Rambler's Top100

№ 517 - 518
1 - 19 августа 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Профессия: исследователь 

Скончался Сергей Петрович Капица

Европейский демографический конгресс-2012

140 лет со дня рождения Сергея Александровича Новосельского

Указатель печатных научных работ С. А. Новосельского

Чтения памяти Елены Владимировны Тюрюкановой

Е.В. Тюрюканова. Социальная политика в области трудовой миграции и противодействие торговле людьми


Google
Web demoscope.ru

Е. В. ТЮРЮКАНОВА

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ

(Опубликовано в: Экономика и социальная политика: гендерное измерение.
Курс лекций. Под общей ред. д-ра эконом. наук М.М. Малышевой.
М.: Academia, 2002. с. 160-187)

План лекции

  1. Масштабы и организация женской трудовой миграции в России.
    • Динамика и структура трудовой миграции по полу.
    • Институты трудовой миграции.
    • Намерения и потенциал трудовых мигрантов — гендерный аспект.
  2. Характер труда — основной фактор маргинализации женской миграции.
  3. Женская миграция и торговля людьми: взаимосвязь проблем.
  4. Борьба с секс-торговлей: роли различных «актеров»
    • Государственные организации.
    • Неправительственные организации.
    • Средства массовой информации и Интернет.
    • Международные организации.

1. Масштабы и организация женской трудовой миграции в России

Международная трудовая миграция — неотъемлемая часть современной мировой экономики. Сегодня в миграционный трудовой обмен вовлечены практически все страны. По оценкам ООН, только легальных трудовых мигрантов в мире насчитывается от 120 до 200 млн. человек1. В среднем 48% всех мигрантов составляют женщины2.

Представления о роли женщин в миграционных процессах кардинально изменились за последние десятилетия. В течение долгого времени явно или неявно предполагалось, что абсолютное большинство трудовых мигрантов — мужчины. Женщины в качестве субъектов миграции либо не рассматривались вообще либо рассматривались как «зависимые» или «вторичные» мигранты (которые едут за семьей или за мужем). Только в 90-х годах XX века на международном официальном уровне было признано, что женщины представляют собой наряду с работниками-мужчинами ключевых «актеров» международной миграции, то есть являются самостоятельными и активными участниками миграционных процессов.

Динамика и структура трудовой миграции по полу. Феминизация миграционных потоков признается специалистами характерной чертой современного этапа развития международной трудовой миграции3. Во многом это связано со структурными изменениями в мировой экономике, сопровождающими глобализационные процессы: относительное снижение в послевоенный период производственно ориентированного сектора и соответственный рост сервисно ориентированного комплекса, в широком смысле именуемого экономикой услуг4. Все большее доминирование сферы услуг в структуре занятости формирует некий общий миграционный вызов развитых наций к развивающимся странам - постоянно растущую потребность в женщинах-мигрантах, занятых неквалифицированным трудом в сфере сервиса5. В международной миграционной индустрии женщины-мигранты давно выполняют роль дешевых провайдеров различных услуг, в частности сексуального характера, занимая самые маргинальные ниши на рынках труда принимающих стран. Секс-индустрия и секс-туризм в мегацентрах индустриально развитых наций, являясь составной частью глобальной «экономики услуг», обслуживаются транснационально организованным сверхприбыльным бизнесом по торговле людьми и переправке женщин из одних стран в другие с целью сексуальной эксплуатации.

Россия только начинает завоевывать свое место на международном рынке труда. По отношению к основным западным странам, а также к другим государствам с динамично развивающейся экономикой Россия играет роль страны-донора, поставляющей трудовые ресурсы на рынки принимающих стран. По отношению к странам СНГ и некоторым соседним Азиатским странам Россия это — принимающая страна. Географическое положение России также делает ее удобной для транзита из стран Азии в Европу.

Институты трудовой миграции. Официальными каналами трудовой миграции из России является выезд через систему фирм по трудоустройству российских граждан за рубежом, работающих по лицензии МВД России6, а также в рамках межгосударственных соглашений. По этим каналам в 2000 г. из России выехало 45,8 тыс. человек, из которых только 5,8 тыс. женщин, что составляет 12,5% от общего числа трудовых мигрантов (табл. 1).

Таблица 1. Динамика численности трудовых мигрантов из России, тыс. чел.

Годы

Число трудовых мигрантов

1994

8,1

1995

11,2

1996

12,3

1997

24,0

1998

32,5

1999

32,7

2000

45,8

Несмотря на растущую динамику числа трудовых мигрантов, доля женщин до 2000 г. не поднималась выше 10%, благодаря тому, что по наследству от советских времен большую часть трудоустроенных за рубежом через официальные каналы составляют моряки и работники морской индустрии. По нашим оценкам, количество мигрантов-женщин, прошедших через официальные каналы трудовой миграции и учтенных статистикой в качестве трудовых мигрантов, составляет не более 3—5% от общего потока женской трудовой миграции из страны, то есть в обход официальных каналов трудовой миграции ежегодно выезжает в 20—30 раз больше женщин, чем фиксирует статистика. Это самостоятельное трудоустройство по личным каналам, а также выезд через нелегально (без лицензии) действующих посредников. Однако и выезд по официальным каналам не обеспечивает абсолютно легитимной миграции. По нашим исследованиям, до 90% действующих фирм-лицензиатов предоставляют женщинам гостевые или туристические визы, не дающие права на работу за рубежом. Таким образом, тот путь трудовой миграции, который сегодня считается легитимным, на деле не является таковым.

Сложившаяся под влиянием конъюнктуры рынка система зарубежного трудоустройства в России носит еще во многом кустарный характер. Она сильно криминализована, цивилизованные формы организации трудовых отношений в ней находятся в стадии становления. По данным наших выборочных опросов, только 10% потенциальных мигрантов доверяют фирмам по трудоустройству за рубежом.

Коммерческие фирмы, на чьих плечах сейчас держится организованное зарубежное трудоустройство, нуждаются в поддержке со стороны государства, обеспечивающей легитимность миграции. Сегодня они такой поддержки не получают. Отсутствие государственной поддержки плюс антииммиграционная политика принимающих стран приводят к образованию некого негативного поля, в котором вынуждены работать институты, обеспечивающие трудоустройство наших граждан за рубежом.

Сегодняшняя пассивная позиция государства в вопросах трудовой миграции не соответствует ни государственным интересам, ни интересам российских граждан. Провозгласив право на свободное передвижение, государство должно обеспечить механизм реализации этого права, гарантирующий гражданам возможность его осуществления. Важнейшей частью этого механизма является создание и расширение правового поля для легитимной деятельности всех законных структур, обеспечивающих миграцию. Сегодня это поле сужено до минимума, так что даже вполне легальные институты вынуждены использовать не совсем законные методы в своей работ.

