Rambler's Top100

№ 411 - 412
22 февраля - 7 марта 2010

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Радио «Свобода»» о миграции и рождаемости в России
«Время новостей» об итогах нацпроекта «Здоровье»
«Ведомости» о привлечении умов в Россию
«Итоги» о возврате утекших умов
«Время новостей» о бедности и доходах в России
«Радио Аззатык» о переселении оралманов в Казахстан
«Новые известия» о русском образовании и образовании для русских в США
«Газета» о мигрантах и дактилоскопии
«Ведомости» и «Лента.ру» о регистрации в России
«Белорусские новости» о последствиях снижения смертности
«Белорусские новости» о проблемах здравоохранения в Белоруссии
«EUobserver.com» о новом вызове туберкулеза
«ВВС» о доступности антиретровирусной терапии в Африке
«New Scientist» о возможной прививке от ВИЧ
«Деньги» об экономике родовспоможения в России
«Зеркало», «Молдавские ведомости» и «Беларусь сегодня» о репродуктивном здоровье в Азербайджане, Молдавии и Белоруссии

«Итоги» о ВРТ и здоровье
«Белорусские новости» о суррогатном материнстве в Белоруссии
«Эхо» о ранних браках
«Новые известия» о межконфессиональных браках и брачной обрядности
«Профиль» и «Коммерсантъ» о безработице в России
«Ведомости» о матерях и работе в США
«Коммерсантъ» о прожиточном минимуме москвичей
«Ведомости» о желании пенсионеров работать
«Opec.ru» о проблемах пенсионной системе в России
«Коммерсантъ» о концепции национальной политики в Москве
«Время новостей» о годовщине депортации «наказанных народов»
«Мегаполис» о первых итогах и просчетах переписи в Казахстане
«Коммерсантъ» о Грузии как дальнем зарубежье и миграционной статистике
«Новые известия» об амнистии одиноким родителям и беременным
«Время новостей» об одиночестве
«Коммерсантъ» о досуге во время кризиса

