Украины
«Белорусские новости» о возможных законодательных ограничениях абортов в Белоруссии
«Зеркало» о селективных абортах в Азербайджане
«BBCRussian.com» о проблемах контрацепции в Великобритании
«Эхо планеты» о пенсионной реформе в Польше
«Wfin.kz» о возможном повышении женского пенсионного возраста в Казахстане
«Независимая газета» о платной и бесплатной медицине
«Коммерсантъ» о социальной политике России
«Независимая газета» об искоренении бедности в России и запросах среднего класса
«Ведомости» о «богатстве» россиян
«Российская газета» о голодных в мире
«Деньги» о дефиците продовольствия
«Project Syndicate» о «социальной демократии»
«Daily Mail» об экономическом вреде от курения
«Comments.ua» о демографическом реестре на Украине
«Фокус» о базе номеров телефонов в Украине
«Independent» о саударавийских женщинах в Шуре
«Day.az» о связи размеров шоколадок с одиночеством

о национальной политике России

Пропаганда не решает проблемы

Национальный вопрос требует более содержательного ответа

1 декабря президент Владимир Путин подпишет «Стратегию государственной национальной политики в РФ». Для реализации Стратегии создается специальная федеральная целевая программа.
Летом 2011-го в правительстве Путина появился отдел по вопросам национальных отношений. После инаугурации при президенте был создан соответствующий совет. И вот сейчас идет речь о большой программе, рассчитанной на период до 2025 года. Назначен и ответственный за ее реализацию – министр регионального развития Игорь Слюняев.
Есть ли уверенность, что программа заработает? Не канет в вечность, как ее родственницы – к примеру, пресловутая «Стратегия-2020»? Поверить в успех проекта мешают как минимум три обстоятельства.
Первое. Считается, что любая победа во многом зависит от умения учиться на собственных и чужих ошибках. Поэтому, прежде чем с легким сердцем жертвовать бюджетные средства на благое дело предотвращения новой «Манежки», неплохо было бы выяснить: почему провалился правительственный план по реализации госнацполитики на 2011–2012 годы? Из 39 пунктов плана Путина, намеченных на третий квартал с.г., как сообщается, выполнены лишь 11. Какие? Кто ответил за невыполнение остальных? Нет ответа… Можно и дальше плодить обсуждения, назначать профильных министров с портфелями и без оных, дело не сдвинется, а деньги, скорее всего, будут выброшены на ветер. Если не украдены, что, впрочем, одно и то же.
Второе. Настораживает ставка авторов стратегии на «воспитательный момент». В рамках международного сотрудничества планируется «содействовать гуманитарными средствами объективному восприятию России в мире как демократического государства». Кого мы собираемся воспитывать? Кому внушать мысль о том, что «объективно» Россия является демократической страной? Степень демократичности государства определяется не ура-патриотическими заклинаниями, а четкими законами и возможностью граждан защищать себя в суде.
Третье. Смущает пышность формулировок, почти не скрывающая размытости смысла: «Политика согражданства – деятельность… власти… по утверждению общероссийской гражданской идентичности». Непонятно, как осознание этой самой идентичности поможет решить национальный вопрос. Вероятно, следует больше внимания уделить нормам и, главное, соблюдению законодательства, препятствующего появлению в России массы нелегалов. По данным главы ФМС Константина Ромодановского, в страну ежегодно прибывает на заработки около 14 млн. мигрантов. В первом полугодии 2012-го «иностранными гражданами» в Москве совершено свыше 51% от общего массива зарегистрированных преступлений, заявил начальник Главного управления МВД России по Москве Анатолий Якунин.
Стратегия содержит пафосное и малопонятное определение нации: «Сообщество граждан РФ… осознающих свою гражданскую общность и политико-правовую связь с российским государством (согражданство)». Получается, что согражданин – это тот, кто осознал свою политико-правовую связь с государством. А обычный гражданин – тот, кто пока этой связи не осознал. Безобидная эта дефиниция не несет в себе тотальности предметной определенности. И мы получаем дополнительное разделение людей на «осознавших» и «неосознавших». И только шаг остается до последнего вывода – что делать с бракованным народцем из второй категории? Воспитывать – или избавляться?
Есть простые истины. Гражданин гордится своей страной и проявляет терпимость к мигрантам не потому, что армия журналистов, политологов и деятелей искусства начинает его в этом убеждать. А потому, что проблема присутствия в стране армии гастарбайтеров не нарушает комфорта его существования. Когда же человек чувствует угрозу своей жизни и благополучию, пропагандистский гипноз не помогает.