Итак, более 95% потока женской трудовой миграции идет в обход официальных институтов. Это говорит о том, что женщины-мигранты почти полностью вытеснены сегодня в плоскость нелегальных и неофициальных отношений, а женская трудовая миграция из России в целом может квалифицироваться как теневой процесс со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде маргинализации мигрантов и распространения криминальных связей.

Сегодня теневые отношения в сфере трудовой миграции работают эффективнее, чем официальные каналы, а зачастую являются единственными работающими структурами. Если предположить гипотетическую ситуацию, что все нелегальные каналы выезда и все полулегальные отношения будут перекрыты, то мы вернемся на 10 лет назад за «железный занавес».

Профессиональная квалификация криминальных структур зачастую оказывается выше, чем легальных агентов, занимающихся зарубежным трудоустройством. Криминальные группировки обладают хорошо отлаженной сетью контрагентов, отработанными схемами выезда и механизмами взаимодействия между всеми действующими лицами миграционного процесса. Реклама таких организаций, как правило, более агрессивная и привлекательная для потенциальных мигрантов.

Альтернативой уходу миграционной деятельности в тень в настоящее время может быть только развитие легальных институтов и легальных возможностей трудовой миграции, то есть перевод на легальные рельсы хотя бы части того процесса, который сегодня вытеснен в сферу нелегальных отношений. Только таким образом трудовая миграция из сферы андерграунда сможет вернуться в плоскость нормальных экономических отношений. Если этого не сделать, миграция будет продолжать развиваться в основном через неофициальные и нелегальные каналы.

Намерения и потенциал трудовых мигрантов - гeндерный аспект. Вместе с увеличением реальных истоков трудовой миграции из страны происходит рост миграционных намерений, то есть увеличение потенциальных ресурсов миграции. Выявлению роли трудовой миграции за рубеж в процессах адаптации российских граждан к условиям рыночной экономики был посвящен выборочный опрос трудоспособного населения, работающего на предприятиях и в организациях Москвы, проведенный в 2000 г.7 Целью этого опроса было выявить и измерить миграционные ориентации населения. Объем выборки - 465 человек. Выборка адекватно репрезентирует генеральную совокупность (население Москвы трудоспособного возраста) по основным характеристикам (возраст, пол, образование, профессиональный состав).

С миграцией женщины связывают надежды на изменение своего социального статуса, качественный скачок в материальном благосостоянии, а иногда и смену всего образа жизни. Миграция может быть как «стратегией выживания», так и «стратегией успеха». В любом случае, трудовая миграция расширяет поле выбора возможных жизненных стратегий женщин, направленных на адаптацию к социально-экономическим реалиям наших дней.

Миграция (постоянная или временная) занимает определенное место в спектре адаптационных стратегий трудоспособного населения (табл. 2). Хотя в целом мужчины более ориентированы на миграцию, в том, что касается трудовой миграции, ориентации практически равные. У женщин ориентация на временный выезд за рубеж для работы встречается почти в 7 раз чаще, чем на эмиграцию на постоянное жительство, и составляет 20%.

Таблица 2. Приверженность трудоспособного населения различным адаптационным стратегиям, %

Стратегия поведения

Мужчины

Женщины

Работать, набираться профессионального опыта

49

54

Активно пробовать новые виды деятельности

16

25

Повышать свое образование, переучиваться

16

23

Выгодно выйти замуж, жениться

2

8

Уехать за границу навсегда, эмигрировать

6

3

Уехать за границу на временную работу

19

20

Меня вполне устраивает мое сегодняшнее положение

18

24

Другое

3

2

Таблица 3. Намерены ли Вы предпринимать активные действия по выезду в ближайшие 1—2 года?

Ориентации

Мужчины

Женщины

Да

3

3

Весьма вероятно

3

5

Может быть

8

9

Нет

49

57

Нет ответа

37

26

ВСЕГО

100

100

Непосредственные миграционные ориентации женщин и мужчин практически не различаются. К активному потенциалу временной трудовой миграции можно отнести примерно 2—5% трудоспособного населения (однако необходимо учитывать, что опрос проводился в Москве, где миграционные намерения населения традиционно выше, чем в среднем по стране).

Более половины потенциальных мигрантов-женщин ориентируются на краткосрочную или среднесрочную трудовую миграцию - до одного года. Достаточно велика также группа мигрантов, настроенных на быстрый заработок и возврат домой. Это важно отметить, так как знание предпочтений людей может быть аргументом при формировании политики в данной сфере. Так, основываясь на подобных предпочтениях, можно рекомендовать странам, осуществляющим миграционное взаимодействие, введение экспериментальных программ легальной краткосрочной трудовой миграции для женщин, обеспеченной определенной квотой рабочих виз. Причем предлагать такие или подобные программы должна Россия как наиболее заинтересованная сторона. Принимающие страны вряд ли проявят инициативу первыми, хотя и они ищут пути снижения нелегальной миграции.

Таким образом, три процесса идут параллельно, взаимно стимулируя и ускоряя друг друга: увеличение реальных миграционных потоков, развитие инфраструктуры трудовой миграции и рост миграционных намерений. Особенность сегодняшнего этапа состоит в том, что созданная правовая и институциональная инфраструктура официальной трудовой миграции не может обеспечить реализацию сложившихся миграционных намерений. Результатом этого является практически бесконтрольная деятельность теневых структур, обеспечивающих нелегальную и полулегальную миграцию, со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде маргинализации мигрантов, особенно женщин.

Альтернативой криминализации и маргинализации миграции в настоящее время может быть только развитие легальных институтов и легальных возможностей трудовой миграции, то есть перевод на легальные рельсы хотя бы части того потока, который сегодня вытеснен в сферу нелегальных отношений. Только таким образом трудовая миграция из сферы андерграунда сможет вернуться в плоскость нормальных экономических отношений. Если этого сделано не будет, то миграционный потенциал, существующий в обществе, будет продолжать реализовываться через нелегальные каналы.

2. Характер труда — основной фактор маргинализации женской миграции

Причины маргинализации женской миграции стоит искать в объективной экономической сфере, в первую очередь в характере труда, которым заняты женщины-мигранты и в их роли в экономических структурах общества.

Устойчивая трудовая миграция в мире на протяжении послевоенных десятилетий привела к новой сегментации рынка труда и выделению видов работ, которыми преимущественно заняты мигранты. Это прежде всего, непрестижные рабочие места, не требующие высокой квалификации, с тяжелыми условиями труда и низкой оплатой. Новое международное разделение труда складывалось на основе не только национальной, но и гендерной сегрегации работников. Сформировались типично женские сектора занятости, это — своеобразные ниши на национальных рынках труда принимающих государств, заполняемые преимущественно женщинами-мигрантами из менее развитых стран. Причем это наиболее дискриминируемые, неформальные и теневые сегменты мигрантской занятости. К таким нишам относятся индустрия досуга и развлечений (танцовщицы в ресторанах, стриптизерши, участницы шоу-программ), сфера общественных услуг (персонал гостиниц, баров, фитнес-центров и т.п.), домашнее обслуживание (няни, гувернантки, домработницы, уход за детьми, престарелыми и больными), секс-услуги.

