Rambler's Top100

№ 453 - 454
7 - 20 февраля 2011

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Gazeta.ru» о замораживании старой методики расчета декретных выплат
«Новые известия» о детсадах для рожденных патриотов
«Азербайджанские Известия» о росте рождаемости в Азербайджане
«Час» о демографических проблемах Латвии
«Белорусские новости» о демографической ситуации в Белоруссии
«Кавказский узел» и «Azg» о демографических и миграционный проблемах Армении
«Наша версия» о смертности в России
«Новая газета» о СПИДе в России и Уганде
«Медицинская газета» о проблеме курения в России
«Ведомости», «Independent» и «The Guardian» о Кэмероне и мультикультурализме
«Известия» о проблемах и новациях в российской национальной политике
«Los Angeles Times» о терроризме и дискриминации в России
«Российская газета» о проблемах миграции в Европе
«Финанс» о мифах экономики миграции
«Росбалт» о мигрантах и столичном рынке труда
«Коммерсант» о трудовой активности пенсионеров
«Деньги» о мигрантах и рынках четыре года спустя
«Газета.ру» о возможных изменениях процедуры регистрации в России

«Новая газета» об эмиграции из России
«Русская служба Би-би-си» о готовящихся новациях иммиграционного законодательства Великобритании
«Новые известия» о потребности Германии в иностранных работниках
«Radio Free Europe / Radio Liberty» о китайских мигрантах в Таджикистане
«Zpress.kg» о кайрылманах
«FINANCE.UA» о пенсионных проблемах США и России
«Новые известия» о возможных последствиях запрета на заемный труд
«Компания» о притязаниях российской молодежи на рынке труда
«Российская газета» о российской молодежи глазами цифр
«Новостная служба портала ГУ-ВШЭ» и «Opec.ru» о среднем классе в России и Москве
«Профиль» о демографических нехватках армии
«Lenta.Ru» о дебатах по вопросу целибата
«Итоги» о мужском бесплодии
«Liberation» о «лечебных» детях
«Комментарии» об украинском и русском языках на Украине
«Зеркало» об окончаниях азербайджанских фамилий
«Фокус» о грядущей переписи на Украине

…о Кэмероне и мультикультурализме

Идентификация Кэмерона

Одним из хитов очередной мюнхенской конференции по безопасности стало выступление британского премьера Дэвида Кэмерона, признавшего провальной политику мультикультурализма и призвавшего к «мускулистому либерализму» в деле построения национальной идентичности. В октябре прошлого года провал идеи мультикультурализма в Германии констатировала канцлер Ангела Меркель. Но если Меркель в большей степени посмеялась над устаревшей идеей внутриполитических противников, в полной мере никогда не воплощенной, то Кэмерон совершенно серьезно говорил о вызове, стоящем перед западными демократиями, и предлагал конкретные ответы.
Эти ответы, вероятно, многим понравятся. Точные ли они - еще вопрос.
Кэмерон считает, что мультикультурализм как государственная доктрина в Британии привел к снижению национальной идентичности. Раздельное существование культур, толерантность к любым проявлениям иной культуры привели, в частности, к распространению экстремистской идеологии в сообществах, искаженно интерпретирующих ислам.
Мусульманская молодежь находит ответы на вопросы идентичности в этой идеологии, поскольку государство и общество другой идентичности - гражданской и национальной - ей не предлагают. Этому, по мнению Кэмерона, надо положить конец. Вместо игнорирования экстремистской идеологии правительство и общество должны противодействовать ей в любой ее форме. Вместо поддержки раздельного существования культур нужна ясная идея общей национальной идентичности, которая открыта для каждого. На это будут работать не только прагматичные иммиграционные решения - языковые, образовательные, квалификационные программы, - но и жесткие требования соответствия традиционным ценностям западного общества. Вплоть до запрета деятельности общественных организаций, проповедников, которые эти ценности - универсальные права человека, равенство перед законом, демократию, свободу слова - не разделяют. В противовес пассивной толерантности, оставляющей каждого наедине с собой, «мускулистый либерализм» должен пропагандировать конкретные ценности всем.
Речь Кэмерона уже вызвала скандал в Британии, поскольку совпала по времени с демонстрацией ультраправой «Лиги английской обороны», прошедшей под антимусульманскими лозунгами.
Попытки реформировать или перевоспитать общество всегда напоминают прогулку по минному полю; вероятность ошибки, неверного движения очень велика. Понятно, что британский премьер мечтает вернуть гражданскую национальную идентичность, нормально работавшую в европейских государствах XX в. Но при желании «мускулистый либерализм» Кэмерона можно сравнить и с советскими планами построения «новой исторической общности» - в данном случае британского народа. Очень важно, кто и как будет судить не признающих ценности Кэмерона.
Британский премьер в своей речи решительно отделяет ислам от радикального исламского экстремизма, тем не менее нельзя не заметить, что отстаиваемые им универсальные ценности западного общества имеют христианское происхождение, и уйти здесь от конфликта двух мировых религий и культур вряд ли удастся.
Очевидно, что сейчас испытывает серьезные проблемы не только доктрина мультикультурализма, но и доктрина «плавильного котла». С интеграцией мигрантов не справляется не только Британия, но и Франция, и США, и многие другие страны. Попытки объединить положительные стороны обоих подходов - еще более сложная задача, в которой требуется не только соблюсти взаимные обязательства, но и найти общие для всех ценности, и обеспечить высокую эффективность государственных и общественных институтов.
И проблема экстремизма, и проблема миграции - очень сложные и многоаспектные проблемы. С ними сейчас сталкивается и Россия. И у нас предлагаются и экономические, и силовые, и пропагандистские решения. И нам надо быть вдвойне осторожными с выбором решений - слабость наших государственных и общественных институтов общеизвестна.

