Rambler's Top100

№ 461 - 462
4 - 17 апреля 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Профиль» и «Эксперт» о демографической ситуации в России
«Ведомости» об акцизах на алкоголь
«РИА «Новости»» о борьбе с курением в Финляндии
«Полит.ру» о смертности от рака
«Би-Би-Си» о предложении отказаться от бесплатных абортов
«Новые известия» о дискуссии по проблеме абортов в США
«Эхо» о браке, семье и детях в Азербайджане
«Московские новости» об уголовной ответственности за «похищение» детей родителями
«Российская газета», «Московские новости» и «Известия» о концепции миграционной политики России
«Известия» о подоходном налоге для соотечественников-переселенцев
«Вести.Ру» «GZT.ru» и о проблемах регистрации через интернет
«Ведомости» о факторах внутренней миграции в России
«Ведомости» и «Коммерсантъ» о готовности работников к миграции
«Коммерсантъ» о временно перемещенных лицах и беженцах в Ингушетии и Осетии
«Власть» о беженцах в Европе в 2010 году
«Le Figaro» о беженцах из Африки в Европе
«Полит.ру» о возможной конфронтации в Йемене

«Взгляд» о Козаке - кураторе национальной политики в России
«American Thinker» о положении женщин в Чечне
«Русская служба Би-би-си» о семейном насилии в Таджикистане
«Полит.ру» о политике занятости в России
«Ведомости» о российском трудовом законодательстве
«Независимая газета» о взглядах партий на пенсионную реформу
«Коммерсантъ» о возможной реформе соцналога
«Деньги» о реформе ОМС
«Коммерсантъ» о расходах на российское здравоохранение
«Би-би-си» об индексе стоимости жизни в городах России
«Эксперт» и «Ведомости» о моногородах и их поддержке
«Би-Би-Си» об урбанизации и экологии
«Corriere della Sera» о 600 городах
«Коммерсантъ» о демографических недостатках российской армии
«The Wall Street Journal» об истинно бессонных
«Der Spiegel» о смертной казни в мире
«Би-Би-Си» об исчезновении религии
«Радио Свобода» о сходстве взглядов депутатов и бомжей

о концепции миграционной политики России

Мигранты нужны. И точка

Началось обсуждение проекта долгожданной Концепции государственной миграционной политики

