Rambler's Top100

№ 453 - 454
7 - 20 февраля 2011

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Gazeta.ru» о замораживании старой методики расчета декретных выплат
«Новые известия» о детсадах для рожденных патриотов
«Азербайджанские Известия» о росте рождаемости в Азербайджане
«Час» о демографических проблемах Латвии
«Белорусские новости» о демографической ситуации в Белоруссии
«Кавказский узел» и «Azg» о демографических и миграционный проблемах Армении
«Наша версия» о смертности в России
«Новая газета» о СПИДе в России и Уганде
«Медицинская газета» о проблеме курения в России
«Ведомости», «Independent» и «The Guardian» о Кэмероне и мультикультурализме
«Известия» о проблемах и новациях в российской национальной политике
«Los Angeles Times» о терроризме и дискриминации в России
«Российская газета» о проблемах миграции в Европе
«Финанс» о мифах экономики миграции
«Росбалт» о мигрантах и столичном рынке труда
«Коммерсант» о трудовой активности пенсионеров
«Деньги» о мигрантах и рынках четыре года спустя
«Газета.ру» о возможных изменениях процедуры регистрации в России

«Новая газета» об эмиграции из России
«Русская служба Би-би-си» о готовящихся новациях иммиграционного законодательства Великобритании
«Новые известия» о потребности Германии в иностранных работниках
«Radio Free Europe / Radio Liberty» о китайских мигрантах в Таджикистане
«Zpress.kg» о кайрылманах
«FINANCE.UA» о пенсионных проблемах США и России
«Новые известия» о возможных последствиях запрета на заемный труд
«Компания» о притязаниях российской молодежи на рынке труда
«Российская газета» о российской молодежи глазами цифр
«Новостная служба портала ГУ-ВШЭ» и «Opec.ru» о среднем классе в России и Москве
«Профиль» о демографических нехватках армии
«Lenta.Ru» о дебатах по вопросу целибата
«Итоги» о мужском бесплодии
«Liberation» о «лечебных» детях
«Комментарии» об украинском и русском языках на Украине
«Зеркало» об окончаниях азербайджанских фамилий
«Фокус» о грядущей переписи на Украине

…об окончаниях азербайджанских фамилий

Кому-то все еще мешают наши фамилии?