«Ведомости», 7 февраля 2011 года

Кэмерон разъярен критикой своей речи о мультикультурализме

Вчера премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон был вынужден оправдывать свои утверждения, что мультикультурализм может вскармливать исламский экстремизм, сообщает The Independent. Ранее министр юстиции в теневом кабинете, лейборист Садик Хан заявил, что Кэмерон "сочиняет пропаганду для Лиги английской обороны", а мусульманские организации обвинили его в попытке "расколоть общины", напоминает журналист Оливер Райт.
Кэмерон в интервью не отступился от своих воззрений: "Нужно бороться с экстремизмом как таковым. Нужно сказать прихожанам Бирмингемской Центральной мечети и другим, которые называют 11 сентября еврейским заговором, что их позиция неприемлема. Мы не терпим в нашем обществе расизма, проявляемого белыми. Не должны мы терпеть и экстремизма, практикуемого другими". Он добавил, что необходимо пересмотреть принципы финансирования организаций и сотрудничества с ними, а также выдачи въездных виз: "Нужен принципиально новый образ мысли". По словам неназванного источника с Даунинг-стрит, Кэмерон разъярен критикой своей речи.
В тот же самый день Лига английской обороны, настроенная против мусульман, провела крупную демонстрацию в Лутоне. "По слухам, - пишет газета, - лидер Лиги Стивен Леннон сказал о Кэмероне: "Теперь он говорит то же самое, что мы. Он знает, на кого опирается".

Оливер РАЙТ. «Independent», 7 февраля 2011 года
Опубликовано на InoPressa.Ru

Карикатурное представление мультикультурализма в речи Кэмерона не решает проблему