Труд, в сфере услуг, куда в основном привлекаются женщины-мигранты, имеется ряд особенностей, которые делают работников более уязвимыми и менее социально защищенными, чем занятых в других отраслях экономики. Труд по производству услуг, будь то в частной или общественной сфере, традиционно не признавался и до сих пор de facto не признан равноправным по социальному и экономическому значению другим видам труда. Как правило, такая занятость носит более гибкий и менее формальный характер. Особенно это касается домашних услуг8.

Благодаря этому женская миграция в целом является зоной повышенного риска и массовых нарушений прав человека. Особенно это касается рисковой или маргинальной занятости, к которой относится, во-первых, собственно sex-занятость, а во-вторых, так называемая, околосексуальная занятость, то есть такая, которая часто оказывается сопряжена с секс-услугами (танцевальные шоу, стриптиз, консумация, эскорт-сервис, модельный бизнес и т.п.).

В 2000 г. был проведен опрос, одной из основных целей которого было выяснить отношение потенциальных мигрантов-женщин к различным видам занятости, в том числе рисковым, пользующимся повышенным спросом на зарубежных рынках. Анкета была опубликована в газете «Иностранец» (специализируется на вопросах миграции)9. Ответы поступали по почте практически из всех регионов страны: от Иркутской до Тверской области (Байкальск, Уфа, Волгодонск, Казань, Самара, Воронеж, Кирово-Чепецк, Сочи, Пермь, Тула, Новокузнецк, Санкт-Петербург и др.). Получено 165 заполненных анкет. Опрос был адресован женщинам, которые имеют намерение выехать на временную работу за рубеж по массовым профессиям. Из опрошенных 10% уже имеют варианты выезда, около половины — занимаются поисками работы в настоящее время, остальные - намерены начать поиски. Ниже приводятся некоторые результаты этого опроса.

Таблица 4 характеризует отношение потенциальных мигрантов-женщин к определенным видам работы. Абсолютным большинством нормальными признаны такие виды труда, как работа по дому, уход за детьми и пожилыми, а также работа фотомодели и манекенщицы. В то же время и такая занятость нередко попадает в сферу риска из-за того, что она осуществляется чаще всего вне официального рынка труда, то есть является неформальной.

Таблица 4. Отношение респондентов к отдельным видам работы, %


Нормальная работа

Постыдная работа

Для тех, кто больше ничего не умеет

Общественно вредная работа, ее нужно запретить

Танцовщица в развлекательных заведениях, стриптизерша

35

23

35

4

Консумация (девушка для  «раскручивания» клиентов в баре)

17

17

46

16

Интимные услуги

4

35

33

23

Фотомодель или манекенщица

79

14

2

Няня по уходу за детьми, больными, престарелыми

84

14

Домработница

79

4

14

2

На западе в настоящее время ведутся оживленные дебаты по поводу общественного признания так называемой домашней работы (house work) и в том числе работы по уходу (саге work), которой в основном заняты женщины. Единого мнения о том, в какой форме может осуществляться такое признание, пока не выработано. Однако ясно, что результаты этих дебатов и возможные изменения социальной политики, спровоцированные ими, будут иметь сильное влияние на развитие женской миграции.

Что касается секс-услуг, только 4% считают эту работу нормальной. Почти четверть опрошенных — сторонники строгого запрета проституции. В то же время немалая часть женщин признает нормальной работу стриптизерши, а также (несколько меньше) консумацию и прочие виды эксплуатации женской натуры в сфере досуга. Однако во многом на эти виды занятости распространяется та стигма, которая существует в общественном сознании по отношению к проституции. По данным опроса, для 26% респондентов эти виды занятости практически сливаются с проституцией и секс-эксплуатацией (табл. 5).

Таблица 5. Часто ли в предложениях для танцовщиц, «девушек для консумации» и т.п. подразумевается секс-занятость? (% ответов)

Вариант ответа

Доля ответивших

Всегда

26

Часто

53

Иногда

18

Никогда

Таблица 6. Какой из вариантов работы Вы бы предпочли?

Вариант ответа

Доля ответивших

Где больше платят, но интим НЕ исключается

5%

Где меньше платят, но интим ИСКЛЮЧЕН

90%

Нет ответа

5%

Среди наших респондентов практически не оказалось женщин, готовых легко согласиться на занятость в секс-сфере или на совмещение «нормальной» работы с секс-занятостью: 84% опрошенных полностью исключают для себя варианты работы, связанные с секс-услугами, 7% считают это нежелательным и только 2% отметили вариант «Смотря сколько за это заплатят» (5% не определились с ответом).

И еще один вопрос анкеты дает основание судить о том, сколько потенциальных мигрантов-женщин готовы пойти на секс-занятость за рубежом.

Однако если мы проанализируем распределение ответов на этот вопрос по возрасту, то в молодых (до 30 лет) и очень молодых группах (до 20 лет) ориентация на секс-занятость значительно выше и доходит до 25%.

Интересно проанализировать, как потенциальные мигранты, абсолютное большинство которых не согласны на секс-занятость, оценивают шансы найти работу за рубежом, не связанную с секс-услугами (табл. 7).

Таблица 7. Как Вы считаете, легко ли найти работу за рубежом, не связанную с секс-занятостью, молодой девушке из России без высшего образования?

Вариант ответа

Доля ответивших

Очень трудно, почти невозможно

12

Трудно, но возможно, если активно действовать

49

Не очень трудно, если не предъявлять высоких требований

21

Нормальную работу найти легко для всех, кто этого хочет

18

12% считают, что практически вся работа за рубежом для молодых девушек сводится к секс-услугам. Очевидно, что если женщина исключает для себя секс-занятость, то круг возможных вариантов выезда для нее существенно сужается.

Рисковая занятость, в том числе, секс-работа и околосексуальные услуги, обеспечивает большинство миграционных возможностей для женщин.

Можно утверждать, что в большей своей части женская трудовая миграция является маргинальной сферой трудовых отношений. В этой области наблюдается массовые нарушения прав человека и связаны они не только с секс-занятостью. В настоящее время многие сектора женской занятости, включая домашние и общественные услуги, являются сферами риска, во-первых, из-за особенностей трудовых отношений в данных сферах занятости, а, во-вторых, поскольку абсолютно законных каналов трудовой миграции по массовым профессиям практически не существует. Четверть опрошенных женщин отметили, что вся работа за рубежом это — большой риск, еще 43% также ощущают некоторую опасность. 27% считают, что риск в этом случае не больше, чем при работе в России.

