Rambler's Top100

№ 433 - 434
6 - 19 сентября 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Миграция XXI век», «Трибуна» и «Независимая газета» о демографических проблемах России
«Независимая газета» о демографической ситуации в регионах
«Российская газета» об алкоголизации в России
«Русская служба RFI» и «Время новостей» о жаре и смертности в Москве
«Эксперт» о людских потерях в Чеченской войне
«Liter.kz» о демографических и миграционных проблемах Казахстана
«Экспресс-К» об эмиграционных намерениях казахстанцев
«Огонек» о международной миграции в кризис
«Озодлик Радиоси» о переводах узбекских мигрантов
«Financial Times» о зарплатах экспатов
«Коммерсантъ» о ситуации на российском рынке труда
«Известия» о труде мигрантов в сфере обслуживания
«РБК daily» об одном трудовом ограничении для иногородних в Москве
«Известия» об исламской проблеме Германии

«Эхо планеты» о цыганской проблеме Европы
«Время новостей» об отношении россиян к межнациональным бракам
«Беларусь сегодня» о фиктивных браках в Белоруссии
«РБК daily», «Коммерсант» и «Новые известия» о пенсионном возрасте во Франции и Германии
«Коммерсантъ» и «Российская газета» о пенсионом возрасте в России
«Новые известия» о стариковских приписках в Японии
«Новые известия» о реформе медицинского страхования в Чехии
«Медицинская газета» о пользе перинатальных центров
«Haaretz» об абортах в Израиле
«Огонек» о достижениях репродуктивных технологий
«Огонек» о том, как родить без мамы
«Коммерсантъ» о российском профобразовании
«The Guardian» о нехватке еды

… о труде мигрантов в сфере обслуживания

Трудности перевода

В сфере обслуживания трудится все больше приезжих из ближнего зарубежья

Мало кто из посетителей сетевых супермаркетов не сталкивался с проблемой, когда сотрудники просто не знают русского языка! Эксперты отмечают - ритейлеры будут все активнее использовать труд мигрантов. Но сами игроки рынка заверяют, что в списке требований к кандидатам обязательны разрешение на работу, владение русским языком и коммуникабельность.
Отечественный потребитель не избалован сервисом, но с каждым годом требовательность к сфере обслуживания растет. В России сегодня работает много иностранных компаний с наработанными годами стандартами ведения бизнеса. В условиях конкуренции их технологии давно переняли и российские бизнесмены. Сети растут, бизнес развивается, а дефицит линейного персонала только обостряется - текучка кадров в низшем звене очень высока.
Ситуация осложняется еще и тем, что не каждый гражданин России, и особенно житель столицы, пойдет работать кассиром или официантом, поэтому компании нанимают граждан ближнего зарубежья.

Понимай нету
«Безусловно, количество кассиров и официантов, которые прибывают из бывших республик Средней Азии или Закавказья и трудоустраиваются в Москве, растет, - комментирует директор по развитию рекрутингового агентства Penny Lane Personnel Елена Егорова. - Это несомненный тренд, который будет, на мой взгляд, только крепнуть в ближайшие годы». В основе этого тренда - демографические сложности кадровой политики и специфика труда, не требующего высшего или профильного образования и соответствующего низкой заработной плате.
Подготовка персонала, занятого в сегментах HoReCa, ритейл - это достаточно затратный и трудоемкий процесс и по времени, и по вкладываемым денежным средствам. Причем часто «новобранца» нужно сразу же ставить в строй. «Отсюда и сложности: не каждый работник быстро овладевает профессиональными навыками качественного обслуживания, не каждый проявляет ярко выраженные способности к профессии сферы услуг, - объясняет Елена Егорова. - Здесь проявляются сложности в разнице воспитания, среде проживания, менталитете, языковом барьере».

Каждый решает сам за себя
Кадровая политика у компаний различна. Некоторые берут только граждан России - например, в сети «Грабли» на низшие позиции набирают исключительно россиян. Но большинство работодателей не акцентирует на этом внимание - главное, чтобы было разрешение на работу.
В компании Subway, по словам вице-президента Subway Russia Геннадия Кочеткова, каждый франчайзи сам осуществляет наем персонала. «Есть франчайзи, которые нанимают только русских, но есть и те, кто использует мигрантов - они дешевле, - рассказывает Геннадий Кочетков. - Все зависит от состояния рынка труда в данном регионе и от той клиентуры, на которую нацелена услуга конкретного ресторана. В некоторых ситуациях клиенты не пойдут в заведение, в котором их будут обслуживать мигранты, плохо знающие наш язык. Мы реагируем на рынок, который диктует нам принципы организации нашей услуги».
В компании отмечают, что требования к соискателям минимальны. Главное - знание русского языка и умение доброжелательно общаться с клиентами. «Это ключевое требование, которое ограничивает возможности использования мигрантов, - добавляет вице-президент Subway Russia. - Но в то же время у нас есть прекрасные примеры работы мигрантов, которые знают русский и свободно общаются с клиентами. Далеко не все русские могут свободно общаться с клиентами в сфере услуг».
В компании Х5 Retail Group отмечают, что на должности кассира и оператора торгового зала могут брать людей без опыта, потому что в Х5 открыты учебные центры, но основные требования к соискателям - это наличие всех документов, необходимых по трудовому законодательству, гражданство России или Белоруссии. Есть более сложные должности - к примеру, мобильный кассир (это люди, которые могут работать в разных магазинах в течение дня, где возникают очереди) должен иметь опыт работы один год. Желательно, чтобы кассиры знали программы ПК Word и Exel.