… о межконфессиональных браках и брачной обрядности

Венец – делу начало

Что бывает, когда женятся представители разных религий

Накануне дня всех влюбленных католический епископат Австралии разослал прихожанам и школьникам брошюры о необходимости романтики в супружеской жизни. Не остались в стороне от сезонных разговоров о любви и браке и представители РПЦ. Так, митрополит Волоколамский Иларион на днях напомнил, что РПЦ допускает возможность смешанных браков между христианами разных конфессий и посетовал, что на практике священники нередко отказывают любящим заключить союз. С еще большими проблемами сталкиваются влюбленные разной веры. Недостаток межрелигиозных союзов еще и в разнице менталитетов, которая, по мнению психологов, способна уничтожить даже самые крепкие чувства.
Вопрос межконфессиональных браков в православии был оговорен еще в XVIII веке. «Раньше брак заключался в той конфессии, к которой принадлежала невеста, – пояснил «НИ» диакон Андрей Кураев. – Если брак заключался между православным и католичкой, то обряд венчания совершался по католическим традициям. Позже православная церковь настояла, чтобы при заключении межконфессионального брака венчание проходило в православии. Сегодня бывает и такое, что люди венчаются по традициям обеих конфессий, хотя двойное венчание вызывает сомнения у православной церкви».
А вот лютеране и католики к межрелигиозным бракам относятся лояльно. «В моей практике был только один случай, когда епископ не разрешил брак между католичкой и мусульманином, – поделился с «НИ» отец Дариус, служащий в Римско-католической церкви святой равноапостольной княгини Ольги. – Причиной тому была неуверенность в том, что молодой человек свободен. Документы без штампа о браке не всегда гарантируют свободу, тем более что в мусульманской среде весьма сильны устные договоренности между семьями». «В рамках христианского контекста межконфессиональный брак вообще не является проблемой, это довольно частое явление, – рассказал «НИ» пастор Дитрих Бюлов-Штернбек, служащий в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе святых Петра и Павла. – Проблемы могут возникнуть на бытовом уровне, например, касательно традиции молитв перед едой».
Для обвенчавшихся христиан разных конфессий, по мнению экспертов, главной темой для споров станет вопрос «Кто в доме хозяин?». «У католиков считается традиционной детоцентристская модель семьи, когда все внимание направлено на детей, – рассказала «НИ» старший научный сотрудник Института психологии РАН Ольга Маховская. – В православной семье в основном поддерживается авторитет отца, детьми занимается мать. А в протестантской модели все члены семьи равны и дети воспитываются как взрослые. Если человек был воспитан иначе – конфликтов не избежать».
Достаточно спокойно воспринимают возможность межрелигиозного союза в исламе, правда, со своими оговорками. «Согласно исламу молодые люди могут жениться на людях писания, то есть верующих в Бога: на представительницах христианства или иудаизма, – пояснил «НИ» руководитель международного департамента Совета муфтиев России имам-хатыб Рушан Аббясов. – Конечно, приоритет отдается мусульманке, но если молодой человек хочет, то он может взять в жены девушку другой религии. Принимать жене ислам или нет – остается на ее усмотрение. Это не ставится как основное условие, потому как нет принуждения в религии, вера должна появиться в душе. Что касается девушек, то они не имеют права выйти замуж ни за кого, кроме мусульманина».
Интересно, что, по мнению экспертов, мусульманская модель семьи психологически наиболее близка православной. «В мусульманской семье так же поддерживается авторитет отца, но в то же время жена практически на правах ребенка. Она исполняет роль содержанки, которая за полное обеспечение жертвует своей свободой и правами, – отмечает Ольга Маховская. – С другой стороны, мусульманский муж не пьет, работает, у него есть осознание того, что он должен кормить семью. Он может плохо относиться к жене, но он ответственно подходит к тому, что он должен обеспечить крышу над головой и пищу. Такие браки бывают относительно удачными, женщина чувствует себя защищенной».
Очень строго блюдут «честь мундира» в иудаизме. «Пятикнижие, то есть Тора, регулирует вопрос смешанных браков: в пятой книге есть заповедь, по которой вступать в брак с представителем другой национальности запрещено, – рассказал «НИ» раввин общины «Среди своих» (ФЕОР) Йосеф Херсонский. – Но на практике такие браки существуют, это называется ассимиляцией. Праздновать такую свадьбу по всем традициям абсурдно или кощунственно. Это то же самое, что благодарить Бога за некошерную пищу – Бог запретил еврею ее употреблять! Когда заключается брак между представителями разных религий, это значит, что у каждого из супругов очень неглубокое понимание собственной веры. Полноценно религиозный еврей никогда не женится на полноценно религиозной христианке. Если такой брак все же заключается, это значит, что для человека религия играет незначительную, не главную роль в жизни, проходит по касательной».
По словам Йосефа Херсонского, «чем больше несовместимых отличий, как, например, религия, тем больше проблем». Впрочем, миру в такой семье не способствуют не только противоречия в религиозных взглядах. «Союз представителей православия и иудаизма достаточно конфликтен, – считает психолог Ольга Маховская. – В иудаизме существует культ Девы Марии, развит авторитет матери, что для нашей модели семьи непривычно. Хотя стоит отметить, что возникающие проблемы обычно сглаживаются: со стороны иудеев существует тактика избегания конфликтов. Кроме того, безусловно, помогает присущее им чувство юмора».
Как считает Рушан Аббясов, основная проблема при заключении межрелигиозных браков – вопрос, как воспитывать ребенка. «Часто жена, являясь христианкой, хочет крестить чадо, а муж хочет совершить обряд наречения, прочтение Азана. Мы стараемся предупредить людей, что могут возникнуть подобные проблемы, – поделился с «НИ» имам-хатыб. – Мне известны случаи, когда родители приходят к компромиссу и оставляют ребенка до совершеннолетия в покое, не крестят его и не совершают обряд наречения. Когда дитя достигает совершеннолетия, он сам решает, какую веру примет». С тем, что именно вера ребенка может стать яблоком раздора в семье, согласны и представители других религий. «Брак между представителями разных религий, скорее всего, разрешат, если другая сторона пообещает, что дети будут воспитываться в католической вере, – говорит отец Дариус. – Также представитель другой религии должен пообещать, что не будет создавать препятствий для вероисповедания в семье».

Свадьбу – через суд
В 2005 году в суде Самары встретились представители сразу трех религиозных учреждений. Отец несостоявшегося жениха Александр Прохоров подал иск в отношении мечети, православного храма Святых Кирилла и Мефодия и католического храма Святого Сердца Иисуса, которые отказались обвенчать его православного сына Константина с мусульманкой. Истец обвинил представителей духовенства в дискриминации инакомыслящих граждан по религиозному признаку и нарушении права влюбленных на свободу вероисповедания. В своих доводах истец ссылался на Декларацию прав человека. Правда, чем «провинился» перед истцом католический храм, осталось неизвестным: Константин и его подруга не имели никакого отношения к католицизму. Суд отказал в удовлетворении иска. Поскольку церковь отделена от государства, суд не имеет полномочий обязать религиозные организации исполнять обряды или таинства.

Как вы относитесь к венчанию?
Полина ДАШКОВА, писательница:

– Я приветствую, когда многие стремятся зарегистрировать свои отношения не в ЗАГСе, пока еще не разлюбили друг друга, а венчаются в церкви. Мы с мужем обвенчались совсем недавно. До этого мы с ним прожили в браке долгое время. Причиной тому послужило появление первого ребенка. Я ни разу еще не пожалела о том, что решилась на такой шаг. Ведь это благополучно сказывается на здоровье ребенка, и судьба его в дальнейшем складывается удачно. Безусловно, в любой семье порой возникают и споры, и конфликты, но мы их преодолеваем. Венчаться следует супругам, у которых отношения друг с другом не ладятся. Или же тем, кто долгое время прожил в гражданском браке. Вначале они должны исповедоваться священнику, что все это время жили в грехе. Отношение человека к себе и окружающим после обряда венчания меняется, он начинает относиться ко всему трепетно.

