Rambler's Top100

№ 483 - 484
24 октября - 6 ноября 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Итоги» и «Московские новости» о миграционной политике России
«Новые известия» об отмене упрощенного получения российского гражданства
«Российская газета» о квотах для трудовых мигрантов
«Московские новости» о пересчете столичных мигрантов по пальцам
«Московские новости» об отношении москвичей к мигрантам
«Известия» о потребности Подмосковья в мигрантах
«Огонек» о детях мигрантов в московских школах
«Известия» о тьюторах для детей мигрантов
«The Independent» о трудовых мигрантах из Северной Кореи
«Эксперт» об экспорте рабочих рук их Филиппин
«Кишиневский обозреватель» о проблемах миграции в Молдавии
«Np.kz» о переселении оралманов в Казахстан
«Культура» о пространственной мобильности в России
«Коммерсантъ» о переездах в связи с работой
«Власть» об эмиграции из России
«Ведомости» о визе за жилье в Америке
«Литовский курьер» об эмиграции из Литвы
«Время» об эмиграции из Казахстана
«Sublime Oblivion» о развенчании демографических «мифов» в России
«Ytro.ru» о демографической ситуации в России
«Комсомольская правда» о демографических перспективах России и мира
«Ведомости» о числе российских избирателей
«Christian Science Monitor» о демографии и свержении Каддафи
«Liter.kz» о демографической ситуации в Казахстане

«Огонек» об убийствах
 «Коммерсант» о взглядах Кудрина на бюджетную политику
«Новая газета» о проблемах российской медицины
«Коммерсантъ» о законопроекте "Об основах охраны здоровья граждан"
«Infox.ru» о неравенстве и здоровье
«Медицинская газета» о смертности и заболеваемости в Израиле
«Le Figaro» об экспорте «крокодила» из России в Европу
«Российская газета-Неделя» о младенческой смертности в России
«Итоги» о внутрибольничных инфекциях
«Коммерсант» о российской борьбе с курением
«Российская газета» о рождаемости в Москве
«Российская газета» о введении в России ВОЗовских критериев живорожденности
«Российская газета» о рассасывании очереди в московские детсады
«Медицинская газета» о перинатальных центрах
«РИА «Новости»» о сокращении вакансий на российском рынке труда
«Ytro.ru» о ротации кадров в России
«Коммерсантъ» о работе для пожилых на «Почте России»
«Ведомости» о российском среднем классе
«Независимая газета» о жилищной обеспеченности
«Коммерсантъ» о выходе рынка жилья из кризиса
«Независимая газета» о региональном развитии России
«Полит.ру» о стратегии развития Москвы
«Slon.ru» о расширении Москвы

… о миграционной политике России

Свои среди чужих

Директор Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский: «Если выходец из среднеазиатской республики не знает ни слова по-русски, как он поймет команду «Стой, стрелять буду!»?

