Rambler's Top100

№ 137 - 138
1 - 14 декабря 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Мировой демографический барометр  

Иммиграция в страны ОЭСР нарастает

Все больше поток трудовых мигрантов и перемещающихся с целью воссоединения семей

По-прежнему увеличивается число лиц, ищущих убежища

Миграция вносит растущий вклад в формирование населения принимающих стран

Все больше поток трудовых мигрантов и перемещающихся с целью воссоединения семей

Распределение общего потока иммигрантов по целям прибытия заметно изменялось на протяжении 1990-х годов, причем в разных странах по-разному. Число мигрантов, переезжающих по семейным обстоятельствам (сопровождающие члены семей, воссоединение семей), росло в Австралии, США, Франции и Швеции, переезжающих с целью трудоустройства - в Канаде и Великобритании, переезжающих в поисках убежища - в скандинавских странах.

Это разнообразие тенденций отражает действие тех ли иных мер миграционной политики и степень ее активности. Некоторые страны отдавали приоритет привлечению иностранной рабочей силы (Австралия, Великобритания, Швейцария), другие же (например, Канада) пытались поддерживать стабильность распределения потоков. Ряд стран, придерживающихся более жестких мер регулирования миграции, считали приоритетной не селективную миграцию, а воссоединение семей и предоставление убежища (Франция и скандинавские страны).

Несмотря на все различия между странами, семейная компонента иммиграции доминирует во многих странах ОЭСР и прежде всего во Франции, США и Канаде (рис. 8). В странах, где другие каналы иммиграции по-прежнему перекрыты, ее доля продолжает увеличиваться. Во Франции иммиграция по семейным обстоятельствам возросла в 2000 году на 22% по сравнению с 1999 годом, достигнув самого высокого уровня - 78% - от общего числа иммигрантов. В скандинавских странах роль этого компонента также возрастает. Стоит отметить, что члены семей, получающий вид на постоянное проживание, одновременно получают и право на трудосустройство.

Рисунок 8. Прибывшие на постоянное место жительства в отдельные страны ОЭСР по основным видам иммиграции, 2000, %

В Швеции и Норвегии среди иммигрантов в 2000 году больше всего было беженцев (соответственно, 41% и 38%). Доля беженцев была также высока в Дании - 24%, - хотя это несколько ниже, чем в 1999 году. При этом следует иметь в виду, что доля беженцев, показанная на рис. 8, отражает лишь число получивших статус беженца в 2000 году, а не всех подавших ходатайство о получении убежища.

Число прибывающих на работу увеличилось в 2000 году во всех рассматриваемых странах, кроме Норвегии. Оно возросло лишь на 3% во Франции, но в других странах более существенно: на 18% в Дании, на 25% в Великобритании, на 29% в Швеции и на 88% в США. Больше всего доля трудовых иммигрантов была в Австралии, Португалии, Швейцарии и Великобритании, где она превышала 50%.

Пример Австралии примечателен тем, что рост доли трудовых мигрантов (на 16% по сравнению с предыдущим годом) при снижении доли иммиграции с целью воссоединения семей (на 7%) и в поисках убежища (на 17%) ясно показывает решимость властей использовать иммиграцию, как средство, выгодное с точки зрения развития экономики в кратко- и среднесрочной перспективе. В случае с Португалией дело обстоит несколько иначе. Поскольку трудовая иммиграция там - достаточно новый феномен, вначале происходит закрепление в стране работников, а уже потом к ним приезжают семьи. Сходные тенденции характерны и для других стран Южной Европы (Италии и Испании).

