Rambler's Top100

№ 445 - 446
29 ноября - 12 декабря 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Время новостей» и «Коммерсантъ» о демографических и иных инициативах послания Президента
«Ведомости» о стимулировании трудовой и пространственной мобильности
«Время новостей» и «Ведомости» о регистрации в России
«Парламентская газета» о миграционной политике России
«Коммерсантъ» о планах по привлечению иностранных работников в 2011 году
«Независимая газета» о зарплатах некоторых иностранцев в России
«Вести.Ру» о числе нелегальных мигрантов в Москве
«Итоги» о «своих» и «чужих» в населении Москвы
«Независимая газета» и «Российская Бизнес-газета» о миграции и экономике
«Независимая газета» об интеграции мигрантов
«Время новостей» об этнонациональных проблемах России
«Slon.ru» о мусульманах в Москве
«Независимая газета» о неправильно выданных российских паспортах
«Gazeta.ru» и «Независимая газета» об иностранцах-контрактниках в российской армии
«Время новостей» о нелегальной миграции в Израиль
«Независимая газета» о депортации преступников из Швейцарии
«Владивосток Ъ-Online» о заработках на строительстве к саммиту АТЭС

«Власть» о безработице в России
«НГ-сценарии» о российской бедности
«Независимая газета» о бедности как глобальной проблеме
«Белорусские новости» о демографической ситуации в Белоруссии
«Известия» о борьбе за рождаемость в России
«Slon.ru» о нехватке народа для Ахмадинежада
«РИА Новости» о населении Мексики
«Время новостей» о СПИДе в России
«Время новостей» и "Медновости" о нехватке антиретровирусных препаратов
«Opec.ru» о затратах на российское здравоохранение
«Деньги» о домашней медицине как новации в системе здравоохранения
«Независимая газета» о помолодении инсультов
«Время новостей» о креативной борьбе с алкоголем
«Время новостей» об общественной поддержке запрета ночной торговли алкоголем
«Деньги» о дефиците детсадов
«ГдеЭтотДом.РУ» о вводе жилья в регионах и городах России
«Независимая газета» об индийских евреях
«Независимая газета» о долгоживущих полиглотах

… о «своих» и «чужих» в населении Москвы

Мигрант-сити

Cтатистика скрывает сенсационную диспропорцию: немосквичей в столице почти столько же, сколько полноправных горожан

Из почти 12 миллионов москвичей, постоянно проживающих в столице, правом голоса на региональных выборах обладают только 7 миллионов человек. «Итоги» решили провести подсчет «понаехавших», в результате которого выяснили, что почти каждый третий житель города не имеет российского гражданства или постоянной регистрации, а значит, не включен в списки избирателей на московских выборах. Для примера: в Латвии в этом году зафиксировано менее 15 процентов так называемых неграждан, и об этом знает каждый. Куда более острая проблема «чужих» в Москве старательно запрятана в дебрях статистики.