На днях в Белом доме состоялось внеочередное заседание Правительственной комиссии по миграционной политике. Обсуждался проект Концепции государственной миграционной политики. Его уже обсуждали в разных местах - и в ФМС, и на заседаниях специально созданных рабочих групп, и на "круглом столе" фонда "Новая Евразия". Прямо-таки шквал обсуждений.
Интересно получается - жили мы жили без Концепции, и вдруг будто проснулись: как же так, в стране 20 лет бушует миграционная стихия, а у нас никакой стратегии ее обуздания нет?! Правда, в 1998-м, когда ФМС еще была гражданским ведомством, предпринималась попытка разработать Концепцию. Тогда сами мигранты могли вносить предложения. Нашему "Форуму переселенческих организаций" удалось даже отстоять один важный нюанс. Чиновники написали, что целью миграционной политики России является "использование" интеллектуального и трудового потенциала мигрантов, а мы сочли эту формулировку некорректной, ведь люди не вещи, чтобы их "использовать". И в проекте появилась другая формулировка цели: "реализация" интеллектуального и трудового потенциала... Такие были демократические времена. Россия, хоть и терпела разруху и голод, но к переселенцам отношение было доброжелательное.
В начале 2000-х страна стала богатеть, к нам хлынули потоки трудовых мигрантов, и ФМС, переданная в МВД, нацелилась уже не защищать, а наоборот - бороться с мигрантами. Тут снова заговорили, что нужна Концепция. На этот раз проект продвигался очень туго. Ученые настаивали, что России жизненно необходимы мигранты, а руководящие миграцией силовики включили все тормоза. Когда же проект добрался до парламентских слушаний, случился "сюрприз": вместо выстраданного в борениях документа депутатам был представлен совсем другой, невесть откуда взявшийся семистраничный текст не Концепции миграционной политики, а "регулирования миграционных процессов..." Но его все-таки приняли.
Так, под "регулированием", с тех пор и живем. Государственной же миграционной политики у России нет. Есть хаотичные шараханья из стороны в сторону в угоду сиюминутным настроениям масс. А массы все нетерпимее относятся к "понаехавшим". И дело не в том, что наш народ по природе нетолерантный и ему "просто хочется кого-то ненавидеть". Народ натравливают на мигрантов. То убеждают, что нелегалы заполонили Россию - озвучиваются шокирующие цифры вплоть до 25 миллионов. То убеждают, что это мигранты спровоцировали у нас кризис. То нагло клевещут на этих бесправных трудяг: якобы 50 процентов всей российской преступности - от мигрантов (по официальной статистике, не более чем 3,8 процента). Тут и впрямь испугаешься. А зачем и кому это нужно? Причины самые разные. Иным политикам-спекулянтам через пробуждение ненависти к чужакам легко обратить на себя внимание электората. Сервильным СМИ нужны жареные сенсации. Для милиции ловля нелегалов - доходный бизнес. А самую большую выгоду получают, конечно, наниматели мигрантов, эксплуатирующие их рабский труд. И весь этот кавардак происходит под прикрытием нашего противоречивого, утыканного шипами запретов законодательства, будто специально запутанного, чтобы вытолкнуть желающего легально работать в серую зону бесправия.
Тот документ "регулирования", который позволяет сегодня ловить, штрафовать, выдворять в никуда даже русских переселенцев, начинается со слов: "Концепция - это система взглядов..." Но если взгляды разные (и "за", и "против" миграции), как же можно объединить их в систему? Тут вспоминается шутка: "Знаете, что такое плюрализм мнений в одной голове? Это шизофрения".
А ведь Концепция государственной миграционной политики, по сути, Конституция. Она должна защищать интересы государства и права человека, будь то мигрант или местный. Не было у нас Концепции. Теперь будет?
Принципиальная новизна обсуждаемого сегодня проекта в его внятной определенности: мигранты нам нужны и - точка. Если страна уже опустилась в демографическую яму, как же обойтись без притока новой рабочей силы? И ведь для интенсивного развития экономики нам потребуются многие миллионы мигрантов. Об этом страшно сказать, учитывая ксенофобский настрой нашего общества, но авторы проекта говорят. И тут же ставится прямой вопрос: а откуда мы привлечем такую массу людей?
Миграционный ресурс Украины, которая еще недавно была лидером среди стран-доноров, поставляющих в Россию мигрантов, сегодня заметно снизился. Там тоже демографический кризис, и к тому же украинцы предпочитают теперь выезжать на заработки в Европу. Как и молдаване. Как и белорусы. Пока что к нам продолжают ехать мигранты из бывших советских республик Средней Азии. Обидно, конечно, что многие из них, получив трудовые навыки в России, начинают переориентироваться на арабские страны. Впрочем, нам ли обижаться на "гастарбайтеров", которых мы и за людей-то не считаем?
Авторы проекта (а это авторитетные ученые из Высшей школы экономики, из Центра миграционных исследований, из МГУ и еще практики из активно работающей с мигрантами Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России") заявляют такую сенсационную истину: в будущем нам, очевидно, придется привлекать трудовые ресурсы из Индии, Афганистана и Бангладеш - ведь нужны миллионы!