Принуждение в вопросе их окончаний недопустимо

Вопрос о национальных окончаниях фамилий никак не сходит с повестки дня в Азербайджане. Создается ощущение, что все проблемы в нашей стране уже давным-давно куда-то исчезли, саморастворились, и осталось только с фамилиями разобраться. Завиднейшее упорство в этом деле проявляет уже не один год председатель комитета по культуре Милли Меджлиса Низами Джафаров.
На днях профессор дал интервью 1news.az, в котором, кроме прочего, заявил, что "каждый, кто считает себя азербайджанцем, должен будет поменять свою фамилию".
Он сообщил, что на приближающейся очередной весенней сессии парламента вопрос, связанный с фамилиями, будет также обсужден. "В настоящее время этот вопрос рассматривается соответствующими исполнительными органами, с ними ведутся обсуждения. В любом случае считаю, что при любых обстоятельствах существует большая необходимость в разработке специального закона об именах и фамилиях. Этот вопрос должен решаться на высоком уровне и найти отражение как в Семейном кодексе, так и в форме отдельного закона, связанного с его деталями. Комитет по социальной политике, комитет по правам человека и комитет по культуре должны совместно разработать и представить отдельный законопроект по этому вопросу".
По словам Джафарова, "принуждение в вопросе изменения, национализации фамилий после принятия этого закона будет относиться к новорожденным детям. В то же время этим правом может воспользоваться и взрослое поколение".
Кроме того, заявил депутат, "вопрос ставится таким образом, что каждый, кто считает себя азербайджанцем, а большинство малочисленных народов Азербайджана слились с азербайджанским народом и считают себя азербайджанцами, будет должен поменять свою фамилию. Однако и здесь следует предусмотреть определенные ограничения. Если кто-то считает себя лезгином, талышом, курдом или татом, и у его народа есть национальное фамильное окончание, естественно, он будет использовать его. На данный момент 80% фамилий в Азербайджане оканчивается на "ов", "ев", около 10% - на "лы", "ли", "лу", "лю" и около 10% - на "заде". Это уже говорит о позиции нашего общества в отношении этого вопроса. Сегодня широко используются фамилии без окончаний, в особенности творческой интеллигенцией, однако фамилий подобной формы официально очень мало. Я больше верю в перспективность форм фамилий без окончаний. И если я сам поменяю фамилию, скорее всего, я выберу именно эту форму".
Вряд ли кто-то станет жарко протестовать против изменения окончания фамилии депутатом Джафаровым, если ему этого вдруг захочется. Тем более, что примеры такие у нас в стране есть уже с начала 90-х годов прошлого века, и никого это как бы не волнует особо.
Однако как понимать фразу из интервью профессора о том, что всякий, кто считает себя азербайджанцем, будет "должен" изменить свою фамилию? Значит, любой, кто откажется от этой акции, впредь теряет право считаться азербайджанцем? Даже если он является именно им, только им, и ни кем более по происхождению? Создается такое ощущение, что кому-то в Азербайджане не терпится принять на себя уже прямо-таки нечеловеческие полномочия.
"Я не думаю, что люди, которые сейчас живут, будут вынуждены срочно менять фамилии в соответствии с такими законодательными изменениями, - заявил вчера "Зеркалу" депутат парламента, известный политолог и общественный деятель Расим Мусабеков. - Речь скорее всего идет о том, что будут рождаться новые граждане, которым, конечно, надо будет присваивать фамилии - и вот в их отношении будет проводиться азербайджанизация фамилий их родителей. То есть люди будут давать свои фамилии детям уже без окончания "ов". Не думаю, что законом может быть создана какая-то принудительная система и для взрослых людей тоже. Это невозможно".
Тем не менее, есть другие примеры реализации такого процесса на государственном уровне, сообщил Мусабеков. "В Таджикистане, к примеру, президент Рахмонов принял решение именоваться Рахмоном, и вслед за ним то же самое проделали со своими фамилиями и все остальные. Но там это происходило как раз накануне введения внутригражданских удостоверений личности. А если в Азербайджане вдруг решат менять 8 миллионов с лишним документов - удостоверений личности, а также и загранпаспорта, то это будет сопряжено с весьма высокими расходами бюджета. И это выльется в достаточно длительную процедуру. При всех случаях, я не думаю, что тут будет что-то насильственное. Не думаю, что парламентарии санкционируют такое желание некоторых, вошедших в раж сторонников коренизации азербайджанских фамилий", - отметил политолог.
"В принципе я лично думаю, что окончание "ов" для азербайджанских фамилий совершенно неуместно. Поскольку "ов" - это суффикс принадлежности в русском языке. Точно так же, как, например, фамильные концовки "сон" или "сен" - это суффиксы принадлежности у скандинавских народов. Поэтому, естественно, что азербайджанские фамилии должны иметь концовки и суффиксы принадлежности, присущие именно азербайджанскому, а не русскому или какому-то еще языку, - полагает Мусабеков. - В этом смысле перемены обоснованны. В той же Литве, если какой-нибудь Мамедов переедет туда и будет получать там какие-либо документы, в них он будет значиться уже как "Мамедовас". Потому что в литовском языке суффикс принадлежности имеет такую форму. Поэтому я не думаю, что такие же намерения в Азербайджане следует рассматривать как нечто неправильное или ненормальное.