Проблема «понаехавших тут» продолжает оставаться для россиян одной из самых болезненных и обсуждаемых. Об этом свидетельствуют и результаты свежего социологического опроса. Так, 30 процентов москвичей высказали свое отрицательное отношение к приезжим трудовым мигрантам, а по некоторым данным, 38 процентов обеспокоены ростом их числа. В рейтинге злободневных проблем недовольство приезжими занимает одну из верхних строчек, сразу после переживаний, связанных с ростом цен и повышением коммунальных тарифов. Есть ли у России толковая миграционная политика? Об этом «Итоги» поговорили с директором Федеральной миграционной службы Константином Ромодановским.
— Константин Олегович, какой, на ваш взгляд, должна быть миграционная политика в идеале?
— Свое видение мы постарались заложить в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, которая до 2025 года будет определять ее основы с учетом общегосударственных интересов, базирующихся на правах и свободах человека и гражданина. В работе над проектом документа участвует не только ФМС, но и общественные деятели, ученые. Проект размещен в открытом доступе. Это сделано для того, чтобы наряду со специалистами в обсуждении могли принять участие и обычные граждане. Концепцию планируем принять в конце этого — начале следующего года.
— Ваше ведомство составило что-то вроде интерактивной карты миграции. Что за инновация такая?
— Понимаете, в нашей работе необходимо исследовать причинно-следственные связи такого явления, как миграция. Вот, например, беженцы-мигранты из Туниса в Европе — хорошо это или плохо? Конечно же, это нагрузка на экономику, определенные сложности в общественно-политической жизни. А если посмотреть на мигрантов из Молдавии или Украины, которые выполняют большой объем работ, закрывают кадровый дефицит, то, безусловно, это положительный фактор, элемент, стимулирующий развитие государства. Современные технические средства, и карта миграции из их числа, как раз и помогают нам различать миграцию как последствие каких-либо событий и миграцию как фактор развития. Такая система помогает оценивать постоянно меняющуюся ситуацию. Допустим, произошли волнения в арабском мире, смотрим на интерактивную карту и определяем факторы риска для нашей страны.
— И каковы сейчас миграционные угрозы?
— Факторов риска, или, как мы говорим, выскакивающих величин, нет.
— Как можно узнать, сколько к нам въезжает мигрантов, а сколько убывает?
— Специально создали центральный банк данных по учету иностранцев. На сегодняшний день он содержит около 100 миллионов единиц учетной информации, то есть данных об иностранных гражданах, из них около 40 миллионов переведено в архив. Данные в ежесуточном режиме поступают из погранслужбы, МВД, МИДа, Федеральной налоговой службы. Сегодня в столичных аэропортах совместно с пограничниками проводим эксперимент по автоматизированному формированию миграционной карты и онлайн-прохождению информации в единую базу данных в момент пересечения границы. Эти данные собираются в каждом месте контакта въезжающих граждан с представителями органов федеральной исполнительной власти. Все сведения поступают в информационную систему, и мы получаем «сигнал-импульс», который обрабатывается машиной и превращается в «аналитику». На интерактивной карте мы можем видеть картинку по каждому субъекту. В бегущей строке отображается количество въехавших иностранных граждан, на 19 октября это 11 588 200 человек. Количество граждан, имеющих право на осуществление трудовой деятельности, — 1 288 542 человека. И дополнительно имеются данные о количестве постоянно проживающих — это 664 998 человек. Есть еще данные о поставленных на миграционный учет, получивших разрешения на работу, визы и приглашения. Выборку можно делать по каждому из существующих параметров. Кроме того, отвечаем на запросы компетентных органов, устанавливаем сведения об иностранных гражданах. Всего за период существования базы получили 2,4 миллиона запросов, из них 75 процентов были удовлетворены.
При этом если величина одного из параметров вышла за пределы значения, то на карте регион выделяется более насыщенным цветом. Когда я представлял карту руководству страны, то обратил внимание на Чукотку. Эта территория была выделена темным цветом. Как оказалось, компьютер отражает соотношение местных жителей и приезжих. А так как на Чукотке коренных обитателей не так уж и много, карта показала большой процент приезжих, что составило 1,44 процента.