Услышав про Афганистан, правозащитники вздрогнули: знаем же мы, как страдают афганцы, прибежавшие к нам во время войны, которую вел в их стране Советский Союз, и уже третье десятилетие живущие без определенного правового статуса. А ведь большинство из них отлично владеют русским, имеют хорошие профессии - обучались в наших вузах, обзавелись семьями, нарожали детей, давно считают Россию своей второй родиной...
Снять бюрократические барьеры - это главная идея проекта. Предлагается даже отменить систему квотирования, которая еще недавно считалась неприкосновенной. Сколько же истрачено сил, дней человеческой жизни, чтобы доказать очевидное: да не работает же эта громоздкая ограничительная система, а только тормозит развитие производства и плодит нелегалов. ("Квота - мачеха" называлась одна из моих статей в "РГ"). Однако было бы неразумно взять и разом все отрубить. Эксперты думают над тем, как сделать эту систему гибкой и инвариантной применительно к разным регионам.
Сегодня при наших открытых границах с большинством стран СНГ нереально вести отбор мигрантов. К нам едут в основном работники низкой квалификации. А хотелось бы, конечно, привлечь высококвалифицированных, и вот на страницах проекта то и дело мелькает упоминание о них и о предоставлении им всяких преференций. Но ведь это иллюзия, что к нам так уж ринутся толпы высококвалифицированных профессионалов и они изменят наш инвестиционный климат. С середины прошлого года закон и так уже открыл зеленую улицу специалистам, получающим не менее двух миллионов рублей в год. Результат - как было заявлено на заседании правительственной комиссии, прибыло всего 3110 таких богатых и желанных. Ну и что, двинули они вперед нашу науку и производство? Оказывается, половина из них занимается недвижимостью и торговлей. "Чернорабочие нам тоже крайне необходимы, - утверждает известный ученый Жанна Зайончковская. - Был бы человек, а научить его любой специальности можно".
"С селективным отбором мигрантов мы опоздали лет на десять", - считает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, возглавляющий группу экспертов, работающих над проектом Концепции
Опоздали... А ведь какая энергичная, образованная, прямо-таки отборная миграция устремилась в Россию, как на остров спасения, сразу после развала Союза. Как мы этих родных соотечественников принимали - известно. Скольких из них мы в сущности вытолкнули на Запад, никто не считал. А теперь и "гастарбайтеров" из СНГ тоже рискуем потерять?
К сожалению, в обсуждаемом проекте пока что не чувствуется репатриационная специфика миграционной ситуации распавшейся империи. Мы на этом забвении об отрезанных от России 25 миллионах русских уже здорово прокололись, принимая в 2002-м жесткий закон о гражданстве. Он соответствует, конечно, мировым стандартам, но не подходит нам. И вот теперь превращенные в "иностранцев" соотечественники, возвращаясь на историческую родину, не могут из-за бюрократических препон годами получить российское гражданство.
Борьба за срочную иммиграционную амнистию для таких "нелегалов" поневоле" началась сразу после принятия этого жестокого закона. Раньше наши чиновники слово "амнистия" и слышать не хотели, лицемерно заявляли: это же, мол, не преступники, чтоб их амнистировать
Радует, что теперь предложение об иммиграционной амнистии прозвучало в стенах Белого дома, причем не от кого-нибудь, а от одного из давних противников этой необходимой акции. Откладывать столь болезненную, давно перезревшую проблему до принятия новой Концепции просто невозможно. И вообще, раз уж мы дошли до осознания, что массовая миграция - наша неизбежность, значит, наша миграционная практика должна поворачиваться в сторону гуманизации уже сегодня. Надо же понимать, что для переселенцев, ставших нелегалами, каждый день правового бесправия - нестерпимая мука.
При всем при том поспешно принимать новую, революционную по духу Концепцию тоже нельзя. Просто опасно - население не поймет, ксенофобские настроения взыграют. Известно, что очень легко возбудить в людях дурные чувства, а вот подвигнуть к добру - процесс долгий. Преддверием принятия Концепции, конечно, должна стать серьезная и мудрая информационная кампания. Для начала нужно развеять вредные мифы о мигрантах и терпеливо убеждать общество, что без мигрантов захиреет наша экономика и, соответственно, каждый из нас станет намного беднее. Прекратятся социальные программы, скукожатся пенсии, повысится пенсионный возраст... Мы хотим жить как в Америке, но видеть рядом нерусские лица не хотим? Интеграция, как известно, процесс двусторонний. С этой трудной и очень тонкой проблемой государство без партнерства с общественными организациями, конечно, не справится. В Америке, например, только на одну из интеграционных программ выделяются 10 миллионов долларов. А реализуют эти программы неправительственные организации. Это очень важно, что в проекте не раз подчеркивается роль структур гражданского общества. Но неужели нам ждать, пока примут Концепцию, чтобы наши чиновники передали, наконец, хоть часть неподъемных для них функций тем, кто куда эффективней умеет помогать мигрантам?

