Rambler's Top100

№ 249 - 250
5 - 18 июня 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Мировой демографический барометр 

Новый обзор политики стран мира в области населения

Список наиболее острых проблем возглавляет СПИД

42% стран считают темпы прироста своего населения удовлетворительными, 39% - слишком высокими, 19% - слишком низкими

65% развивающихся стран считают свой уровень рождаемости слишком высоким, 54% развитых – слишком низким

Доля стран, считающих приемлемым сложившийся в них уровень смертности, увеличивается за счет развивающихся стран


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

65% развивающихся стран считают свой уровень рождаемости слишком высоким, 54% развитых - слишком низким

Вся информация, собираемая о тенденциях рождаемости, с достаточной очевидностью свидетельствует о снижении рождаемости в большинстве стран мира. Число стран, в который коэффициент суммарной рождаемости составляет в среднем 4 и более ребенка на женщину, сократилось за 1975-2005 годы со 129 до 56. В результате, значение этого коэффициента для мира в целом снизилось с 4,5 до 2,6 рождения на женщину.

Снижению рождаемости в развивающихся странах во многом способствовало растущее осознание их правительствами неблагоприятных последствий чрезмерно высокого роста и рождаемости населения и необходимости проведения политики по их снижению.

Если в 1976 году сложившийся уровень рождаемости считали чрезмерно высоким в 37% стран мира, то в 1996 году - уже в 45%. Однако к 2005 году их доля немного снизилась - до 41%. Среди развитых стран таких практически нет (кроме одной в 1996 году), но среди развивающихся - более половины (рис. 4). Доля государств, озабоченных чрезмерно высокой рождаемостью, неуклонно возрастает среди наименее развитых стран мира - с 31% в 1976 году до 88% в 2005 году. В группу стран, правительства которых расценивают сложившийся уровень рождаемость как слишком высокий, входит большинство развивающихся стран Африки, Южной, Юго-Восточной и Центральной Азии. Эволюция правительственных оценок уровня рождаемости особенно наглядно прослеживается на примере африканских государств: если в 1976 году только треть из них считали его сложившийся уровень рождаемости слишком высоким, то к 2005 году - уже три четверти.

Устойчиво низкая рождаемость также беспокоит все большее число стран, в основном развитых. Коэффициент суммарной рождаемости в развитых странах опустился в 2000-2005 годах гораздо ниже уровня простого воспроизводства - до 1,6 рождения на женщину в среднем. Поэтому, если в 1976 году менее четверти развитых стран считали сложившийся уровень рождаемости слишком низким, то в 2005 году - уже почти две трети.

Рисунок 4. Оценка национальными правительствами уровня рождаемости в стране, 1976, 1986, 1996 и 2005 гг., %

В отличие от прошлых лет, когда осознание чрезмерности высокой рождаемости, как правило, не сопровождалось проведением целенаправленной политики по ее снижению, сейчас практически все страны, оценивающие сложившийся уровень рождаемости как слишком высокий, пытаются снизить его.

Если в 1976 году более половины стран мира (52%) проводили политику невмешательства по отношению к уровню рождаемости, то в 2005 году - менее четверти (24%). Среди развивающихся стран доля государств, реализующих мероприятия с целью снижения рождаемости, возросла с 34% в 1976 году до 56% в 1996 году и 53% в 2005 году (рис. 5).

Одним из наиболее значительных достижений в области политики населения за последнее десятилетие стало увеличение числа африканских государств, заявивших о проведении политики, нацеленной на снижение рождаемости. В 1986 году их доля составляла 41%, а в 2005 году - уже 74%.

Однако, как и в случае с ростом населения, далеко не всегда наблюдается прямое соответствие между фактическим уровнем демографического параметра и его оценкой. В четырех странах Африки, в которых коэффициент суммарной рождаемости превышает 6 рождений на женщину, правительства оценивают уровень рождаемости как удовлетворительный, а правительство Габона, в котором он составляет 4 рождения на женщину, полагает такой уровень рождаемости слишком низким. Кроме того, семь стран, оценивающих сложившийся у них уровень рождаемости как слишком высокий, придерживаются политики невмешательства, а одна страна (Ангола) считает необходимым поддерживать такой уровень рождаемости.