«Независимая газета», 13 ноября 2012 года

Новая национальная политика начнется с переписывания истории

На разработку и утверждение стратегии государственной национальной политики у Российской Федерации осталось чуть больше двух недель. Один из первых указов Путина после возвращения на президентский пост предписывал правительству и Администрации президента завершить эту работу до 1 декабря. Проект документа был готов еще в сентябре, в октябре его разослали для обсуждения в регионы, на днях рассмотрели в Совете Федерации. Осталось только принять.
То, что в области национальной политики в России все из рук вон плохо, — общеизвестно. Поголовная ксенофобия, рост этнической преступности, беспорядки в Кондопоге в 2006-м, «манежка» в конце 2010-го, «битва за Сагру» летом 2011-го, «дагестанские свадьбы», массовые драки на межнациональной почве — все это привычная данность. На фоне этого — рост националистических настроений у российской молодежи, многотысячные «русские марши» и, наконец, объединение «белоленточной» оппозиции с националистическими движениями и квота для националистов в Координационном совете. Такое положение вещей — результат отсутствия в России хоть какой-нибудь внятной национальной политики.
Основным государственным документом в этой области до сих пор была Концепция государственной национальной политики от 1996 года. Она была направлена, прежде всего, на предотвращение распада России как единого государства. Когда-то эта концепция во многом критиковалась из-за расплывчатости формулировок, а также из-за того, что там не были определены основные понятия и проблемы этой сферы. Что касается регулирования национальной политики на уровне исполнительной власти, то до 2001 года в федеральном правительстве под разными названиями существовало соответствующее министерство, еще несколько лет — специальный министр-куратор, а в 2006 году эта должность была окончательно упразднена. Остался один департамент в структуре Минрегионразвития.
Год назад российские власти снова обратили внимание на национальную политику. Во время президентской избирательной компании 2012 года Владимир Путин посвятил ей одну из программных статей. Он констатировал рост межэтнической напряженности, назвал основные причины этого и заявил о необходимости выработки стратегии нацполитики, а также создания специального органа в структуре правительства. Сразу после возвращения в Кремль Путин приступил к реализации собственных предложений: создал президентский совет по межнациональным отношениям и поручил разработать стратегию. Проект документа, определяющего государственную национальную политику аж до 2025 года, был готов 27 сентября, принят за основу, после чего подвергся общественному обсуждению.
Член Общественной палаты РФ Александр Соколов рассказал корреспонденту «Полит.ру» о том, что из себя представлял этот документ на этапе общественных слушаний. «Документ принципиально новый. В нем впервые вводится понятие «Российской политической нации», – комментирует стратегию Соколов. – Ставится задача по восприятию всеми гражданами Российской Федерации своей принадлежности к ней». По мнению собеседника «Полит.ру», сейчас понятие «нации» привязано, прежде всего, к этносу, что и порождает межнациональные конфликты. В новом документе нация понимается, скорее, как гражданство. Интересно, что для закрепления этого, предполагается изменить школьные курсы истории. Александр Соколов разъяснил это тем, что нынешняя интерпретация истории создает у школьников впечатление, что русские ближе к белорусам и украинцам, чем к некоторым другим народам, которые живут на территории РФ. Также в документе предлагается уделить внимание и подаче информации в СМИ и кинематографе, так как жители какого-либо региона не должны становиться жертвами негативных стереотипов.
Миграционная политика в документе разделена на внутреннюю и внешнюю. Для решения проблем внутренней миграции предлагается создание системы, которая упростит возможность переезда из одного региона в другой. По этому поводу Александра Соколова было собственное предложение – создать доступный рынок съемного жилья. Что касается проблем внешней миграции, то в документе проводится мысль, что хотя её и необходимо регулировать, она неизбежна в случае, если Россия претендует на звание сильной международной державы и европейского лидера.
Однако возникает вопрос – решает ли данная концепция проблемы, которые заставляют людей учинять беспорядки на почве межнациональной вражды и участвовать в националистических акциях и движениях, поможет ли она снизить уровень экстремизма и ксенофобии в российском обществе. Для выяснения этого вопроса корреспондент «Полит.ру» пообщался с одним из идеологов незарегистрированной национал-демократической партии России, членом Координационного совета российской оппозиции Константином Крыловым. Оказалось, что для него эта стратегия госнацполитики ничего не изменит. «Национальная политика направлена против русских и коренных народов России», – комментирует Крылов. На его взгляд, новая «навязываемая» национальная политика повторяет все негативные черты предшествующей. Причем собеседник «Полит.ру» акцентировал внимание на том, что преференции от этой политики получат не простые представители других народов, а только их элиты.
Интересно, что историк, активист Российского социалистического движения Илья Будрайтскис, представляющий идеологию во многом противоположную националистической, также считает, что новая стратегия госнацполитики проблем не решает и обречена на неудачу: «Нельзя создать гражданскую нацию и установить межнациональный мир с помощью бюрократических инструментов». На его взгляд, само по себе предположение, что в России существуют народы, принадлежащие закрытым и не подверженным изменениям цивилизациям, ошибочно. Собеседник «Полит.ру» отмечает, что еще недавно все народы спокойно сосуществовали в одном «социальном пространстве», а искусственные различия между ними создаются представителями власти и российскими националистами. По мнению Ильи Будрайтскиса, действия в сфере национальной политики сейчас предпринимаются с целью скрыть неудачи и провалы в социально-экономической сфере, которые действительно разделяют Россию.
Скепсис понятен: национальные проблемы современной России выглядят нерешаемыми, интересы различных групп — диаметрально противоположными, а предлагаемые пути - формальными и искусственными. Другое дело, что до сих пор эти проблемы вообще некому было решать, а тут, по крайней мере, появится государственный орган и какая-никакая, но программа. Все лучше, чем ничего.

Андрей ВИНОКУРОВ. «Полит.ру», 14 ноября 2012 года

 


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.