Лидия ГРАФОВА. «Российская газета», 6 апреля 2011 года

Им здесь место

В инновационное будущее без гастарбайтеров не попасть, полагает Федеральная миграционная служба

В правительстве вернулись к давней идее - написать концепцию государственной миграционной политики. Ее проект, уже подготовленный Федеральной миграционной службой, есть в распоряжении "МН". В проекте говорится, что население страны сокращается так быстро, что скоро выполнять амбициозные планы правительства по модернизации экономики будет некому.

Миграция по этапам

"Миграция становится одним из главных ресурсов развития экономики, и так будет по крайней мере в ближайшие десять лет", - говорил недавно первый вице-премьер Игорь Шувалов, возглавивший в конце прошлого года правительственную комиссию по разработке концепции. Однако до того, как миграция поможет экономическому росту, правительству надо решить связанные с ней правовые и социальные проблемы. Это и должен сделать подготовленный ФМС документ.
Главная его цель - упорядочить и легализовать потоки приезжающих в Россию на заработки. Основных источников рабочей силы три - привлечение иностранцев, возвращение проживающих за границей россиян, увеличение внутренней миграции. Реализацию положений концепции предлагается разделить на два этапа. В течение первого, до 2015 года, будут вносить изменения в законодательство и реализовывать уже существующую программу по переселению соотечественников.
По всей стране будут созданы миграционные центры, которые помогут адаптироваться, легализоваться и найти работу. Одновременно будут создаваться центры по выдворению нежелательных мигрантов. Должен быть урегулирован статус лиц, длительное время проживающих на территории страны, но не имеющих возможности легализоваться по действующему законодательству. На втором этапе предполагается совершенствовать все, сделанное в рамках первого. Впрочем, никаких конкретных мер по реализации этих задач в концепции не содержится.

Стратегия вместо конкретики

Первая попытка установить принципы государственной политики в области миграции, вспоминает один из авторов того проекта, старший научный сотрудник Института демографии ВШЭ Никита Мкртчян, была предпринята еще в 1999 году. Но о ней быстро забыли. В 2003-м был принят сильно усеченный вариант, в котором не было даже слова "политика". Он назывался "Концепция регулирования миграционных потоков". К разработке концепции госполитики вновь приступили в 2005 году.
Теперь, по мнению Мкртчяна, с принятием концепции власти опоздали. "Нам не нужны общие принципы, нам нужны конкретные действия. Например, миграционная амнистия для тех, кто находится в стране нелегально", - предлагает он. Но в то, что правительство может решиться на такие радикальные шаги, ученый не верит. "Миграция не нужна обществу, она нужна экономике, а это совсем разные вещи", - говорит он.

С мигрантами пожестче

Так думают не все. Как следует из правительственной переписки относительно проекта концепции, некоторые ведомства, например МИД и ФСКН, наоборот, предлагают ужесточить нынешнюю систему. Они хотят изменить правила въезда в Россию граждан из таких безвизовых стран, как Белоруссия или Таджикистан. Сейчас они прибывают в Россию по внутренним паспортам. Ведомства предлагают разрешать въезд только по загранпаспортам, что поможет отсечь людей с неснятой судимостью и тех, кто просто поменял фамилию после депортации.
"Мигранты осложняют и без того непростую криминогенную обстановку в стране", - предупреждает ФСКН в своих комментариях к проекту ФМС. А МИД предлагает ввести автоматизированную систему миграционного учета на границе с одновременной передачей данных в единую информсистему миграционного учета. Еще внешнеполитическое ведомство предлагает дополнить Уголовный кодекс наказанием в виде выдворения за пределы страны.