Галина ДАНЕЛИЯ, супруга кинорежиссера Георгия Данелия:
– Я положительно отношусь к этому обряду. Мы в церкви не венчались, поскольку мой супруг только год назад крестился. На мой взгляд, совершать его должны люди взрослые, которые уже прожили в браке в течение долгого времени. За этот период супружеской жизни на их долю выпало немало трудных и счастливых моментов, и они сумели их преодолеть вместе, проверили крепость чувств и семейных уз. Венчание дает супругам уверенность в завтрашнем дне. А вот двадцатилетним вообще венчаться не стоит. Им кажется, что они вместе проживут долго и счастливо, и умрут в один день. Но в первую брачную ночь между ними возникает конфликт из-за пустяка, и вместо того, чтобы его как-то уладить, они разбегаются. Вообще сам священник должен давать разрешение, какой паре следует венчаться, а какой нет. Возможно, и разводов было бы гораздо меньше.

Владимир ДАШКЕВИЧ, композитор:
– Я отношусь к любому обряду положительно в том случае, если он действительно соответствует душевному состоянию человека. Мы с супругой не венчались, поскольку родители меня не крестили. Однако я считаю себя христианином. Когда человек идет в церковь, он должен для себя понять, зачем ему это нужно.

Фазиль ИСКАНДЕР, писатель:
– В принципе, к венчанию как к обряду я отношусь положительно. Мы с супругой не венчаны, но она неоднократно мне предлагала сделать это. Пока я не готов совершить такой ответственный шаг в своей жизни. Мне не нравится, что большинство молодых людей венчаются не по своему собственному желанию, а потому, что так сейчас модно.

Григорий ГЛАДКОВ, композитор:
– Мне приятно, что в России возрождаются старые добрые традиции, и то, что люди стали чаще обращаться к Богу, – особого значения не имеет, по каким причинам. Это означает, что человек благополучно прошел путь от обезьяны к человеку, а не наоборот. Сам я не прочь обвенчаться со своей супругой в церкви, ведь от этого человек только приобретает, а не теряет.

Опрос провела Елена МИШУКОВА

Некоторые люди не нуждаются в спутнике жизни
Более 10% взрослых россиян живут без партнера и нисколько от этого не страдают, выяснили социологи. Одному жить удобнее в бытовом плане, а для общения достаточно коллег по работе, Интернета и кошки, комментируют психологи. Особенно комфортно одиночество в городе – оно позволяет уклониться от излишней информации.
Доцент одного из столичных вузов Ирина Назарова определила для себя, что жить одной ей более приемлемо. Отношения с партнерами постепенно сошли на нет. На работе женщину окружали многочисленные знакомые и коллеги, дома ждала кошка. «Уединяться в своих изысканиях важнее, чем иметь житейские хлопоты», – говорит Назарова.
Без партнера в России живут 16% женщин и 12% мужчин среднего, социально активного возраста, выяснили в Независимом институте социальной политики. Современное одиночество отличается от прошлого, рассказывает «НИ» замдиректора Института демографии ГУ-ВШЭ Сергей Захаров: раньше одинокими оставались те, кто не смог в ранней молодости вступить в брак, теперь же люди «решительнее разводятся». Поэтому причина одиночества – это не отсутствие потенциальных партнеров, а нежелание вступать в отношения с ними.
Жить одному комфортнее, убежден системный администратор Алексей Жуков. Его двухкомнатная квартира превосходно технически оснащена: компьютерный уголок, домашний кинотеатр, посудомоечная машина, механическая швабра. «Совместная жизнь потребует изменений, которые могут ухудшить мою жизнь», – рассуждает Жуков. «Одиночество становится тенденцией. Люди все чаще выбирают необычные формы семьи или одинокую жизнь», – подтверждает «НИ» эксперт ВЦИОМ Ольга Каменчук.
Одиночество – прекрасное состояние. Оно позволяет тратить больше сил на собственное развитие, считает в беседе с «НИ» психотерапевт Европейского реестра Михаил Литвак. Он сравнивает общение с ярмаркой, на которой обменивают и продают то, что наработали в одиночестве. По словам Литвака, именно разрыв с партнером часто способствует профессиональному и личностному росту, а совместная жизнь этот рост нередко тормозит. Особенно комфортно одиночество в больших городах – оно позволяет укрыться от излишнего информационного потока. Дефицит общения всегда можно заполнить с помощью Интернета.
Вот только живут одинокие мужчины в среднем на семь лет меньше женатых. Одинокие женщины, напротив, живут на три года дольше замужних. Стремятся создать семью чаще женщины, но брак нужнее мужчинам, утверждает психотерапевт Литвак: при отсутствии жены мужчина обычно плохо питается и часто не соблюдает гигиену, тогда как отсутствие мужа на хозяйстве женщины никак не сказывается.

Светлана КОРОХ, Александр КОЛЕСНИЧЕНКО, Татьяна НОСОВА. «Новые известия», 12 февраля 2010 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.