Мультикультурализм – один из наиболее расплывчатых терминов политического лексикона, означающий то, что в него вкладывает говорящий.
Для сторонников мультикультурализма, это - принцип, заключающийся в том, что люди разного вероисповедания и разных культурных традиций должны научиться жить бок о бок друг с другом, не отказываясь от своего индивидуального своеобразия. Для тех, кто его отторгает, мультикультурализм – представление о том, что государство должно выступать спонсором разделения культур, освобождая меньшинства от некоторых обязанностей, связанных с гражданством. При такой точке зрения мультикультурализм видится как оправдание поведения, нетерпимого с точки зрения цивилизованной демократии.
Именно такую интерпретацию этого понятия изложил вчера в своей речи в Мюнхене Дэвид Кэмерон (David Cameron). Он провел параллель между «доктриной государственного мультикультурализма» и изолированностью исламских сообществ, питающей терроризм.
Великобритания, заявил премьер-министр, «поощряет параллельную, не связанную друг с другом жизнь различных культур», что приводит к «ослаблению коллективной идентичности». Такая ситуация способствует дезориентации юных мусульман, делая их восприимчивыми к воздействию экстремистских проповедников. Противоядием, по мнению Кэмерона, могло бы стать более последовательное и прочное внедрение либерально-демократических ценностей – уважение прав человека, религиозной терпимости, равенства полов – и больший акцент на принятии общебританских культурных атрибутов. Он называет это «активным, мускулистым либерализмом».
Столь резко сформулированное вторжение в эту чувствительную область не могло не вызвать возражений. Возможно, это и было одним из намерений выступавшего. Заявление, не вызывающие споров, не становятся новостью дня, а вот провокационный тон гарантирует накал страстей, что вполне подходит наименее терпимым силам общества.
Предсказуемым и печальным следствием слов Кэмерона стала быстрая реакция со стороны крайне правой антимусульманской Лиги английской обороны, которая в субботу провела митинг в Лутоне. Любое выступление, способствующее подъему фашистской пены, следует рассматривать как неудачу.
Но на каком-то уровне г-н Кэмерон прав. Государство не должно закрывать глаза на жестокость и преступления из ложно понятого чувства чуткости к культурным различиям. Это справедливо в отношении женского обрезания, принудительных браков и «убийства чести», которые проповедуют сторонники Джихада.
Полиция, социальные работники и учителя иногда грешат тем, что извиняют отвратительное или опасное поведение, вместо того, чтобы решительно воспротивиться ему. При этом правительству зачастую не удается наладить нормальные партнерские отношения с исламским сообществом. В значительной мере потому, что в действительности никакого «исламского сообщества» не существует – а существует, скорее, пестрая мешанина сообществ, каждое со своими особыми традициями и представлениями. В частности по этой причине МВД Великобритании и местные власти всячески добиваются права управлять средствами, выделяемыми на социальное сплочение. Расходуемые децентрализованно, они могут попасть в руки группировок, лишь усиливающих разделение.
Чтобы быть справедливыми по отношению к г-ну Кэмерону, отметим, что взгляд на проблемы как на непредвиденные последствия мультикультурализма вполне обоснован. Однако заявить, что вся концепция в целом неудачна, было бы все же преувеличением.
В конце своей речи г-н Кэмерон сделал смелый переход от стенаний по поводу социальной сегрегации к осуждению как такового вмешательства в эти вопросы правительства. Интеграция, настаивает он, произойдет, когда люди, принадлежащие разным сообществам, освободившись от государственного гнета, обретут «общую цель». Он не рискнул приплести «энергичный либерализм» к концепции «большого общества», возможно потому, что в своей речи обращался к иностранной аудитории, не знакомой с его любимым проектом гражданского возрождения.
Но не может же премьер-министр серьезно полагать, что основная причина социального разделения – большое правительство; и, тем более, что его программа сокращений решает проблему. Например, он делает заявление о том, что хочет, чтобы большее число иммигрантов учили английский язык. И кто же будет их учить? Все действующие курсы относятся к учреждениям дополнительного образования, бюджет которых уничтожается. По существу, анализ ситуации г-на Кэмерона содержит здоровый импульс. Он хочет установления границ приемлемого поведения – в культурном, социальном, политическом плане, соответствующих уровню современных либеральных представлений о равных правах, которые затем, без опасений, фаворитизма и предвзятости были бы применены к каждому срезу общества. Кто же против?
Но одно только желание ни на йоту не приближает его к достижению этой цели. Как и карикатурное изображение мультикультурализма в виде некоего зловещего большого государственного проекта, нарушающего социальное единство, не приближает премьера к воспитанию коллективной солидарности.
Проблемы, на которые указывает г-н Кэмерон, не новы. Но риторические кульбиты, занявшие первое место в новостях, не могут стать заменой политическим решениям.

"The Guardian", 6 февраля 2011 года
Опубликовано на ИноСМИ.Ru

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.