Менее 5% опрошенных считают себя защищенными при выезде за рубеж на работу и почти 60% заявили о своей полной незащищенности. Более 40% опрошенных согласились с тем, что многие женщины, выехавшие на работу за рубеж, попадают в рабские условия. Примерно столько же думают, что это преувеличение. И только около 5% не согласились с этим утверждением.

Благодаря материалам в СМИ, многие потенциальные мигранты достаточно хорошо осведомлены о тех опасностях, которые влечет за собой трудовая миграция (табл. 8).

Таблица 8. Осведомленность потенциальных мигрантов-женщин относительно возможных нарушений прав человека при трудовой миграции, %

Вид нарушения прав

Хорошо известно

Что-то слышала

Не известно

Изъятие паспорта

11

84

5

Ограничение свободы передвижения

14

64

14

Несоблюдение условий контракта  (недоплата, большая продолжительность труда и др.)

25

66

2

Долговая кабала

9

61

20

Принуждение к секс-труду

5

82

5

Угрозы, насилие

5

66

18

В случае возникновения конфликтов в принимающей стране большинство потенциальных мигрантов (около 70%) надеются на помощь российского консульства в стране въезда. На полицию и другие государственные структуры принимающей страны рассчитывает половина опрошенных. 30% знают о существовании неправительственных организаций в принимающей стране и надеются на них; 30% полагаются на друзей, родственников, знакомых; 23% — на независимых юристов, адвокатов; 18% — на своего будущего работодателя. При анализе этих данных необходимо учитывать, что отвечали на анкету читатели газеты, которая постоянно помещает на своих страницах информацию о трудовой миграции, в том числе описание конфликтных ситуаций и способы их разрешения. Как видно, даже для таких «продвинутых» респондентов еще характерна вера в основном в традиционные силовые структуры, гораздо меньше опрошенных рассчитывают на неправительственные организации и еще меньше на юридические институты защиты прав. При этом практика показывает, что в настоящее время реальную помощь женщинам-мигрантам, попавшим в кризисную ситуацию за рубежом, оказывают как раз неправительственные и международные организации, в работе которых принцип защиты прав человека является преобладающим по отношению к отстаиванию национальных интересов. Полиция же, миграционные организации, а зачастую и российские загранучреждения чаще руководствуются узко гражданскими ценностями, с позиции которых отсутствие легального статуса мигранта является основанием для отказа в защите его прав.

Но все же ответы на вопрос «С кем Вы советовались (собираетесь советоваться) при выборе варианта выезда на работу?» показывают, что цивилизованные формы миграционного поведения уже начинают развиваться в России. 40% опрошенных советовались с родителями, мужем или другими родственниками, 43% прибегали к совету друзей, 36% (это немало! — даже если учитывать особенности выборки) обращались за консультацией к независимым юристам, адвокатам или другим специалистам вне фирмы, которая занималась их трудоустройством.

3. Женская миграция и торговля людьми: взаимосвязь проблем

В современной России проблема торговли людьми и сам термин, переведенный с английского trafficking in human beings, были впервые «легализованы» на государственном уровне в 1997 г.10 В 2000 г. Россия подписала Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (САТОС) и Протокол к ней «О предупреждении, пресечении и наказании торговли людьми, особенно женщинами и детьми». Ниже приводится определение торговли людьми, данное в этом Протоколе.

Торговля людьми означает вербовку, перевозку, передачу, укрытие или получение/прием людей, посредством угрозы или использования силы или других форм принуждения, похищения, обмана, мошенничества, злоупотребления властью или зависимостью и/или предоставление или получение платежей или иных выгод в целях достижения соглашения с лицом, имеющим контроль над другим лицом для целей эксплуатации. Эксплуатация может включать эксплуатацию проституции других или иные формы сексуальной эксплуатации, принуждение к труду или оказанию услуг, рабство или действия, подобные рабству, постановку в зависимость.

Это и другие определения торговли людьми содержат ряд моментов, которые иногда понимаются по-разному. Хотя проблема торговли людьми близко соприкасается с проблемами нелегальной миграции и контрабандной переправки людей через границы, эти понятия необходимо отличать друг от друга. В принципе торговля людьми допускает использование абсолютно легальных каналов миграции (с точки зрения как въезда, так и пребывания в стране назначения), более того — часто именно легальные каналы и инструменты используются криминальными группами. Такими инструментами являются, например, визовые схемы, используемые некоторыми странами. Заинтересованные в притоке женщин-мигрантов в индустрию развлечений, в начале 80-х годов Японское посольство в Филиппинах ввело так называемую визу работника индустрии развлечений; затем эта практика была распространена на другие страны. Это фактически предоставило легитимную базу для секс-миграции. Сегодня такие визы выдаются и россиянам для работы в Японии и Швейцарии. Еще одним легальным визовым инструментом, используемым организаторами торговли для обеспечения легитимной основы своего бизнеса, является виза невесты, существующая во многих странах. Заключение смешанных браков через систему невеста по переписке — один из каналов торговли женщинами. Во многих случаях невеста подбирается под конкретные экономические функции, осуществляется принуждение, например, к работе на ферме или обслуживанию старых родителей жениха, одиноких или инвалидов. Фиктивный брак может являться и способом рекрутирования женщин на нелегальную работу в секс-индустрии.

Более узкая трактовка, так называемого, трэффика часто приравнивает его к принудительной проституции. В международных документах сфера торговли людьми определена шире, чем секс-эксплуатация, а как эксплуатация практически любого труда с нарушением прав человека. Можно выделить следующие основные формы торговли людьми.

  • Принудительный труд, в том числе в «потогонном производстве».
  • Секс-торговля: организация «гражданской» проституции; организация военной проституции; организация секс-туризма.
  • Домашнее рабство.
  • Браки по принуждению, в том числе через систему «невест по почте».
  • Принудительные репродуктивные функции, включая рождение ребенка.
  • Принудительное донорство (продажа людей для трансплантации органов и тканей).
  • Принудительное усыновление/удочерение.

Следует также сказать, что торговля людьми — глобальный процесс, затрагивающий не только женщин, но также детей и мужчин трудоспособного возраста, однако масштабы эксплуатации женщин с целью получения выгоды гораздо выше. По данным ЦРУ США, только 2% оборота торговли людьми приходится на долю мужчин11.