— А такой показатель, как межнациональная напряженность, ваша карта фиксирует?
— Вы хотите все сразу. Наверное, в перспективе можно придумать, как учитывать на карте и межнациональную напряженность.
— Когда ваши критики утверждают, что в России отсутствует миграционная политика, то в качестве основного довода приводят несовершенный механизм интеграции приезжих в российское общество. Чем парируете?
— Нам приходится непросто, многие вопросы находились не в нашей компетенции, и поэтому нужно было не требовать, а просить и уговаривать. К нам приезжают граждане трех категорий: туристы, временные трудовые мигранты и люди, стремящиеся получить гражданство и постоянно проживать здесь. Последние две категории так или иначе должны прилично знать русский язык, чтобы элементарно понимать, чего от них хотят. Знание русского языка создает условия безопасности и комфорта. Если выходец из среднеазиатской республики не знает ни слова по-русски, как он поймет команду «Стой, стрелять буду!»? Казалось бы, простой пример, но незнание языка в данном случае может привести к трагическим последствиям. Не секрет, что едут к нам зачастую люди низкой, в лучшем случае средней квалификации, слабо говорящие на русском. Поэтому наша задача помочь им овладеть языком еще при выезде. Мы с коллегами из Россотрудничества и МИДа интенсивно работаем в области языковой адаптации. Есть пилотные проекты по обучению мигрантов русскому языку в Киргизии, Таджикистане. На базе профессиональных училищ в городах Ош и Душанбе набрали двести человек, по сто в каждой стране, которые при условии успешного освоения рабочей специальности и русского языка к марту 2012 года будут трудоустроены в России. Подготовленных и выпестованных мигрантов будем привозить и содержать. А дальше надо будет законодательно закрепить необходимость знания русского языка для желающих работать в нашей стране. В особенности для тех, кто занят в сфере обслуживания, в частности в ЖКХ.
— Неужели планируете экзаменовать всех приезжих? И за чей счет — за государственный?
— Считаю, нет необходимости в том, чтобы обременять государство обучением приезжих языку. Это личное дело каждого. Хочешь жить и работать в России — учи язык. Если государство станет оплачивать обучение каждого украинского рабочего, то, наверное, это будет не совсем правильно. Что касается экзамена по русскому, то только на базе Российского университета дружбы народов как в России, так и за ее пределами уже создано около 160 точек, где можно проводить тестирование при оформлении российского гражданства. Процедура стоит порядка двух тысяч рублей. Прошел тест — приезжай, работай. Этим самым мы защищаем и рынок труда. Иностранный гражданин становится дороже, а труд российских граждан, соответственно, вступает в конкурентную борьбу.
— Многие россияне уже волнуются: мол, приедут свободно говорящие на русском языке граждане Таджикистана и займут все рабочие места.
— Чтобы поднимать экономику, нам понадобится большая концентрация людей. Например, Европа столкнулась с серьезной проблемой: до 70 процентов выпускников европейских вузов уезжают на работу в США. Это мы с вами привыкли в бытовом плане высокомерно относиться к приезжим из Средней Азии, а Европа проводит многоступенчатую селективную политику. Есть специальные программы по привлечению студентов из Азии. Идет «борьба за мозги». Мы в эту борьбу включились только в прошлом году, когда установили преференции для въезда и работы в России высококвалифицированных специалистов, или, как мы их называем, ВКС. Министерство экономического развития посчитало, что стране необходимо 30-40 тысяч ВКС. Думаю, в этом году придем к нижней планке потребности государства в специалистах такого уровня, привезем 30 с лишним тысяч профессионалов. Но понимаете: миграционная бочка не без дна. Те трудовые ресурсы, которые мы сегодня привлекаем из стран СНГ, скоро закончатся. Как только завершится борьба за энергоресурсы, начнется борьба за рабочие руки.
— В вашем ведении, как известно, находится выдача загранпаспортов. Правда ли, что планируется добавить в чип биометрического загранпаспорта информацию об отпечатках пальцев?