Свои или чужие

Недовольны проектом и в Минздравсоцразвития: в концепции нет ни одной конкретной меры по стимулированию внутренней миграции. Есть только общее положение о "переселении безработных в регионы, испытывающие нехватку трудовых ресурсов". По официальным данным, собственных безработных в стране 5,4 млн человек. Количество же людей, занятых на малооплачиваемых должностях и готовых уехать ради лучшей жизни, в разы больше.
Профессор Российской экономической школы Татьяна Михайлова тоже уверена, что в этой области скрыт огромный потенциал, способный в значительной степени заместить потребность в иностранцах. По ее мнению, надо лишь решить вопросы медицинского и социального обслуживания. Квартирный вопрос - традиционно главный сдерживающий фактор для переезда - на самом деле не так существен, особенно для молодежи, убеждена она. "Молодой безработный юрист будет сидеть на шее у родителей, но не пойдет водить троллейбус, - горячится Мкртчян, - а женщина предпенсионного возраста будет нянчиться с внуками, а не осваивать новые специальности. Внутренний потенциал - это утопия".

Ментально ближе

А вот с переездом из соседних с Россией государств пока все хорошо. Еще несколько лет основной приток мигрантов будет идти из среднеазиатских республик. Большинство из них - люди с совершенно иным менталитетом и культурой. Но все же не совсем чужие для россиян. Они пока еще не совсем выпали из общего постсоветского культурного пространства, полагают эксперты. "Они все равно ментально ближе нам, чем жители Ливии или Бангладеш. А такие волны миграции в нынешнем нестабильном мире тоже исключать нельзя", - предупреждает Мкртчян.
А вот на программу содействия переселению соотечественников (ее в концепции тоже называют источником рабочей силы) надежды нет: она опоздала лет на десять, отмечают эксперты. Все, кто хотел уехать, переехали, не дождавшись помощи государства. Для тех же, кто решил остаться, предлагаемые льготы слишком мизерны, чтобы срываться с места. За все время ее реализации с 2006 года в страну въехало порядка 30 тыс. человек. При том, что только в 2009 году и только легально к нам прибыло 259 тыс. человек при естественной убыли населения в 249 тыс. За 11 месяцев 2010 года при сокращении населения на 227 тыс. прибыло 145 тысяч.

Работодатель против

Вопросы трудоустройства легально въехавших и зарегистрированных иностранцев в концепции также никак не рассматриваются, отмечают эксперты. Непонятно, будет ли сохранен действующий сейчас квотный принцип или заменен каким-то другим. По данным Минздравсоцразвития, общая квота на привлечение трудовых мигрантов на этот год составит более 1,7 млн. человек. Регионы подали заявки на 1,235 млн. человек, в прошлом году было 1,398 млн. человек.
Против действующей системы активнее всего выступают работодатели. "Деловая Россия" уже несколько лет предлагает отказаться от квотного принципа завоза иностранной рабочей силы, а вместо него ввести систему денежного залога под конкретный трудовой контракт. "Когда контракт истекает, он должен покинуть страну, или с работодателя взыщут соответствующую сумма залога. Это будет проблема работодателя - работает у него человек или убежал от него", - объясняет председатель этой организации Борис Титов.

***
Неутешительные итоги
Предварительные данные прошлогодней Всероссийской переписи населения показывают: жителей России с каждым годом становится все меньше. А системные проблемы по-прежнему не решены. Один из наиболее тяжелых факторов - высокая смертность среди мужчин работоспособного возраста. Сохранилось и даже ухудшилось соотношение мужчин и женщин. Сейчас в стране 46,3% мужчин и 53,7% женщин. В 2002 году мужчин было на 0,3% больше.
Изменить демографическую ситуацию к лучшему с помощью мощного потока мигрантов, судя по данным переписи, пока не удается. С 2002 года, когда проводилась предыдущая перепись, население страны сократилось на 2,2 млн. человек. Сейчас в стране проживает 142,9 млн. Естественная убыль населения пока не компенсируется притоком извне.

