Rambler's Top100

№ 201 - 202
2 - 22 мая 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Мировой демографический барометр  

10 лет со времени IV Всемирной конференции по проблемам женщин в Пекине

В большинстве регионов мира женщин больше, чем мужчин

Рождаемость снижается везде, кроме Северной Америки

Материнская смертность уносит жизнь одной из 7 женщин в Анголе и одной из 30 тысяч женщин в Швеции

59% замужних женщин во всем мире пользуются какими-либо способами контрацепции

В развитых странах грамотны практически все молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет, в Пакистане - 66% мужчин и 42% женщин

В Европе женщины составляют половину работающих по найму вне сельского хозяйства, в Африке и Азии – 30%

В развитых странах грамотны практически все молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет, в Пакистане - 66% мужчин и 42% женщин

Гендерные различия по охвату начальным и средним образованием постепенно сокращаются, однако в некоторых странах Африки и Южной Азии женщины заметно отстают от мужчин по этим показателям.

В целом по миру уровень грамотности людей 15-24 лет составляет среди женщин 82%, а среди мужчин - 89%. Поскольку в развитых странах проблема грамотности населения давно решена, а начальное образование является обязательным и всеобщим, данный индикатор в большинстве из них не используется. В развивающихся странах, если исключить Китай, доля грамотных среди девушек 15-24 лет составляет 76%, а среди юношей того же возраста - 85%. В результате, уровень грамотности девушей по отношению к уровню грамотности юношей в целом по миру составляет теперь 92%, а в развивающихся странах (без Китая) - 89%.

Грамотность молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет близка к полной, помимо развитых стран, во всех странах Восточной и Юго-Восточной Азии, а также в странах Южной Америки (рис. 9). Наиболее низок уровень грамотности молодых и велики гендерные различия по уровню грамотности в странах Центральной Африки (грамотны 64% девушек и 79% юношей в возрасте 15-24 года) и Южной и Центральной Азии (63% и 78%, соответственно). Из стран особенно выделяются Чад (23% и 55%), Центрально-Африканская республика (47% и 70%), Бангладеш (41% и 58%) и Пакистан (42% и 66%).

Рисунок 9. Грамотность мужчин и женщин 15-24 лет, 2000-2004 годы, %

Сокращаются различия в соотношении показателей охвата мужчин и женщин средним школьным образованием5. Если в 1995 году женский показатель составлял 90% мужского, то в 2005 году - 93% (62% женщин и 67% мужчин были охвачены средним школьным образованием), а в менее развитых странах, исключая Китай - 82% в 1995 году и 91% в 2005 году (53% женщин и 59% мужчин).

В развитых странах охват и мужского, и женского населения программами среднего школьного образования превосходит 100%, причем женщины в большей степени охвачены ими (в 2000-2004 - 103% женщин против 101% мужчин). Это относится к большинству стран Северной и Западной Европы, Австралии, Новой Зеландии, Канаде и Японии. Если в целом по Океании, Европе и Северной Америке охват мужчин и женщин средним школьным образованием близок к 100% или превосходит его, то в остальных регионах охват населения таким образованием не столь полон, причем для стран Латинской Америки и Карибского бассейна характерна большая вовлеченность женщин в среднее школьное образование (рис. 10) - 90% женщин против 83% мужчин. В ряде стран Африки эта показатели не используются или о них нет данных, но оценка в целом для Африки составляет 36% женщин и 41% мужчин, а в Восточной Африке- соответственно, 18% и 23%. В странах Южной и Центральной Азии положение несколько лучше - 45% женщин и 55% мужчин охвачены средним школьным образованием.

Рисунок 10. Охват мужского и женского населения средним образованием, 2000-2003 годы, %

По сравнению с серединой прошлого десятилетия различия между женщинами и мужчинами по степени охвата средним школьным образованием сократились во всех регионах мира, исключая те, в которых женщины и ранее были в большей степени охвачены данными образовательными программами - страны Латинской Америки,Карибского бассейна и Европы (рис. 11). В Северной Америке соотношение охвата женщин средним школьным образованием по сравнению с мужчинами несколько снизилось (со 101% до 98%) за счет США, а в Канаде осталось таким же сбалансированным (99%).

Рисунок 11. Соотношение охвата женщин и мужчин средним образованием, 1995 и 2000-2003 годы, в % к охвату мужчин


5 - Число обучающихся в средней школе относится к численности населения соответствующего "нормативного" для данной страны возраста (например, от 12 до 17 лет). Показатель может превосходить 100%, если число обучающихся по программам средней школы превосходит численность населения в возрастах, на которые, как правило, приходится такое обучение.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.