— Чип — это пластина, в которой уже сейчас размещена информация: данные с титульного листа и двухмерная фотография владельца паспорта. В Евросоюзе большинство стран внесли в чип отпечатки указательных пальцев обеих рук. Мы понимаем, что и нам никуда от этого не деться, планируем до конца года сделать экспериментальный образец документа. Будем отрабатывать методику внесения «пальцев» в этот чип. Но необходимо внести изменения в закон, которым предусмотрено наличие нового параметра. Есть нюансы, связанные с хранением информации. Сегодня мы только говорим о механизме изготовления паспортов с отпечатками пальцев, о том, достаточен ли в чипе объем памяти, чтобы хранить новые параметры, будет ли эта информация быстро считываться. Кроме того, в ФМС параллельно идет работа над проездным документом беженца, а также документа, подтверждающего вид на жительство лица без гражданства. В конце декабря планируем получить первые результаты. Пилотный участок для обкатки новых технологий будет создан на базе Управления федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу, а к 2013 году новые технологии, надеюсь, внедрим во всех подразделениях.
— Во сколько обойдется оформление загранпаспорта с отпечатками пальцев?
— Конкретные цифры пока назвать сложно. Все зависит от того, насколько будет финансово обременителен сам процесс занесения информации в чип.
  — По осени спадает бум на оформление загранпаспортов. Давайте в конце сезона подведем итоги.
— Действительно, самое пиковое время — с марта по июль. В 2010 году было оформлено 5 миллионов 852 тысячи загранпаспортов, из них 3 миллиона 327 тысяч — паспорта нового поколения. В этом году оформили 4 миллиона 356 тысяч паспортов, из них 3 миллиона 14 тысяч — «новых». В Москве из 700 тысяч выданных паспортов порядка полумиллиона — нового образца. В 70 процентах случаев мы сократили время оказания услуги на 10 дней. Срок изготовления составлял около 20 суток. А в перспективе будет еще быстрее. Когда мы создадим информационное межведомственное и межуровневое взаимодействие, оформление загранпаспортов в городах-миллионниках будет занимать два-три дня. Смысл в том, что с рабочего места можно будет за 5 минут проверить обратившегося на предмет наличия судимостей, приводов в милицию и невыплаченных алиментов. Сегодня этот процесс занимает две недели. Останется всего дня два, чтобы отправить информацию на Гознак, распечатать паспорт и доставить его владельцу.
Впрочем, уже сейчас я как директор службы даже на себе почувствовал, что накал заметно спал. Люди меньше стали возмущаться, жаловаться.
— На что жалуются?
— В основном на очереди. Проблемы, конечно же, остались. Так, например, в отдельных регионах злоумышленники искусственно создают очереди и затем продают место за определенную сумму. Но все это решается.
— Вы снимаете погоны не только с сотрудников ведомства, но и сами стали гражданским служащим. Чем это было обусловлено?
— Прошло то время, когда мандаты выдавали люди с винтовкой в руках, опоясанные пулеметной лентой. Сегодня эпоха демилитаризации. Об этом не раз говорили и президент, и премьер-министр. В большинстве развитых стран выдачей паспортов занимаются гражданские службы. У людей, выдающих паспорта, должна быть другая ментальность, другая психология.
— Насколько успешно ФМС зарабатывает деньги?
— Весьма успешно. Мы стремились к этому, не просто увеличивая процент получения штрафов, а эффективно расходуя средства. Основные источники доходов ФМС — это пошлины за оформление гражданства, паспортов, патенты.
— Можете на конкретных цифрах показать свою рентабельность?
— Пожалуйста, за 8 месяцев этого года расходы миграционной службы составили 14,5 миллиарда рублей, а доходы — почти 18 миллиардов рублей. На 22,6 процента мы оказались в плюсе. Административных штрафов взыскано на сумму 2,4 миллиарда рублей, от распределения патентов получили ровно столько же. Проще всего сказать: «Дайте нам деньги, а мы вам потом докажем, чего стоим». Мне кажется, что доказывать это нужно постоянно. И сейчас уже наступило время, когда нужно не на словах, а на деле чего-то стоить. Уметь жить, уметь зарабатывать, быть экономически эффективными для государства и не чувствовать себя прожигателями казенных денег.