Основной камень преткновения при определении торговли людьми и одновременно ключевой момент разногласий в понимании этого явления это — вопрос о добровольности и принуждении, а также об эксплуатации проданных людей. Не согласовано до сих пор, что подразумевать под эксплуатацией труда, где она начинается, и где заканчивается? Если женщина платит тысячи долларов за то, чтобы ее обеспечили работой в другой стране и пере­правили гуда, то может ли она считаться жертвой эксплуатации? Такая постановка вопроса кажется многим абсурдной, поэтому критерием отнесения конкретного действия к торговле людьми принято считать наличие каких-либо насильственных действий, принуждения или обмана. Для расшифровки понятия эксплуатации приводятся конкретные формы нарушения прав человека: применение физического и психологического насилия, угрозы; изъятие документов; долговая кабала; принуждение к труду; ограничение свободы передвижения; обман.

Еще несколько лет назад было общепризнанным, что важно различать тех мигрантов, которые были насильно проданы для подневольного труда и тех, которые добровольно согласились на данную работу, например секс-занятость, за рубежом. Сегодня мигранты, которые выехали добровольно и продолжали добровольно работать в условиях эксплуатации, классифицируются как жертвы торговли людьми и нарушения прав человека по отношению к таким мигрантам должны рассматриваться столь же серьезно, как и к тем, кто был вывезен насильно. Определение САТОС не предполагает наличие принуждения к миграции или к труду (ст. 3, b):

Согласие жертвы торговли людьми по отношению к формам эксплуатации, обозначенным в подпараграфе (а) этой статьи (см. определение выше. — Е.Т.), не должно приниматься во внимание в случае, если любая из перечисленных в подпараграфе (а) форм эксплуатации была применена.

Наша точка зрения состоит в том, что, необходимо разграничить криминально-процессуальное понимание (и соответственное определение) торговли людьми и социальный аспект проблемы. Рассматривая женскую миграцию в рисковые сферы занятости как социальную проблему (то есть не с точки зрения уголовного наказания, а с точки зрения принятия мер социальной политики), нельзя основываться на принципе принуждения и ограничиваться рассмотрением случаев насилия, которые находятся в компетенции правоохранительных органов. Во-первых, применение в международной трактовке понятия торговли людьми принципа принуждения к проституции как проблемообразующего признака, фактически превращает данную проблему в криминальную, уводит ее от социального контекста, который как раз и заключается в том, чтобы найти социальные причины, способствующие секс-занятости, и меры социальной политики, способные ограничить это явление. Во-вторых, часто (например, говоря о работе в сфере развлечений) о добровольности предоставления женщиной секс-услуг можно говорить лишь относительно. Во многих случаях это «вынужденная добровольность»12, продиктованная установившимся режимом этой занятости, — выбор в условиях, когда нет другого выбора. В-третьих, применение принципа насильственности сужает контингент женщин-мигрантов, нуждающихся в особых механизмах защиты прав — например, теми мигрантами, которые были вовлечены в проституцию насильственно. В то же время из-за слабости правового поля и распространенности теневых отношений в данной сфере женщины-мигранты, добровольно работающие в сфере сексуальных околосексуальных услуг, не менее нуждаются в защитных программах. Есть еще некоторые соображения в пользу того, чтобы не ограничивать проблему только случаями насильственного принуждения. Во-первых, торговцы людьми получают не меньшие доходы от продажи «добровольных» работников, чем от тех, кого удерживают силой и принуждают трудиться. Во-вторых, по нашим оценкам, «добровольцев» значительно больше, чем жертв прямого насилия. И нарушения прав человека у добровольных мигрантов носят может быть не такой вопиющий характер, но они значительно более массовые13.

4. Борьба с секс-торговлей: роли различных «актеров»

Борьба с торговлей людьми включена в программы действий многих межправительственных организаций, в том числе, работающих под эгидой ООН, а также многих НПО на национальном и международном уровне. Выделяются следующие основные направления работы, получившие в англоязычном варианте название «3Р-схема» (prevention-protection-prosecution).

  • Создание законодательной и правоприменительной базы для эффективного выявления и наказания преступников, организующих торговлю людьми.
  • Проведение широкой информационной кампании для женщин из групп риска и других контингентов (общественность, родители, преподаватели и пр.).
  • Мероприятия по помощи и реабилитации жертв торговли людьми.

Если первое направление осуществляется в основном национальными законодательными и правоохранительными органами и межправительственными организациями (например, Интерполом), то второе и третье — национальными НПО при помощи международных организаций.

Борьба с торговлей людьми, в частности с секс-торговлей, невозможна без создания партнерства социальных сил, объединяющего различные структуры и институты общества. Членами такого партнерства могут являться:

  • национальные государственные/ правительственные органы;
  • общественные организации (женские, правозащитные и др.);
  • СМИ;
  • профессиональные союзы (образовательные, медицинские, научные организации);
  • бизнес-структуры;
  • международные организации.

Сейчас такое партнерство начинает складываться в России пока на неформальной основе. Если до 2001 г. борьба с торговлей женщинами ограничивалась в основном рамками неправительственного сектора, то после подписания Конвенции против транснациональной организованной преступности государство начинает активизировать свою деятельность в этой области. Каждый участник партнерства обладает своими функциями и выполняет ту или иную работу, направленную на достижение общей цели — противодействия торговле людьми и секс-эксплуатации женщин.

Государственные организации. Функцией государственных органов является, в первую очередь, разработка национальных законодательств против трэффика и обеспечение их эффективного применения. Эта деятельность предусмотрена Конвенцией. В российском криминальном праве торговля людьми как таковая не фигурирует в качестве специфического вида преступления. В правоприменительной практике в данном случае действует закон римского права: нет наказания — нет преступления. В официальной правоприменительной практике (ст. 126, 127, 133, 151, 152, 240 УК РФ) фиксируется и расследуется очень небольшой процент совершенных преступлений, связанных с секс-эксплуатацией и торговлей людьми. Эксперты отмечают, что указанные статьи УК применяются крайне неэффективно. Существует два подхода к принятию национального законодательства против торговли людьми: подготовить отдельный закон или вносить изменения и дополнения в действующее законодательство (например, в УК), предусмотрев ответственность за секс-эксплуатацию и торговлю людьми. В последнее время преимущество отдается второму подходу как наиболее реальному. В законодательстве должно быть отражено понятие торговли людьми и его квалификация как самостоятельного состава преступления (или нескольких составов). Должно быть дано юридическое определение торговли людьми. Необходимо четко определить статус и критерии признания лица потерпевшим от торговли людьми. Необходимо ввести определения и степень ответственности для организаторов и исполнителей преступления (вербовщиков, перевозчиков и пр.). Необходимо налаживание правоприменительной практики в отношении уже принятых, но действующих лишь на бумаге законов, увеличения числа расследований и процессов, касающихся секс-эксплуатации и торговли женщинами. Для этого необходимо проведение общественных процессов по уголовным делам, связанным с торговлей людьми и секс-эксплуатацией. Необходимо приведение законодательства РФ в соответствие с международным и отработка механизмов сотрудничества между разными странами при расследовании уголовных дел по торговле людьми. Необходима программа защиты свидетелей, основанная на соответствующем законе, для ограждения женщин, готовых свидетельствовать против торговцев людьми, от опасностей и других обвинений, например в нелегальной миграции.