Москва не сразу строилась
По предварительным данным прошедшей в октябре Всероссийской переписи (ее официальные результаты будут опубликованы в апреле 2011 года), население Москвы составляет 11 миллионов 700 тысяч человек. Как сообщила «Итогам» руководитель отдела переписи населения и демографической статистики Мосгорстата Ирина Щербакова, в это число не входят граждане, имеющие временную регистрацию, нелегальные мигранты, а также россияне, работающие и снимающие жилье в Москве и предпочитающие не становиться на учет в ФМС. Попытаемся разобраться хотя бы с теми, кто живет в Москве вовсе не на птичьих правах.
По результатам переписи-2010 зафиксирован самый масштабный в более чем восьмивековой истории города прирост постоянного населения. За восемь лет, прошедших с предыдущей переписи, в столице прибавилось почти 1,4 миллиона человек. Разумеется, столь резкий скачок произошел за счет мигрантов. Однако в официальных источниках вы не найдете информацию о количестве московских «неграждан». Между тем на протяжении всей истории Москвы (регулярные подсчеты жителей ведутся с XVII века) миграция была если не единственным, то уж точно основным источником роста численности столичного населения. Следовательно, коренные москвичи всегда были или в абсолютном меньшинстве, или не превышали половины от общего количества жителей.
По данным доктора исторических наук Василия Филиппова, в 1902 году местных уроженцев в Москве насчитывалось лишь 27,6 процента. Остальные более 70 процентов горожан не родились в Москве. В 1912 году уже около 85 процентов жителей города появились на свет за пределами Белокаменной. После 1917 года положение дел немного изменилось, поскольку советская власть принялась жестко контролировать перемещения граждан. И тем не менее в 1926 году более половины жителей Москвы не являлись уроженцами города.
Сегодня ситуация с коренным населением не сильно отличается от предыдущих эпох. Миграционная активность девяностых и нулевых годов — не новость в летописи города, и связана она с либеральными реформами в стране, которые и приводили к наплыву граждан в Москву. Первый массовый натиск мигрантов на Первопрестольную совпал с итогами модернизации Александра II. Только за три года, с 1868-го по 1871-й, население Москвы увеличилось на треть — с 416 тысяч до почти 602 тысяч человек. Второй раз резкий всплеск случился лишь в 60?е годы ХХ века, когда в основном за счет колхозников, получивших паспорта при Никите Хрущеве, население города выросло более чем на миллион человек.
Истины ради надо заметить, что Москва не всегда была главным в России центром притяжения мигрантов. Трижды в истории город довольно активно терял своих жителей. Массовая убыль населения произошла в результате переноса столицы в Санкт-Петербург. Потери фиксировались на протяжении почти всего XVIII века. Достаточно сказать, что первая перепись москвичей 1638 года зафиксировала примерно 200 тысяч жителей. А в 1785 году в Москве проживало лишь около 189 тысяч душ. Второй раз Москва обезлюдела после Отечественной войны 1812 года. Тогда население уменьшилось с 300 тысяч в 1811 году до 215 тысяч в 1813 году. Еще раз из Москвы массово бежали после революции 1917 года. Всего за пять лет (1915—1920 годы) население «усохло» почти на 200 тысяч человек и составило 1028200 человек. С тех пор, правда, уже никто больше не сомневался, что Москва — город самый хлебный, и за девяносто лет москвичей стало больше в 11 раз.
Правда, последняя миграционная волна имеет серьезное отличие от всех предыдущих. Если верить официальной статистике, на протяжении всего XX века неизменным оставался национальный состав жителей столицы. В XIX веке в Москве русский язык родным назвали 95 процентов горожан. В 1912 году русские в городе составляли 95,3 процента, в 1926-м — 87,4, в 1959-м — 89,5, а в 2002 году — уже 85 процентов. По данным последней переписи мы, несомненно, увидим снижение доли русского населения. Многие эксперты полагают, что официальная численность титульной нации в столице искусственно завышена, чтобы не обострять непростые межнациональные отношения.

Сами не местные
Если с общим подсчетом столичных жителей власти худо-бедно разобрались, то понять с помощью официальной статистики, сколько на сегодняшний день в городе иноземцев, не так просто. Когда статистики и чиновники говорят о населении Москвы, в эту категорию, в том числе, попадают все постоянно проживающие в городе «заморские гости» или те из них, кто имеет как минимум годичную регистрацию. Но узнать количество москвичей-«неграждан» может помочь статистика избирателей города.
Итак, в столице проживает 11 миллионов 700 тысяч человек. Согласно же данным избиркома Москвы на 1 июля 2010 года избирателей числилось лишь 7 миллионов 63 тысячи человек. Под этими официальными данными стоят подписи экс-мэра Юрия Лужкова и главы избиркома столицы Валентина Горбунова. Цифры избирателей вряд ли берутся с потолка. Во всяком случае те лица, которые представляют сведения, знают, что по закону несут ответственность за их достоверность и полноту. Значит, в городе не имеют права голоса 4,6 миллиона его постоянных жителей, что очень много.
Происходит это по нескольким причинам. Например, права голосовать лишены лица, не достигшие 18 лет. Сколько их в Москве? Несовершеннолетние почему-то указываются в официальных источниках только в процентах от общей численности москвичей. По одним данным, в 2008 году в общей структуре населения столицы доля детей в возрасте до 14 лет составляла 11,6 процента, подростков 15—17 лет — 2,7. То есть всего 14,3 процента. По сведениям московской службы статистики, население Москвы моложе трудоспособного возраста (в России этот возраст для мужчин и женщин начинается с 16 лет) в том же 2008 году составляло 12,6 процента. Эти данные находятся на сайте Мосгорстата. В отделе переписи населения и демографической статистики этого ведомства «Итогам» согласились назвать и абсолютное количество «жителей города обоего пола до 18 лет». На 1 января 2010 года оно составило 1 531 995 человек. Данных о москвичах, признанных судом недееспособными вследствие психических расстройств, а также осужденных за преступления, в открытой статистике нет, но вряд ли таковых в Москве наберется даже несколько тысяч.
Таким образом, складывая первые две округленные цифры — граждан, имеющих право голоса (7 миллионов), и детей (1,5 миллиона) — и вычитая полученный результат из общего числа «постоянных» москвичей (11,7 миллиона), получаем 3,2 миллиона неких «мертвых душ» — постоянно живущих в городе немосквичей. Видимо, именно из-за этого обнаруживаются некоторые нестыковки в статистических данных.
Например, в 2002 году на пресс-конференции тогдашнего главы комитета по делам миграции столичного правительства Сергея Смидовича было сказано, что «население Москвы составило 8530 тысяч человек, сократившись с 1991 года на 457 тысяч». При этом, по его словам, «благодаря «маятниковой» миграции постоянное дневное население Москвы исчисляется в 11,5 миллиона человек». Однако, по данным Мосгорстата, в том же 2002 году постоянное население столицы без всяких «маятников» не уменьшилось, а выросло до 10 миллионов 327 тысяч.
Ирина Щербакова объясняет нестыковки ведомственных данных просто. В списках избиркома числятся только москвичи, зарегистрированные по месту жительства. К ним надо добавить их несовершеннолетних детей. Вот и все «официальные» москвичи. Помимо этого в число жителей Москвы статистика включает еще 3,2 миллиона человек. Это постоянно живущие в Первопрестольной иностранцы, а также граждане России, зарегистрированные в Москве по месту пребывания. Последние, согласно Избирательному кодексу столицы, не включены в избирательные территориальные списки на выборах в органы власти столицы. А если учесть не затронутых переписью и текущим учетом россиян, снимающих жилье в Москве, но не прописанных в нем, а также гастарбайтеров из-за рубежа, зарегистрированных на срок менее года или проживающих нелегально, то «неграждан» в Москве оказывается примерно столько же, сколько и полноправных москвичей. Эти данные косвенно подтверждают и социологи. Еще недавно советник руководителя департамента по культурному наследию Москвы Николай Переслегин привел обескураживающие результаты социологического опроса, согласно которому 53 процента столичных респондентов не считают себя москвичами. Официальная статистика, по сути, подтверждает этот вывод. Примерно половина живущих в Москве людей являются либо гражданами других государств, либо временно зарегистрированными в столице россиянами, либо нелегалами.