Дмитрий СЕРКОВ. «Итоги», 24 октября 2011 года

России остро не хватает мигрантов

Количество и качество мигрантов на данный момент не соответствует в полной мере потребностям экономического развития страны

За последние два десятилетия и в социально-экономическом, и в демографическом развитии России позитивную роль сыграли миграционные процессы. По данным переписи 2010 года, миграционный прирост в стране с 1992 по 2010 год превысил 7 млн человек. Это позволило компенсировать почти на 60% естественную убыль населения страны, составившую за этот период 13,1 млн человек. Без масштабного переселения из бывших союзных республик численность постоянного населения России в начале 2011 года равнялась бы 135,4 млн вместо нынешних 142,9 млн человек.
Относительно молодой возраст миграционного потока затормозил процесс демографического старения: доля лиц пенсионного возраста в России сейчас на 3–4 процентных пункта ниже той, которая наблюдалась бы при отсутствии миграции. Благодаря притоку переселенцев в 1990–2000-е годы численность работников в России увеличилась более чем на 5 млн человек. Масштабный приток мигрантов повысил спрос на жилищное строительство, обеспечил торможение роста цен на товары и услуги, созданные в тех секторах, где заняты мигранты. Также была компенсирована потеря квалифицированной рабочей силы из-за массовой эмиграции из страны, превысившей за постсоветский период 1,5 млн человек. Свыше 2,5 млн мигрантов, переселившихся в Россию в 1990–2000-е годы, имели высшее и среднее профессиональное образование.
В 2000-е годы иностранцам было выдано около 10 млн разрешений на работу. Временные трудовые мигранты заняли «плохие» рабочие места, малопривлекательные (низкооплачиваемые, с тяжелыми условиями труда) для российского населения. По данным Минздравсоцразвития России, в последние годы более трети мигрантов были заняты на горно-капитальных и строительных работах, еще четверть — выполняли работу низкой квалификации во всех отраслях экономики. По данным Федеральной миграционной службы (ФМС) и Росстата, в 2009 году легальные иностранные работники составляли почти 2,5% от общего числа занятых в экономике, в том числе более 15% от всех занятых в строительстве, почти 4,5% от занятых в добыче полезных ископаемых.

Болевые точки

Количество и качество мигрантов на данный момент не соответствует в полной мере потребностям экономического развития страны. Из-за несовершенства миграционного законодательства и неразвитости миграционной инфраструктуры возрастают издержки миграционных процессов, снижается их эффективность.
Россия обладает большим иммиграционным потенциалом, но интенсивность притока постоянных мигрантов и их состав свидетельствуют о невысокой миграционной привлекательности страны. Миграционной прирост в России (в расчете на 1000 жителей, в среднем за 2005–2009 годы) в пять раз ниже, чем в Испании, в три раза ниже, чем в Австралии и Канаде, в 1,5 раза ниже, чем в США. Численность иностранцев, которые находились в России более года, по осторожным оценкам, основанным на данных ФМС России, составляла в апреле 2011 года порядка 1,5 млн человек. В то время как численность иностранцев в постоянном населении Испании равняется 5,6 млн человек, Германии — 7,1 млн человек, Великобритании — 4,4 млн человек.
Нынешнее миграционное законодательство не соответствует реальным потребностям экономического и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом. Оно имеет ограничительный характер и не нацелено на привлечение мигрантов, обладающих востребованными в стране образовательными, профессионально-квалификационными, социально-демографическими и другими характеристиками. Миграционное законодательство ориентировано на приток временных иностранных работников (гастарбайтеров) подобно законодательству стран континентальной Европы периода 1960–1970-х годов.
Понятие «иммигрант» не получило законодательного определения, а государственные программы постоянной миграции отсутствуют. Если, конечно, не считать программу содействия переселению соотечественников, эффект которой оказался в 20 раз ниже ожидаемого — 10 тыс. человек вместо 200 тыс. Сильно затруднено получение разрешения на временное проживание и вида на жительство. В начале 2011 года разрешение было всего у 320 тыс. человек, а вид на жительство — только у 70 тыс. Для получения разрешения соискатель должен попасть в квоту, которая определяется по непонятным и непрозрачным критериям по предложениям региональных органов исполнительной власти.
Система привлечение временных трудовых мигрантов неэффективна, несмотря на их большую численность. Она не дифференцирует иностранных работников по срокам пребывания: рабочие контракты с иностранцами ограничены одним годом. Исключением является узкая категория высококвалифицированных специалистов, которых через год после открытия соответствующей программы прибыло всего 7,2 тыс. человек.
Отсутствуют специальные программы сезонной миграции. Действующая система квотирования всего лишь дополнительная бюрократическая процедура, разделяющая мигрантов и работодателей. Она не зависит от реальной потребности в иностранной рабочей силе и исключает работодателя из процесса отбора мигрантов.
Законодательные ограничения для занятости во время обучения и после его завершения снижают привлекательность получения образования в России для иностранных студентов. В отличие от многих развитых стран в России сегодня сложно изменить статус, определяемый целью пребывания (например, с частной поездки — на учебу). Для этого надо выехать из страны. По числу иностранных студентов и их доле в общем числе учащихся в высших учебных заведениях Россия заметно отстает от таких стран, как США, Франция, Германия, Великобритания.
Поскольку все мигранты рассматриваются как временные, программы интеграции отсутствуют как таковые. В результате нарастает изоляция мигрантов от принимающего социума, что, в свою очередь, ведет к усилению ксенофобских настроений и негативного отношения к мигрантам у коренного населения. Результаты опросов «Левада-центра» показывают, что если в 1998 году 43% респондентов положительно относились к идее «Россия для русских», то в 2011 году — уже 58%.
Помочь устранить проблемы адаптации для значительной части временных трудовых мигрантов может специальная предмиграционная подготовка (профессиональное обучение, изучение русского языка, законов, истории и культуры России), которую они должны проходить у себя на родине и которая должна быть увязана с потребностями российского рынка труда.