Кроме принятия законодательных мер, необходимо также активное сотрудничество принимающих и посылающих стран, направленное против торговли людьми и маргинализации женской миграции. В последние десятилетия иммиграционная политика основных принимающих стран имела постоянную тенденцию к ужесточению. Причины этого понятны — страны пытаются оградить национальные рынки труда от наплыва нежелательных мигрантов. Женщины-мигранты, обслуживающие потребности низовых секторов рынка труда, испытывают на себе все трудности, связанные с ограничительной иммиграционной политикой принимающих стран. Последствием такой политики является волна нелегальной миграции, которая обрушилась на принимающие страны. Происходит массовое вытеснение мигрантов-женщин из сферы легальных отношений в сферу неформальных, нелегальных, незаконных, а часто и чисто криминальных. Наиболее доступным для них становится рынок сексуальных или околосексуальных услуг. Являясь чаще всего полулегальным (теневым) или нелегальным, этот сектор занятости не требует от мигрантов легализации их статуса и, таким образом, стимулирует нелегальную миграцию и маргинализацию мигрантов. Сами принимающие страны вряд ли пойдут на смягчение иммиграционной политики. Необходима инициатива посылающей стороны (в данном случае, России), причем инициатива целенаправленная, предпринятая на достаточно высоком уровне, целью которой может быть активный переговорный процесс с принимающими странами, направленный против дискриминационных методов иммиграционной политики и применяемых практик, нарушающих права человека. Нужно активное миграционное взаимодействие принимающих и посылающих стран, направленное на то, чтобы расширить легитимное пространство трудовой миграции.

Обязательства государств-участников ОБСЕ в области борьбы с международной торговлей людьми вытекают из решений Стамбульского саммита ОБСЕ 1999 г., Венской сессии Совета Министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ 2000 г. и должны получить дальнейшее развитие на очередном СМИД в Бухаресте 3-4 декабря 2001 г. До последнего времени Россия занимала пассивную позицию в этом вопросе. Только в 2001 г. российский МИД обозначил противодействие дискриминационной политике принимающих стран по отношению к мигрантам из России в качестве приоритетного направления своей дипломатической деятельности. На межправительственной конференции «Европа против торговли людьми», которая была организована МИДом ФРГ и БДИПЧ ОБСЕ и проходила в Берлине, 15—16 октября 2001 г., получили поддержку идеи о целесообразности создания национальных межведомственных органов (МИД, МВД, прокуратура, органы юстиции, пограничные и миграционные службы) по координации работы против торговли людьми. В ФРГ уже создана и функционирует подобная структура под эгидой Министерства по делам женщин. Подобные структуры есть и на Украине. На Берлинской конференции была оглашена официальная позиция российского МИДа по данной проблеме, которая состоит в:

  • отстаивании принципа «равной ответственности стран происхождения, транзита и назначения» за последствия торговли людьми;
  • противодействии дискриминационной политике (в частности, визовой) принимающих стран по отношению к мигрантам из России;
  • готовности к тесному сотрудничеству с ОБСЕ в данной области.

В 2001 г., после подписания Россией Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию, внимание ряда российских федеральных министерств было привлечено к проблеме торговли людьми, в частности женщинами для целей секс-эксплуатации. Этому во многом способствовала активность международного сообщества, проводником которой для российских властей явился МИД России. В апреле 2001 г. вопрос «О мерах по предотвращению сексуальной эксплуатации женщин и девочек» (включая вопросы торговли женщинами) рассматривался на заседании Комиссии по вопросам улучшения положения женщин при Президенте России. На этом заседании была заслушана и «принята к сведению» информация зам. начальника Управления профилактической работы в сфере охраны общественного порядка МВД России С.В. Смирнова и советника Департамента по международному гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД России М.О. Коруновой. Результатом этого совещания явилась адресная программа мероприятий по предотвращению сексуальной эксплуатации женщин и детей, которая предусматривала задания различным ведомствам и механизм отчетности перед Комиссией об их реализации. Координирует деятельность ведомств и аккумулирует всю отчетность Минтруда России. В настоящее время МВД разработало проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в УК РФ, касающихся наказания за торговлю людьми.

Неправительственные организации. Несмотря на некоторую активизацию позиции государства в вопросах борьбы с торговлей людьми, в настоящее время основным звеном складывающегося партнерства социальных сил в этой борьбе на национальном уровне остаются общественные (неправительственные) организации (НПО) при активной поддержке международного сообщества в лице международных организаций и фондов.

В настоящее время в России насчитывается несколько десятков НПО, осуществляющих деятельность против торговли женщинами, в том числе в целях сексуальной эксплуатации. Эта работа ведется в основном по грантам международных организаций и фондов; национальные ресурсы практически не привлекаются. НПО оказывают психологическую, юридическую, социальную помощь жертвам трэфффика и женщинам, рискующим попасть в данную ситуацию. Некоторые организации, занимающиеся проблемой трэффика уже в течение нескольких лет, проводят социологические исследования и другую аналитическую работу, собирают статистику обращений на телефоны доверия. В условиях крайне ограниченной информации по проблеме эти данные представляют большую ценность. Однако используются они недостаточно эффективно. Эти данные должны широко публиковаться и распространяться, что будет способствовать, во-первых, ознакомлению госструктур с данной проблемой и доказательством ее масштабов, а, во-вторых, росту доверия в обществе к НПО.

В целом НПО эффективно осуществляют свои задачи. Серьезным тормозом в развитии антитрэффинговой деятельности и для государства, и для НПО является скрытый, латентный характер этой проблемы. Из-за отсутствия статистики и ограниченности доступной информации трудно убедить властные структуры в наличии и серьезности проблемы. Даже сами НПО часто недооценивают эту проблему, ссылаясь на небольшое число обращений женщин, пострадавших от торговли людьми или находящихся в ситуации риска. Особенно это относится к регионам, где данная проблема еще не получила достаточного общественного резонанса, несмотря на высокую степень распространенности секс-занятости и вывоза/ввоза женщин для секс-эксплуатации. Причин того, что данная проблема носит скрытый (латентный) характер, несколько. Это, во-первых, нежелание или боязнь женщин по разным причинам разглашать свою ситуацию, даже специалистам. Во-вторых, это недоверие к любым официальным структурам, непонимание отличий государственных и общественных организаций, незнание компетенции и идеологии НПО. Не получая достаточного количества обращений, особенно на начальных этапах работы по данному направлению, НПО не видят спроса на эту деятельность, что тормозит развитие антитрэффинговой работы в регионах.

