Rambler's Top100

№ 251 - 252
19 июня - 20 августа 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Мировой демографический барометр 

Правительства половины стран мира считают желательными значительные сдвиги в расселении

Уровень иммиграции удовлетворяет правительства 83% развитых и 76% развивающихся стран

Все больше стран переходит от ограничительной к избирательной политике иммиграции

Уровнем эмиграции удовлетворены правительства 68% стран мира


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Все больше стран переходит от ограничительной к избирательной политике иммиграции

Миграционная политика, проводимая в странах, преимущественно принимающих мигрантов, все в большей мере становится избирательной, а не просто ограничительной. Разрешение на въезд получают в первую очередь те мигранты, квалификация которых может найти приложение в сферах высоких технологий, испытывающих нехватку рабочей силы. В 2005 году политику поощрения иммиграции высококвалифицированных кадров проводили в 30 из 134 стран, по которым имелась соответствующая информация (то есть в 22% стран). Такая политика в большей мере характерна для развитых стран, среди которых 40% хотели бы увеличить объем иммиграции высококвалифицированных специалистов, тогда как среди развивающихся стран - только 14% (рис. 7).

Из 30 стран, проводящих политику поощрения иммиграции высококвалифицированной рабочей силы, 13 располагались в Европе, 1 - в Северной Америке, 3 - в Океании, 4 - в Латинской Америке, 8 - в Азии, лишь и 1 - в Африке.

Рисунок 7. Доля развитых и развивающихся стран, придерживающихся той или иной политики в отношении миграции высококвалифицированной рабочей силы, 1976, 1986, 1996 и 2005 годы, %

Страны традиционной иммиграции ввели соответствующие законодательные нормы, в которых основной акцент сделан на квалификации мигранта (предпочтительные категории работников в США, система баллов в Австралии и Канаде). С начала 1990-х годов система баллов стала также использоваться при наборе высококвалифицированных работников в ряде европейских стран (Великобритании, Чехии). Отбор мигрантов по квалификационным признакам значительно повлиял на состав миграционного притока. Так, в США после введения системы предпочтительных профессиональных групп в составе новых иммигрантов стало больше выходцев из Азии и Европы, а в Австралии и Канаде, где количество баллов зависит от уровня общего и профессионального образования, профессии и знания языка, заметно сократилось число членов семей - иждивенцев.

Поскольку профессиональные навыки в значительной степени определяют вероятность получения разрешения на въезд в ту или иную страну, трудовая миграция становится все более сложным процессом. В конце 1990-х годов многие "принимающие" страны, чтобы облегчить въезд высококвалифицированной иностранной рабочей силы, пересмотрели свое законодательство, а также начали реализовывать различные программы набора квалифицированных кадров. В дополнение к мерам иммиграционной политики, в некоторых странах были введены особые льготы по налогообложению для высококвалифицированных иммигрантов (значительные налоговые вычеты или полное освобождение от выплаты налога на доходы).

По состоянию на 2005 год, только пять стран - Бутан, Ботсвана, Иордания, Саудовская Аравия и ОАЭ - хотели бы сократить приток высококвалифицированной рабочей силы извне, чтобы улучшить перспективы занятости для собственных граждан.

Хотя страны, в которые направляются иммигранты, делают особенный упор на привлечение высококвалифицированных работников, старение собственного населения и рост его ожиданий в отношении рабочих мест по мере повышения уровня образования приводят к нехватке трудовых ресурсов низкой квалификации в таких отраслях, как сельское хозяйство, строительство, ведение домашнего хозяйства и уход на дому. Спрос на рабочую силу низкой квалификации удовлетворяется, как правило, на временной основе. Некоторые принимающие страны установили определенные годовые квоты и подписали двухсторонние соглашения со странами исхода иммигрантов. Такие двухсторонние соглашения обычно касаются сезонных рабочих, работающих по контракту или какому-либо проекту, работников приграничных территорий и приехавших по гостевой визе. Многие из таких работников въезжают в страну, имея временный трудовой контракт и разрешение на въезд лишь на фиксированный период времени, без возможности получения статуса для постоянного проживания. В 2005 году 11% развитых стран (5 из 47) проводили политику по увеличению трудовой миграции на временной основе, тогда как среди развивающихся стран - только 4% (4 из 108). Более того, 31% развивающихся стран хотели бы снизить число временно работающих иммигрантов, в то время как среди развитых стран таких было лишь 17%.

В большинстве принимающих стран действуют основополагающие положения, обеспечивающие возможность воссоединения семей после иммиграции в страну одного из ее членов. Однако этот принцип далеко не универсален. Специальные положения многих трудовых контрактов препятствуют иммиграции в страну членов семей работника. В ряде стран, привлекающих рабочую силу извне, ведутся дискуссии о стоимости обеспечения иждивенцев иммигрантов услугами здравоохранения, образования и социального обеспечения.

Начиная с 1980 года, воссоединение семей служило основой иммиграции во многие страны, особенно Европы. Большинство мигрантов в Данию, Канаду, Норвегию, США, Францию и Швецию получали разрешение на въезд именно по мотивам воссоединения семей. Высокий уровень такой миграции вызывал постоянные споры в ряде стран. В последние годы некоторые европейские страны - например, Дания, Ирландия, Италия и Франция - стали ограничивать въезд членов семей. Принцип воссоединения семей обеспечивает целостность семьи, но миграционные потоки, основанные на нем, плохо поддаются регулированию. Нередко он приводил к таким злоупотреблениям, как фиктивные браки, использовавшие принцип воссоединения семей для торговли людьми. Поэтому в некоторых странах были ужесточены требования для получения разрешения на въезд супругов иммигрантов (повышение минимального возраста, предоставление статуса для постоянного проживания только после определенного периода или после подтверждения успешной интеграции).

Из 135 стран, по которым в 2005 году имелась информация об иммиграции для воссоединения семей, 12% хотели бы снизить ее уровень, 62% - поддерживать на сложившемся уровне, 5% - увеличить, а 21% стран предпочитали не вмешиваться в этот процесс. Причем если доля правительств, стремящихся ограничить иммиграцию с целью воссоединения семей, примерно одинакова среди развитых, и развивающихся стран (то есть порядка 12%), то среди развитых стран больше приверженцев идеи увеличения этого типа иммиграции - 9% против 3% среди развивающихся стран.

Страны, принимающие значительное число иммигрантов, все чаще прибегают к политике интеграции мигрантов. В 2005 году такой политики придерживались правительства 75 стран мира, тогда как в 1996 году - только 52. Среди развитых стран в 2005 году таких было 84% (37 стран), среди развивающихся - 47% (38 стран). И хотя ассимиляция является основным средством интеграции, во многих развитых странах все чаще признают и поддерживают те преимущества разнообразия, которые привносит в общество иммиграция. Чтобы обеспечить минимальные стандарты прав человека, во многих странах приняты особые положения, гарантирующие свободу вероисповедания и использования различных (а не только государственных) языков. Во многих развитых странах предпринят ряд инициатив для облегчения адаптации и интеграции иммигрантов в новое сообщество с помощью курсов по обучению языку и знакомству с жизнью и культурой страны. Однако процессы интеграции не всегда протекают гладко, особенно в тех странах, где рожденные за рубежом имеют худшие, по сравнению с гражданами, возможности трудоустройства и чаще оказываются безработными. Это побуждает некоторые страны вводить особые общеобразовательные и профессиональные программы для иммигрантов.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.