Можно все
По словам директора по персоналу «Ашан Россия» Валери Маршадур, на работу в компанию принимаются соискатели - граждане России, имеющие разрешение на работу. Сотрудники компании «Ашан» должны систематически выполнять свои должностные обязанности и не терять доверия со стороны предприятия.
«Мы набираем персонал каждый месяц, а количество набора зависит от наших открытий магазинов. Вы можете быть удивлены, но профессия хозяйки касс - как мы называем в «Ашане» кассиров - меньше всего подвержена текучке, - рассказывает Валери Маршадур. - У нас сейчас работает более 21000 сотрудников».
А вот в компании «МЕТРО Кэш энд Керри» наличие гражданства России не является преимуществом для работы. «Но наличие всех документов, подтверждающих анкетные данные и статус кандидата, наличие необходимых разрешающих работу документов, знание русского языка - обязательны», - рассказывает руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям «МЕТРО Кэш энд Керри» Оксана Токарева. Основные требования - это желание работать в торговой сети (все-таки существует своя специфика), наличие базовых знаний и представлений, заинтересованность, желание и способность хорошо обслуживать клиентов, доброжелательность и желание развиваться. «Как правило, сложности связаны с тем, что работа в торговых сетях характеризуется двумя параметрами - она не является физически легкой и постоянно находится в процессе внедрения каких-либо новшеств или технологий, - комментирует Оксана Токарева. - Это специфика отрасли. И не всегда кандидаты готовы это принимать».
И в «Ашане», и в «МЕТРО» отмечают, что кадровая политика компаний в России и в других странах их присутствия едина. «Есть общие корпоративные стандарты и принципы, в частности и в области подбора персонала, которым следуют все страны, в которых работает «МЕТРО Кэш энд Керри», - говорит Оксана Токарева. - Более того, основные, базовые принципы практически одинаковы у всех международных торговых сетей». Государственные органы власти в России, по словам представителей компании, никак не вмешиваются в кадровую политику. «Могу отметить как особенность, что в «Ашан России» карьерный рост происходит быстрее, чем в других странах присутствия сети, - отмечает Валери Маршадур. - Россия является многонациональной страной, все ее жители обладают равными правами, поэтому любое ограничение в данном вопросе будет противоречить Конституции».
На счет многонациональности и равных прав - кто спорит. Вот только иностранцы явно лукавят.
Когда политика заработных плат такова, что на работу могут устроиться только полуграмотные мигранты, а местное население нет, это уже называется по-другому. Причем это понятие - «социальная ответственность» - хорошо знакомо иностранным ритейлерам по «цивилизованным» странам их присутствия. Представьте ситуацию, что в Германии и Франции в супермаркеты из-за низких зарплат не могут устроиться местные жители и там работают сплошь мигранты без гражданства, которые не знают немецкого или французского? Нонсенс! Еще бы, ритейлеров бы завалили судебными исками и разорили штрафами.
А в России все можно, здесь просто зарабатываются деньги. Чужая страна, чужой язык, ну и что, что персонал еще более чужой и его тоже не знает, зато дешево...

Кушайте что дают
Эксперты рынка отмечают, что кадровый вопрос стоит остро и проблема не в национальной принадлежности. «Россия никогда не славилась высоким уровнем обслуживания - вспомните типичного советского продавца или официанта, - отмечает партнер «Моор Стивене СНГ» Елена Тихненко. - Вопрос не в национальной принадлежности, а в уровне тренинга, контроля и мотивации персонала». Например, в США в сервисном бизнесе очень высок процент эмигрантов и людей, для которых английский не является родным языком. Но уровень сервиса остается одним из самых высоких в мире. В некоторых сетях введен тест на знание английского языка при принятии на работу.
Если компания, привлекающая иностранную рабочую силу, не будет проводить обучение таких сотрудников и разрабатывать для них системы мотивации, вряд ли это улучшит финансовые показатели - потребитель уйдет туда, где его лучше обслужат. «К сожалению, работа в сервисном бизнесе не является привлекательной для молодежи, что и приводит к ситуации, когда предприятия вынуждены привлекать иностранную рабочую силу, - добавляет Елена Тихненко. - Введение дополнительных ограничений в ТК не является решением проблемы».

Права и обязанности
В соответствии с третьей частью статьи 62 Конституции Российской Федерации <иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».
Согласно Трудовому кодексу, на территории России правила, установленные трудовым законодательством, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ.
«Руководство таких крупных торговых центров, как «МЕТРО», «Ашан», Billa, рассчитанных в основном на крупные розничные продажи, принимает на работу мигрантов исходя из того, что в таких торговых сетях покупатель сам себя обслуживает и особенно не нуждается в помощи продавца, - комментирует юрист МКА «Николаев и партнеры» Тамилла Сакварелидзе. - Запросы на заработную плату, в отличие от граждан РФ, у мигрантов ниже».
Конечно, данные отношения прежде всего регулируются федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в РФ».
В соответствии со статьей 2 закона работник должен обязательно иметь разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории России трудовой деятельности. Тамилла Сакварелидзе отмечает, если у работника отсутствуют необходимые документы, иностранный гражданин или лицо без гражданства могут быть подвергнуты административному выдворению за пределы России на основании постановления суда.
Соответственно работодатель при наличии законных оснований также будет привлечен к административной ответственности по ст. 18.15,ч. 1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию - например, в виде крупного штрафа. Проверки сотрудниками УФМС проводятся достаточно часто. Правда, это как-то незаметно - число лиц славянского типажа в залах магазинов продолжает сокращаться.

Ольга ДОЛГОВА. «Известия», 26 августа 2010 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.