Для снижения уровня рождаемости государства используют множество прямых и косвенных воздействий:

  • интеграция планирования семьи и безопасного материнства в систему первичного медицинского обслуживания,
  • обеспечение доступности услуг, поддерживающих репродуктивное здоровье,
  • повышение роли мужчин в сохранении сексуального и репродуктивного здоровья,
  • повышение законодательно установленного возрастного ценза для вступления в брак,
  • улучшение возможностей для обучения и занятости женщин,
  • изменение общественного мнения относительно предпочтения сыновей по сравнению с дочерьми,
  • обеспечение дешевыми, безопасными и эффективными средствами контрацепции.

Рисунок 5. Направленность политики в отношении уровня рождаемости населения, 1976, 1986, 1996 и 2005 гг., % стран

Для повышения рождаемости используется другой набор мер, таких как единовременные пособия по случаю рождения ребенка, семейные пособия, отпуска по уходу за ребенком для матери или отца, субсидии на медицинское обслуживание ребенка, жилье, налоговые скидки, гибкий график работы и обеспечение разделения обязанностей по воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства между супругами3.

Стоит отметить, что к 1967 году уже в 67 странах были введены различные схемы семейных пособий, хотя и неизвестно, во скольких из них это было сделано с целью повышения рождаемости. Из 46 стран, правительства которых оценивали в 2005 году сложившийся уровень рождаемости как слишком низкий, три четверти проводили политику ее повышения.

Глубокие экономические и политические перемены в Восточной Европе сопровождались резким падением рождаемости, в результате чего некоторые из них отличаются самыми низкими показателями рождаемости в мире. Среди факторов, обусловивших столь значительное снижение рождаемости, эксперты Европейской экономической комиссии4 выделяют политическую нестабильность, порождающую страх перед будущим и нежелание заводить детей; снижение уровня среднедушевых доходов и уровня жизни в целом; значительные изменения в общественных нормах формирования семьи и расторжения брака.

Большую роль в формировании репродуктивного поведения и сохранении здоровья детей и матерей играет политика по обеспечению доступности средств контрацепции. Непосредственная поддержка государством практики использования контрацепции означает обеспечение услугами планирования семьи через государственные больницы, поликлиники, центры здоровья и т.д. Государственная поддержка практики использования контрацепции осуществляется во все большем числе стран - к 2005 году их доля достигла 92%. В 74% стран мира оказывается непосредственная государственная поддержка, а в 18% стран - косвенная, путем поддержки негосударственных ассоциаций планирования семьи. Однако спрос до сих пор превышает предложение. По оценке на 2000 год, около 123 миллионов женщин не имеют возможности пользоваться безопасными и эффективными средствами контрацепции. За последние 30 лет все больше развивающихся стран стали оказывать прямую государственную поддержку практике использования средств контрацепции. Даже те государства, которые в недавнем прошлом отличались пронаталистской ориентацией и стремились сохранить или даже увеличить рост населения, постепенно изменили свою позицию и интегрировали семейное планирование и использование средств контрацепции в программы защиты здоровья детей и матерей (Камерун, Камбоджа, Кот-Д' Ивуар, Лаос, Оман, ОАЭ). В то же время ряд стран, прежде всего в Европе (например, Австрия, Дания, Италия, Франция и Швейцария) сократили государственную поддержку распространения средств контрацепции. Возможно, это было реакцией на снижение рождаемости до уровня, не обеспечивающего простого воспроизводства, или признанием факта, что частный сектор способен обеспечить спрос на средства контрацепции и без государственных субсидий (рис. 6).

Рисунок 6. Направленность политики в обеспечении доступности средств контрацепции, 1976, 1986, 1996 и 2005 гг., % стран


3 - Правда, по данным опроса общественного мнения, проведенного Евробарометром Европейского Союза в 2004 году, 84% опрошенных мужчин никогда не брали отпуска по уходу за ребенком и не собираются этого делать, даже будучи проинформированы об этом праве.
4 - Economic Survey of Europe, 2002, No. 1. United Nations, New York and Geneva.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.