Важной проблемой является также недостаточная восприимчивость властных структур к данным проблемам и соответственно слабая поддержка со стороны государства. Свою задачу НПО также видят в лоббировании в госструктурах принятия законодательства и других действий против торговли людьми и секс-эксплуатации женщин. Однако технологии такого лоббирования развиты слабо, а сотрудничество НПО с государственными органами редко оказывается эффективным. При опросе женских НПО, занимающихся проблемами насилия над женщинами и секс-эксплуатации, только 22% организаций указали на наличие эффективного сотрудничества с государством (которое к тому же, как правило, ограничивается областью более явных видов насилия — таких, как изнасилование, домашнее насилие и др.). Причины отсутствия такого сотрудничества следующие: недостаточная осведомленность властных структур о проблеме (работает принцип «нет статистики — нет проблемы»); отнесение властными структурами всех так называемых женских проблем ко второстепенным и частным; консервативность власти и ханжество при рассмотрении проблем сексуального насилия и секс-эксплуатации; пренебрежительное отношение со стороны власти к общественным организациям; коррумпированности некоторых представителей государства и включенность их в прибыльный секс-бизнес; бюрократизм.

Средства массовой информации и интернет. Большая роль в партнерстве социальных сил, противодействующих торговле женщинами, принадлежит средствам массовой информации. НПО неоднозначно оценивают роль СМИ в решении проблем, связанных с секс-эксплуатацией женщин в их регионах.

Многие НПО (примерно 2/3 опрошенных) оценивают свое взаимодействие со СМИ как недостаточно эффективное и высказывают претензии к освещению в СМИ проблемы секс-эксплуатации и торговли людьми, связанные с тиражированием нежелательных стереотипов, спекуляцией на пикантных подробностях, образе женщины как секс-товара и т.п. НПО называют следующие образы и стереотипы, связанные с торговлей женщинами и секс-эксплуатацией, формируемые при помощи СМИ:

  • изображение женщины как секс-объекта, товара;
  • женщина сама провоцирует насилие (т.е. женщина всегда сама виновата);
  • образ жертв секс-эксплуатации как развратных опустившихся женщин, с низким уровнем интеллекта и культурой, выходцев из самых «низов»;
  • проституция — проблема женщин, акцент делается на поведении и морали женщины, а не на проблеме как таковой, а уж тем более не на потребителях секс услуг; обсуждение проблемы переводится не в социальную и правовую плоскость, а в сферу нравственности и переходит в ханжество;
  • женщинам нравится быть проститутками, они делают это добровольно;
  • понятие изнасилования (насилия) к проститутке не применимо, любой может с ней делать все, что хочет - это не преступление;
  • пропаганда красивой жизни (зарубежной) проститутки, корень проституции - в погоне за красивой жизнью и большими деньгами;
  • изображение насилия (изнасилования) как вида секса;
  • все женщины по натуре - продажны;
  • танцовщица — проститутка (и т.п.);
  • есть ряд правил, при соблюдении которых секс-эксплуатация невозможна;
  • жертвами секс-эксплуатации могут стать только молодые и красивые женщины.

Таблица 9. Оценка НПО роли СМИ в решении проблем, связанных с секс-эксплуатацией женщин


Да

Нет

Затрудняюсь ответить

СМИ обращают внимание общественности на эти проблемы

49

22

29

СМИ обращают внимание властей на эти проблемы

31

39

30

СМИ тиражируют нежелательные стереотипы (такие, как образ женщины-жертвы и т.п.)

63

12

25

СМИ формируют доброе отношение и уважение к женщине

22

41

37

СМИ формируют неуважительное и унизительное отношение к женщине

45

14

41

СМИ рекламируют проституцию и содействуют ее расширению

41

22

37

Неоднозначно оценивают представители НПО роль Интернет в распространении проституции и секс-эксплуатации в регионах. 53% представителей организаций считают, что Интернет способствует их распространению, однако многие организации видят пути использования всемирной паутины для организации борьбы с торговлей и секс-эксплуатацией. Негативная роль Интернета чаще всего объясняется обилием и доступностью порносайтов, их активной банерной рекламой. Например, при регистрации номера ICQ (один из распространенных режимов общения он-лайн) вместе с присвоенным вам номером вы получаете электронный адрес порносайта. Учитывая, что каждую минуту в ICQ регистрируется несколько тысяч человек, можно представить себе аудиторию такой рекламы. Безнаказанность мошенников, действующих через Интернет, возможность безнаказанно нарушать законодательство также способствует расцвету криминального Интернет-бизнеса, в том числе торговлей людьми. Интернет — очень эффективное средство для рекламы подобного рода деятельности, подачи ложной информации, объявлений о знакомствах, браках с иностранцами, работе и т.д. Негативная роль СМИ и Интернета усугубляется крайней недостаточностью позитивной информации о возможностях миграции, миграционной политике, программах, позволяющих легально работать за рубежом, и другой.

Многие НПО считают, что эффективное сотрудничество со СМИ возможно в том случае, если журналисты разделяют взгляды на проблему секс-эксплуатации женщин как на нарушение прав человека. В связи с этим признается необходимой разработка специальных технологий «ангажирования СМИ» и проведения совместных проектов НИО+СМИ, направленных на противодействие торговли людьми и распространению унижающих женщину стереотипов. Необходимо осмысленное и сбалансированное воздействие на общественное мнение с целью повышения общественной нравственности и борьбы с ханжеским отношением к секс-эксплуатации на всех уровнях. Необходимо введение хотя бы на морально-нравственном уровне понятия ответственности мужчин — потребителей секс-услуг и проведение пропагандистской кампании, направленной на это. Необходима разработка механизмов отслеживания недобросовестной рекламы (например, нелегальных фирм по зарубежному трудоустройству) и принятия соответствующих мер. Необходимо принятие законодательно оформленных схем размещения социальной рекламы в СМИ и взаимодействия по этому поводу между СМИ и НПО.

Международные организации. Активным участником и организатором антитрэффинговых кампаний и проектов являются международные организации, в том числе работающие под эгидой ООН. Среди международных организаций, осуществляющих проекты против торговли женщинами в России или поддерживающих проекты национальных НПО, можно выделить следующие: ПPOOH, ЮНИФЕМ, MOM, ЕС, ОБСЕ (Бюро по демократическим институтам и правам человека), Международная амнистия. Кроме того, следующие международные организации оказывают финансовую помощь российским НПО для осуществления проектов против торговли женщинами: Институт «Открытое Обшество»/Фонд Сороса, Комиссия по демократии посольства США, Совет по международным исследованиям и обменам «АИ-РЕКС», Всемирный альянс против торговли людьми (GAATW).