Варианты миграционной политики

Миграционная политика страны во многом будет определяться тем, по какому пути экономического развития пойдет Россия — сырьевому, индустриальному или инновационному.
Первый путь ориентирован на временную трудовую миграцию неквалифицированных работников и не предполагает масштабной иммиграции в страну. Доходы населения формируются в основном за счет перераспределении природной ренты, поэтому действует логика «чем нас меньше, тем лучше».
Второй путь — приоритетное развитие обрабатывающей промышленности, ориентированной на импортозамещение. Он основан на развитии современных высокотехнологичных производств на территории страны. Это потребует масштабного ввоза дополнительной рабочей силы, в первую очередь исполнителей высокой и средней квалификации. Потребуется стимулирование иммиграции руководителей и менеджеров технологичных производств и работников низкой квалификации. Потребуется упор на долгосрочную или постоянную иммиграцию, а значит, на обеспечение приема и адаптацию работников и членов их семей, включая доступ к услугам здравоохранения, образования, социального обеспечения.
Третий вариант — ускоренное развитие инновационных отраслей экономики, сферы интеллектуальных услуг, информационных технологий, экономики впечатлений, опирающихся на инновационно мыслящих людей с высшим образованием. Подобный путь развития декларируется как приоритетный, однако реальное продвижение в данном направлении потребует времени. Для развития по этому варианту необходимо стимулирование въезда высококвалифицированных работников и членов их семей, образовательной и академической миграции. Развитие новых производств и сферы услуг также потребует ввоза работников разных уровней квалификации.
Вне зависимости от выбранного сценария развития необходимо в любом случае решать проблемы демографического спада, обеспечения конкурентоспособности России на глобальном уровне, ее интеграции в мировую экономику. То есть при любом сценарии стране необходим приток мигрантов.
При быстром падении численности населения, особенно в трудоспособных возрастах (по оценкам Института демографии НИУ ВШЭ, в ближайшие десять лет без миграции — на 11 млн человек), экономика не сможет быстро расти. Тем более что с учетом особенностей возрастного и образовательного состава населения в ближайшие годы усилится выбытие квалифицированных специалистов, прежде всего инженерных и рабочих специальностей.
Для обеспечения поступательного экономического развития потребуется введение программ постоянной миграции, привлечение высококвалифицированных работников, в том числе из развитых стран, обладающих навыками и компетенциями, отвечающими стандартам глобальной экономики. А для того чтобы заполнить рабочие места непривлекательного труда в крупнейших и крупных городах, необходимо облегчать временную и постоянную трудовую миграцию работников базовой и средней квалификации.

Михаил ДЕНИСЕНКО. «Московские новости», 19 октября 2011 года

 


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.