Вера СИТНИНА. «Московские новости», 30 марта 2011 года

Статус квот

В России могут отменить ограничения на въезд для трудовых мигрантов

Завтра на заседании правительственной комиссии под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова будет рассмотрен проект новой Концепции миграционной политики. Из документа, разработанного Федеральной миграционной службой (ФМС), следует, что Россия кардинально меняет отношение к мигрантам: квоты ликвидируются, трудоустройство максимально облегчается.
Сейчас в России от 7 до 9% ВВП создают трудовые мигранты. При этом у государства нет четкой позиции по вопросу: нужны нам рабочие руки из-за рубежа или мы можем обойтись без них. «У нас сейчас сиюминутная миграционная политика, когда квоты то увеличиваются, то сокращаются — в зависимости от текущей политической ситуации», — считает Владимир Волох, член общественного совета при ФМС.
В новой концепции квоты предлагается отменить вообще. «Их механизм крайне несовершенен — как правило, они берутся с потолка. К тому же квоты рассчитаны главным образом на крупные предприятия, поскольку работодатель должен подавать заявку весной предшествующего года. А пользуются рабочей силой мигрантов в основном мелкий и средний бизнес», — заявил «Известиям» один из разработчиков концепции доктор социологических наук Владимир Мукомель. А по словам члена Общественной палаты Александра Брода, в комиссию ОП по межнациональным отношениям постоянно обращаются предприниматели с просьбой помочь с получением квот: «Ему срочно нужно заполнить 100—200 рабочих мест на определенный период, а квоты уже исчерпаны. В результате начинается долгое хождение по инстанциям с обязательным выбиванием денег».
Сегодня получить официальное разрешение на работу для мигранта довольно сложно. Те, кто устраивается к частному лицу, могут воспользоваться так называемым патентом. Но их неизмеримо меньше, чем тех, кто находит работу на предприятиях. Неудивительно, что, по данным экспертов, более 60% мигрантов работают на российском рынке нелегально. Официальная квота на привлечение иностранных работников в Россию в 2011 году составляет 1 миллион 754 тысячи разрешений. А реально мигрантов порядка 4—5 миллионов человек. По мнению Владимира Волоха, эта цифра почти не меняется последние пять лет. «У нас сложилась довольно абсурдная ситуация: мы разрешаем безвизовый въезд на территорию России гражданам СНГ, которые в основном едут сюда именно в поисках работы. Но при этом максимально усложняем официальное ее оформление, подталкивая их решать эту проблему нелегальным путем», — утверждает Волох.
Новая концепция миграционной политики предлагает максимально упростить получение разрешения на работу. Что позволит иностранным работникам «выйти из сумрака», поскольку работодателям придется платить им официальную зарплату и соответственно налоги с нее. Но помимо решения чисто экономических задач есть еще один важный момент — демографический. России пока не удается остановить уменьшение населения (данные последней переписи это подтверждают). «Нам необходимо привлекать на постоянное место жительства несколько сотен тысяч человек ежегодно, чтобы компенсировать убыль людских ресурсов», — утверждает Владимир Мукомель. Но при этом возникает и еще одна проблема — адаптация мигрантов. Решать ее в концепции предлагается неожиданным путем — открывая специальные центры в тех странах, откуда ожидается существенный приток иностранных граждан. Предполагается, что в этих центрах потенциальных мигрантов будут обучать русскому языку, а также основам законодательства страны проживания и даже давать некоторые профессиональные навыки. Кстати, сеть центров по обучению и развитию русского языка за рубежом сегодня уже создана усилиями фонда «Русский мир». Удастся ли приспособить ее под нужды миграционной службы — вопрос, который можно решить только на уровне правительства.
Правда, наверное, самый главный вопрос — насколько благожелательно подобная миграционная реформа будет воспринята в российском обществе. Пока преобладают настроения — запретить и не пускать. Как признают разработчики концепции, без мощной информационной пропаганды под девизом «зачем нам нужны мигранты» все попытки принять концепцию обречены на провал.

Светлана СМЕТАНИНА. «Известия», 29 марта 2011 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.