Плавильный котел
В целом данные текущей статистики подтверждают исторически сложившийся факт: Москва — город мигрантов. Если вычесть из числа «официальных» москвичей тех, кто обрел этот статус относительно недавно, то число коренных жителей столицы окажется примерно на том же уровне, что и в 20-е годы прошлого века. Нынешний демографический сдвиг по масштабам соответствует тому, что имел место почти сто лет назад.
Впрочем, есть еще одно существенное отличие последней миграционной волны от всех прежних. Ранее Первопрестольная затягивала в себя трудовые ресурсы из регионов Российской империи, а затем — СССР, очень быстро ассимилируя их и превращая в обычных москвичей. Прежде всего потому, что мигранты в подавляющем большинстве были гражданами (подданными) одной страны и, более того, представителями одной нации. В последние же годы большинство мигрантов оказываются иностранцами, подчас плохо владеющими русским языком, из-за чего интеграция их сильно затруднена.
Эта тенденция, как показывает опыт практически всех европейских столиц, будет только нарастать. Центр миграционных исследований прогнозирует рост населения Москвы к 2020 году до 16 миллионов человек. Ситуация с немосковскими москвичами к этому времени может стать острой проблемой. И дело даже не в том, что кто-то плохо понимает государственный язык или не вписывается в традиции. Даже те, кто знает и вписывается, оказываются ущемленными в правах: представьте ситуацию, когда абсолютное большинство москвичей окажется лишено возможности влиять на формирование местной власти. А если они никого не выбирали, то ни за что и не отвечают — то есть не чувствуют себя дома.
Впрочем, сама власть, похоже, постепенно начинает осознавать опасность нынешней миграционной политики. С одной стороны, новый мэр Москвы Сергей Собянин на заседании столичного правительства потребовал с этой политикой разобраться и прекратить необоснованный приток иностранной рабочей силы в столицу. С другой, ФМС обещает сделать регистрацию по месту жительства уведомительной и даже отменить внутрироссийские паспорта, заменив их пластиковыми картами, служащими удостоверениями личности. Пресловутую прописку в такой документ не проставишь. А значит, и россиян без московской регистрации будущей столичной полиции отлавливать будет крайне сложно. Да и необходимость в этом отпадет — при уведомительной регистрации число нелегалов должно резко снизиться. Если еще и изменить Избирательный кодекс Москвы, позволив обладателям российских паспортов голосовать по месту пребывания (так делается во всем цивилизованном мире), процесс интеграции «понаехавших» в московское общество будет значительно облегчен. Сегодня же получается, что в Москве действует избирательный имущественный ценз — голосовать, по сути, могут лишь собственники жилья, члены их семей и ответственные квартиросъемщики муниципального жилья.
Этих мер в принципе должно хватить, чтобы «Мигрант-сити» вернулся на исторические круги своя. То есть вновь стал городом, быстро превращающим «понаехавших» в единую общность людей — москвичей.

Денис БАБИЧЕНКО. «Итоги», 29 ноября 2010 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.