Рост иммиграции с целью постоянного и особенно временного трудоустройства является важнейшей тенденцией последних лет. В 2000 году она сохранялась, несмотря на начавшийся экономический спад. Эта тенденция сложилась в результате действия нескольких факторов, включая стремление к экономической экспансии и быстрое развитие информационных технологий, для которого в ряде стран не хватало собственных квалифицированных и высококвалифицированных кадров. В этом контексте между странами ОЭСР усилилась конкуренция за привлечение недостающих человеческих ресурсов и попытки удержать собственные ресурсы, склонные к эмиграции. В связи с этим многие страны в конце 90-х годов внесли соответствующие изменения в законодательство, позволяющие облегчить въезд в страну квалифицированной иностранной рабочей силы. Новые виды специальных виз и программ были введены в Великобритании, Норвегии и Канаде.

В Германии квота в 10 тысяч специалистов по компьютерным технологиям, въезжающим по программе Green Card, была увеличена до 20 тысяч (до 2003 года). Специальные меры были разработаны для привлечения специалистов в области информационных технологий и телекоммуникаций. Они позволили привлечь в Германию с августа 2000 года по август 2001 года 8700 человек, около 2600 человек в 2000 году и 4000 тысяч в 2001 году во Францию, свыше 2700 человек в Канаду.

Помимо специалистов по новым технологиям, в первую очередь выигрывающих от введения облегченных условий получения въездных виз, схожими привилегиями пользуются и другие квалифицированные специалисты, чаще всего врачи, медсестры и другой медперсонал. Но в отличие от специалистов в области новейших технологий, для них критически важным оказывается уровень профессиональной пригодности и знание языка принимающей страны. Значительное число медицинских работников въехало в Норвегию, Великобританию, Францию и Нидерланды. Существенно различаются и причины нехватки специалистов. Если нехватка специалистов в области информационных технологий обусловлена динамичный развитием этого сектора экономики, то нехватка кадров здравоохранения отражает плохие условия использования рабочей силы и неэффективного управления сектором в последние двадцать лет.

Помимо высококвалифицированной рабочей силы, многие страны ОЭСР активно привлекают и малоквалифицированных работников, прежде всего, для работы в сельском хозяйстве, строительстве, коммунальном обслуживании и в качестве прислуги. Это относится, в первую очередь, к Италии, Испании, Португалии, Греции и США. При этом в некоторых странах основная часть этой иностранной рабочей силы находится на нелегальном положении и никак не регистрируется.

Широко распространены также визы для сезонных работников. Число выданных виз такого типа особенно быстро растет в Германии (263,8 тысячи в 2000 году) , Швейцарии (49,3) и США (33,3). Некоторые страны, включая Корею и Японию, выдают большое число виз для временной работы стажеров и учащихся, в основном для работы в промышленности. В обоих странах число иммигрантов, въезжающих по этим визам, резко возросло - соответственно, до 104,8 и 54 тысяч в 2000 году. Австралия, Новая Зеландия и Великобритания привлекают для работы на несколько месяцев иностранных студентов (программа "Работа в каникулы"). В 2000 году по этой программе в Австралию приезжали 76500 молодых людей, что на 22% больше, чем в предыдущем году и в 3 раза больше, чем в 1992 году. Великобритания привлекла 38400 студентов, Новая Зеландия - 13 тысяч.

Число временных трудовых мигрантов всех категорий быстро росло в 1999-2000 годах. В целом прирост составил 24% в Великобритании, 21% в Германии, около 18% в Японии и 10% в Корее. В абсолютном значении больше всего временных мигрантов привлекают США (505,1 тысячи человек в 2000 году, но с учетом многократного въезда), Германия (331,6) и Австралия (115,7 тысячи).

Рисунок 9. Число иностранных граждан, прибывших в Японию, страны Европейской экономической зоны (ЕЭЗ)2 и Северной Америки на постоянную работу, тысяч человек

Рисунок 10. Трудовая иммиграция в США, тысяч человек

Рисунок 11. Трудовая иммиграция в Австралию, Великобританию и Францию, тысяч человек

Рисунок 12. Трудовая иммиграция в Австрию, Венгрию, Испанию, Италию и Швейцарию, тысяч человек


2 - Кроме Италии, Португалии, Финляндии.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most