Другой разговор, например, если зайти в Интернет, то там можно обнаружить почти полмиллиона различных веб-страниц, на которых есть либо мои статьи, либо комментарии, или ссылки на меня. Причем фамилия моя подается там в самых разных транскрипциях - и Мусабеков русской кириллицей, и Мусабеев, Мусабаев, с использованием других алфавитов. Ну стану теперь еще Мусабейли. Но то Интернет! А в жизни? Ведь придется менять не только документы, а вообще все подряд учетные записи, где бы они ни были. Надо будет менять водительские права, зарубежные паспорта, удостоверения личности. А это требует колоссальных усилий, затрат времени и средств. Поэтому просто принять закон и обязать всех сделать это в короткий срок мне лично представляется невозможным и не очень рациональным. Другой вопрос, что делать это можно последовательно в отношении новорожденных. Давать им фамилии, более соответствующие нормам государственного языка Азербайджана, его традициям. Это вполне нормально и правильно".
Конечно, нельзя считать, что в азербайджанском обществе царит даже относительное согласие в вопросе изменения фамилий. Есть люди, которые категорически отвергают эту идею в принципе. К ним относится, к примеру, философ и политолог Расим Агаев. В прошлом году он заявил, что изменение окончаний фамилий - большая глупость. То же самое в свое время придумал Милли Меджлис, когда стал вносить изменения в топонимику, в том числе в названия городов. Главное, что отвергает Расим Агаев, - это сам факт того, что этим вопросом занимается Милли Меджлис. По его словам, существует миллион проблем, которые требуют своего решения, законы, которые необходимо исполнять и т.д. Расим Агаев вопрошает: "Почему кто-то должен решать, как мне себя называть и какую фамилию носить? Какое окончание фамилии есть, такое оно и есть. И в целом данный процесс должен быть добровольным. Хочу спросить у наших парламентариев: в чем практическая целесообразность этого? Ни один из мировых парламентов этим не занимается. И почему они берутся решать за каждого члена общества? А что, если в будущем, после смены нынешнего состава парламента, их очередные коллеги посчитают нужным применять приставку "ибн"? Зачем это нужно? Сегодня многие стали туркофилами, завтра полюбят персов, а послезавтра появятся китайцы, и они будут призывать, мол, давайте переиначим наши фамилии на китайский манер".
Вопрос изменения окончаний фамилий продолжает волновать общество. Этот процесс идет, причем практически независимо от общественного мнения. Обществу не дают возможности принять участие в обсуждении, а о массовости таких обсуждений и речи нет. А ведь вопрос изменения фамилий затрагивает практически каждого, и мы должны иметь возможность высказать свое мнение. Наша страна за свою историю неоднократно меняла и алфавит, и фамилии, и каждый раз это обрывало, причем грубо и резко, связь поколений нашего общества.
Политолог Эльдар Намазов отмечал ранее, что в демократической стране смена фамилий должна происходить на основе принципа добровольности, и к тому же концепция должна нести рекомендательный характер. "В обществе живут люди разного возраста. Молодые с легко стью пойдут на такой шаг, а вот людям преклонного возраста психологически будет трудно", - отметил Намазов. Он предложил не ограничивать этот вопрос временем, так как это потребует смены большого числа документов и значительных расходов. Несмотря на это, политолог готов сменить фамилию в случае принятия закона. "Если закон будет принят, мы все ему подчинимся", - отметил он. Председатель партии "Умид", депутат парламента Азербайджана Игбал Агазаде выступил категорически против концепции. Депутат отметил, что он не собирается менять фамилию. "Изменение фамилии должно происходить на добровольной основе. Где это видано, чтобы фамилии определялись по специальному закону? Я не намерен менять фамилию", - отметил И. Агазаде.
Он также добавил, что в истории нет человека с фамилией, имеющей так называемые тюркские окончания - "ли", "лю". "Нет такого человека. Эти окончания добавляли впоследствии. Например, Молла Панах Вагиф, Гасым бей Закир, Мирза Фатали Ахундов, Мирза Алекпер Сабир, Джалил Мамедгулузаде. Верно, окончание "ли" наше, но нельзя допускать вмешательства в фамилии людей. Я считаю, что это противоречит требованиям свободного общества. Я еще при советской власти, со дня рождения в 1970 году, ношу фамилию с окончанием "заде". Я не собираюсь менять фамилию", - добавил депутат.
А глава Центра экономических исследований Губад Ибадоглу отметил, что фамилии должны быть такие, которые каждый человек, их носящий, считает родными. "Если он хочет носить фамилию своего отца - пожалуйста, пускай носит. Если хочет получить фактически новую фамилию - пусть получает. Правда, нужно осознавать, что, например, Мамедов, Мамедли, Мамедзаде и Мамедоглу - это четыре разные фамилии. И будут означать фактический отход от семейной традиции. Этот вопрос каждый решает для себя сам. У человека должно быть право изменить фамилию. Но и злоупотреблять этим правом не стоит. Как экономист могу вам сказать, что, несмотря на все поблажки, процесс столь масштабной смены фамилий сам по себе будет достаточно дорогостоящим и сложным. Из-за неправильно написанной буквы в документе его признают недействительным, а тут у людей будет на руках одновременно масса документов на разные фамилии. Это, естественно, создаст некоторую неразбериху. Тем более, что, учитывая местные реалии, не думаю, что поменять документ удастся бесплатно. Поэтому убежден - этот процесс смены фамилий должен быть добровольным для всех, в том числе и для детей".

Р. ОРУДЖЕВ. «Зеркало», 29 января 2011 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.