Rambler's Top100

№ 295 - 296
2 июля - 19 августа 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Читайте книги

Народонаселение мира в 2007 году

Российский статистический ежегодник

Внутренняя миграция в России: правовая практика

Правовое регулирование в сфере предупреждения распространения ВИЧ-инфекции в Красноярском крае

World health statistics 2007

По страницам журналов «Народонаселение» и «Человек и труд»

Содержание журнала «Demography»


Google
Web demoscope.ru

Ж.Зайончковская, Н.Мкртчян

ВНУТРЕННЯЯ МИГРАЦИЯ В РОССИИ: ПРАВОВАЯ ПРАКТИКА

Москва, 2007, 84 страницы


Передвижение населения по территории страны косвенно регулируется основополагающими правовыми документами - Гражданским, Жилищным, Трудовым и другими кодексами, Законом о гражданстве и др. Специальным законом, регулирующим передвижение граждан по территории страны, является закон "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 года (№5242-1).
Закон базируется на конституционном праве граждан страны на свободу передвижения и не предусматривает никаких ограничений на выбор гражданином места жительства в пределах страны, за исключением отдельных населенных пунктов и зон (военных городков, пограничных и экологически опасных зон и т.п.).
Закон вводит регистрационную норму, но не как механизм управления, а как учетный механизм, фиксирующий передвижения граждан и не обладающий разрешительными функциями.
Гражданам вменяется в обязанность регистрация в органах внутренних дел как по месту пребывания, так и по месту жительства. При этом закон содержит очень важную оговорку: "Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием прав или свобод граждан" (статья 3). Эту оговорку в дальнейшим, к сожалению, придется не раз вспоминать как забытый, не отвечающий действительному положению дел, постулат.
Правила регистрации по месту жительства определены в Законе гораздо подробнее, нежели правила, касающиеся места пребывания. В первом случае очерчен набор необходимых для регистрации документов (он минимален - личное заявление, ордер или договор найма, заявление владельца жилого помещения), установлены сроки совершения данного акта (весьма жесткие - не позднее, чем через 7 дней после прибытия, подача документов и в трехдневный срок получение регистрации).
В отношении регистрации по месту пребывания, особенно актуальной для трудовых мигрантов, Закон весьма неопределен (за исключением случаев, когда регистрация совершается в гостинице, доме отдыха и т.п. учреждениях). "Место пребывания" - новая норма в российском законодательстве начала 90-х и в Законе ощущается недостаток опыта. Во всяком случае, относительно данного вида регистрации не регламентированы на порядок, ни сроки, ни перечень документов.

Стр.17-18.

Как и в отношении иностранцев, процедура регистрации граждан сильно забюрократизирована и создает широкий простор для коррупции. Вот, например, на какие процедурные проволочки указывали трудовые мигранты, опрошенные в региональных центрах России (8 городов, 1185 респондентов, 2004 год):
Большие очереди и паспортные столы - 40%;
Необходимость обойти много инстанций для сбора требуемых справок - 33%;
Умышленное затягивание процедуры с целью вымогательства взяток - 15%;
Получали разноречивую информацию о правилах оформления или не могли получить ее совсем - 12%.

Стр. 20.

В работе анализируется правовое положение внутренних трудовых мигрантов в России. На примере трех региональных центров, различающихся в отношении миграционной ситуации (Москвы, Ставрополя и Екатеринбурга), выявлены конкретные препятствия на пути внутренней миграции и проявления нарушений прав трудящихся-мигрантов из числа собственных граждан. Публикация базируется на 30 углубленных интервью с экспертами, в качестве которых привлекались представители региональных и муниципальных властей; работодатели, нанимающие внутренних трудовых мигрантов; посредники-рекрутеры и сами мигранты.

Содержание

Предисловие
Введение

1. Ключевые регионы на фоне России

2. Законодательство и нормативно-правовая база в 19 области внутренней миграции

2.1. Требования закона
2.2. Правоприменительная практика

3. Рынок труда в оценках управленцев и работодателей

3.1. Потребность в работниках
3.2. Основные способы миграции
3.3. Поиск работников
3.4. Труд мигрантов: ограничения
3.5. Равная оплата за труд

4. Барьеры внутрироссийской миграции

4.1. Необходимость регистрации
4.2. Прием на работу
4.3. Проблемы с милицией
4.4. Медицинское обслуживание
4.5. Устройство детей в школы, детсады
4.6. Получение кредитов
4.7. Проблема этничности

5. Сложности с получением регистрации

5.1. Глазами работников органов внутренних дел
5.2. Глазами мигрантов и работодателей
5.3. Кто может оказать помощь в регистрации

6. Дороговизна жилья - главный барьер на пути переселения мигрантов в крупные города

7 Конкуренция с иностранцами

8 Выводы

Приложение: Гиды для интервьюеров
1. Гид экспертного интервью с представителями властных структур и посреднических организаций
2. Гид экспертного интервью с работодателем
3. Гид экспертного интервью с трудовым мигрантом

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.