Эти и другие организации сделали очень много для развития антитрэффинговой работы в России. Однако, учитывая огромный потенциал влияния этих организаций, особенно работающих под эгидой ООН, на национальные правительства и на расстановку сил в мире, можно предъявлять к этим участникам партнерства социальных сил, противодействующих торговле людьми, «особый счет».

Три выделенные ранее направления работы против торговли людьми практически не затрагивают сферу миграционной политики. В то же время последние политические события в мире, международная борьба с террором на фоне растущей поляризации мира на бедные и богатые страны спровоцировали новую волну ужесточения миграционной политики и новые противоречия между принимающими и посылающими странами, переходящие в некое миграционное противостояние. В лице международных организаций, администраций различных интеграционных союзов и блоков разворачивается целая инфраструктура, обслуживающая отношения неравных сторон, участвующих в мировом взаимодействии, в частности миграционном. Эта инфраструктура, призвана, с одной стороны, обеспечить принятие экономически более слабыми партнерами правил, предлагаемых ведущими державами, а с другой стороны, сделать давление одних на других менее конфликтным и дискриминационным. Если представить международную миграцию как противостояние двух сторон - принимающей страны и страны-донора, - одна из которых является источником миграционного давления, а другая пытается сдерживать его, то станет очевидно, что политика международных организаций в основном защищает интересы принимающих стран.

Обладая колоссальным потенциалом влияния в мире, который мог бы быть использован для влияния на миграционную политику стран, международные организации практически самоустранились от решения этой задачи и ограничили свою компетенцию в том, что касается борьбы с торговлей людьми, содействием в осуществлении трех вышеуказанных направлений деятельности (принятия национальных законов против торговли людьми, информационной кампании и оказания помощи жертвам секс-торговли). Те программы и рекомендации, которые мировое сообщество разрабатывает сегодня в адрес национальных правительств, межнациональных объединений, НПО и СМИ, как правило, лежат вне области реальной политики.

Осуществить целенаправленное влияние на policymakers как принимающих стран, так и стран-доноров могут только международные организации высокого статуса, и в первую очередь работающие под эгидой ООН. Авторитет международных организаций, их потенциал влияния в мире может и должен быть исполь­зован для воздействия на миграционные отношения принимающих и посылающих стран с целью сделать их менее напряженными, а миграционную политику менее дискриминационной, направленной на расширение легитимного миграционного пространства и соответственно на сужение сферы нелегальных, и особенно криминальных отношений.

Изменение политики в области международной миграции — трудная задача, особенно в глобальном масштабе, на что потребуется много времени. Но без этого борьба с торговлей людьми и эксплуатацией труда мигрантов будет фикцией, какие бы средства международное сообщество в нее ни вкладывало.

Острота социальных проблем, связанных с женской трудовой миграцией, не должна заслонять в целом положительного смысла самой миграции. Расширяя поле социальных возможностей, миграция реально помогает женщинам добиваться успеха, достигать своих целей. Маргинальность женщин-мигрантов — это социальный конструкт, отражающий общую гендерную ассиметрию в социальной сфере (низкий социальный статус женщин, неравноправное положение в семье, сдвиг в сторону низкооплачиваемых секторов занятости). Это означает, что соответствующими мерами социальной и экономической политики, включая миграционную, возможно хотя бы до некоторой степени преодолеть создавшееся положение.

ЛИТЕРАТУРА

  • Тюрюканова Е., Малышева М. Женщины. Миграция. Государство. М., 2001.
  • Малышева М., Тюрюканова Е. Женщины в международной трудовой Народонаселение. № 2. 2000. С. 91-101.
  • Тюрюканова Е. Женская трудовая миграция из России: сферы риска // Россия, М., 1999. Социально-демографическая ситуация / Под ред. Н.М. Римашевской / ИСЭПН РАН, М., 2000. С. 86-100.
  • Тюрюканова Е. Гендерные аспекты реализации права на свободное передвижение в России // Права женщин в России: Исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания / МЦГИ-ИСЭПН РАН, Москва, 1998. Т. II. С. 112—143.
  • Тюрюканова Е. Женщины в поисках работы за рубежом: трудовая миграция женщин из России // Материалы 1-ой летней школы по гендерным исследованиям / МЦГИ. М., 1997. С. 110-120.
  • Преступление и порабощение. Разоблачение секс-торговли женщинами из стран бывшего СССР / Колдуэлл Гиллиэн, Гелстер Стивен, Надя Сгейнзор. Доклад Всемирной сети за выживание. М., 1997.
  • International Migration Policies and the Status of Female Migrants. UN, New York, 1995.
  • Traffic in human beings in OECD perspective. Geneva, 1999.
  • Castles S., Miller J. The age of migration. International population movements in the modern world. London, 1993.
  • Sassen S. Transnational economies and national migration policies. Institute for Migration and Ethnic Studies. University of Amsterdam, 1996.
  • Gershuny J. & Miles I. The new service economy. The transformation of employment in industrial societies. New York, 1983.

1 Labour migration // in International migration policies. UN Dep. of econ. and social affairs. Population division. UN, New York, 1998. P. 87-172.
2 International Migration Policies and the Status of Female Migrants. UN, New York, 1995.
3 Castles S., Miller J. The age of migration. International population movements in the modern world. London, 1993.
4 См. например. Sassen. S. Transnational economies and national migration policies. Institute for Migration and Ethnic Studies, University of Amsterdam, 1996; Gershuny J. & Miles. I. The new service economy. The transformation of employment in industrial societies. New York, 1983.
5 Малышева M., Тюрюканова E. Женщины в международной трудовой миграции // Народонаселение. № 2. 2000. С. 91—101.
6 С октября 2001 г. после упразднения Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ все вопросы управления миграцией находятся компетенции МВД России.
7 Исследование 2000 г. проведено при поддержке российского гуманитарного научного фонда (грант № 00-02-00105а).
8 Подробнее о характере труда и маргинализации женской миграции см.: Женщины. Миграция. Государство. М., 2002.
9 Да. Мет. Смотря сколько за это заплатят // Иностранец: 2000. № 20, 42.
10 Преступление и порабощение. Разоблачение секс-торговли женщинами из стран бывшего СССР: Доклад всемирной сети за выживание. М., 1997. С. 5.
11 Синицын Ф. Что такое проблема торговли людьми? (www.narod.ru)
12 Малышева М., Тюрюканова Е. Женщины в международной трудовой миграции // Народонаселение. №2. 2000. С. 91-101.
13 Подробнее об основных теоретических и практических подходах к торговле женщинами см.: Тюрюканова Е. Женщины в международной трудовой миграции // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций под ред. М. Малышевой. М., 2001.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.